Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория конфликта. Теория конфликта в транзактном анализе описывается через концепции транзакционного взаимодействия, структурации времени и сценарного процесса.






Теория конфликта в транзактном анализе описывается через концепции транзакционного взаимодействия, структурации времени и сценарного процесса.

Транзакция - это единица взаимодействия. Транзакцией может быть фраза, одно слово, несущее смысловую нагрузку, например: «Привет». Жест, передающий то, что могло бы быть сказано. Например, рукопожатие приблизительно соответствует слову «Здравствуй». Транзакцией может быть даже выразительный взгляд, подчас говорящий больше любых слов.

Виды транзакций: явные, осознаваемые участниками общения, и скрытые, не осознаваемые участниками взаимодействия, проистекающие на бессознательном уровне. Скажем, на осознаваемом уровне два собеседника серьезно обсуждают деловую проблему. В тоже время на неосознаваемом, психологическом уровне между собой общаются и шалят два ребенка.

Конфликтные ситуации связаны с несовпадением используемых собеседниками Эго-состояний, что приводит к перекрещиванию транзакций. Например, два собеседника пытаются общаться друг с другом как Родитель с Ребенком. Такое общение непременно приводит к выяснению отношений: «Кто главнее, умнее, сильнее». Каждый из собеседников при этом считает правым только себя и считает неприемлемым компромисс, и даже само понимание позиции другого.

Структурация времени. По мнению Э Берна, один из самых важных вопросов который задают себе люди - «Что мне делать?». А одна из самых важных проблем, которые люди решают - «Как мне убить время?». Идем ли мы на вечеринку, просыпаемся ли в начале рабочей недели, вопрос структурации, убийства времени является для нас важнейшим.

Способы структурации времени:

1. Игнорирование - ситуация, когда люди не вступают в коммуникацию: не разговаривают, не переглядываются, как бы не признают факт существования другого. Психологическая дистанция в этом случая самая большая, как и уровень безопасности. Пример: два человека едут в одном вагоне электрички, сидят и смотрят в окно.

2. Ритуал - коммуникативная стратегия на уровне «Родитель»-«Родитель», призванная свести к минимуму риск при общении. Допускаются только проверенные временем и известные собеседникам фразы и жесты. Фривольность и новшества не поощряются. Красота ритуала в его предсказуемости. Фраза за фразой, жест за жестом складывается цепочка ритуала. Каждая фраза своевременна, каждый жест уместен. Человек пожимает руку, здороваясь и т. п. Ритуал - бездушен, хотя может быть наполнен аффективными переживаниями, безличен. Ритуал превращает человека в детальку, шестеренку общества и государства, но в обмен дает безопасность предсказуемости. Преимущество имеет тот, кто знает ритуал лучше: жрец или просто более старый человек. Ритуал - это сублимированная агрессия и сексуальность. В условиях быстрых изменений окружающего мира, ритуал снижает адаптивные возможности человека. Психологическая дистанция при ритуальном общении меньше, чем при стратегии «игнорирование», но уровень безопасности высок.

3. Работа - коммуникативная стратегия, приводящая к какому-либо результату. Само общение в этом случае становится профессией. В современном обществе много таких специальностей (психолог-консультант).

4. Времяпрепровождение - внешне похоже на «работу». Люди разговаривают, обмениваются информацией, но в их индивидуальной и совместной реальностях ничего не меняется, ничего не происходит - нет результата. Э. Берн в качестве примера приводит клубное общение разговоры о спорте, автомобилях, детях и т.п. В свете современных представлений о важности процессуальности отношений в менеджменте, бизнесе, консультировании тема разговора уже не может выступать определенным диагностическим критерием. Например, в ходе проведения консультации терапевт может использовать «безопасные темы» для установления контакта с клиентом, для снижения напряжения во время сессии, для смены ритма консультации и тем самым улучшать результативность терапии. Результат является критерием, позволяющим дифференцировать «времяпрепровождение» и «работу». Времяпрепровождение - это разговор двух детей, эмоционально насыщенный и мало предсказуемый. Разговор, постоянно меняющий тему и критерии своего существования.

5. Игра - коммуникативная стратегия, включающая в себя социальное общение и упорядоченный алгоритм общения на психологическом уровне. Описание алгоритма психологической игры - это жемчужина транзактного анализа и всей современной психологии. Игра и времяпрепровождение - это общение детских Эго-состояний. В этом секрет ее привлекательности и вечной новизны. Несмотря на то, что спонтанность базовое свойство ребенка, в случае с игрой, под вуалью спонтанности скрывается железный алгоритм, являющийся скорее атрибутом ритуала. Игра начинается как искрометное, увлекательное времяпрепровождение, но неожиданно превращается в бездушный ритуал, страшный в своей неотвратимости и гарантированно приводящий к аффективному состоянию. По словам Э. Берна, игра похожа на рыбную ловлю. На крючок насаживается наживка. Подплывшая рыбка видит наживку, но не видит крючка. Рыбка принимает предложение и заглатывает наживку. Убедившись, что рыбка на крючке, рыбак подсекает и вытаскивает ее на воздух. Рыбка, искавшая удовольствие (еду), получает смерть. Виды игр по степени выраженности: игры о которых безопасно рассказывать в своем социальном окружении; игры о которых сообщают только самым близким людям; игры, к которым в процессе их развития привлекаются профессионалы.

6. Интимность - это коммуникативная стратегия, являющаяся квинтэссенцией человечности. Интимность подразумевает общение без «психологических масок». Э. Берн пишет, что интимность - это любовь в широком смысле этого слова. Интимность - ответственность перед партнером и заботу о своем благополучии. В общении используется все три Эго-состояния, но при этом транзакции не пересекаются, что позволяет общаться с удовольствием.

Любопытно, что научение способности общаться, используя стратегию интимности, по мнению Э. Берна, способствует достижению цели транзактного анализа - состояния «автономности», характеризующегося ответственностью пред собой и другими.

Автономность - это «осознанность», «спонтанность» и «интимность».

Стратегии структурации времени консультирования:

Клиент «игнорирует» консультанта, делает вид, что самой такой профессии не существует. После того, как клиент примет решение все же обратиться к психотерапевту, наступает этап ритуального общения. На этом этапе стороны договариваются о правилах совместной работы, и заключается психотерапевтический контракт. «Работа» и «времяпрепровождение» сливаются в терапевтический коктейль, в котором преобладание определенного ингредиента зависит от метода, который использует консультант, его личностных особенностей, культуральных традиций и преобладающей в данный момент времени моды.

Психологическая игра – кошмар начинающих консультантов. Если ее инициатором выступил психотерапевт, его «прорабатывают» на супервизии, а в случае, когда первую скрипку сыграл клиент, размер полученного консультантом ущерба определяется степенью сыгранной игры. Ситуация взаимопонимания и психотерапевтического резонанса возникающие в процессе профессиональной психодинамической терапии очень похожа на стратегию интимности.

Сценарный процесс. Транзактные аналитики считают, что каждый из людей проживает свою жизнь не спонтанно, но по определенному сценарию. Прототипами жизненных сценариев, выступают древнегреческие мифы (сценарии Сизиф, Прометей, Эдип, Персей и т. д.) и сказки (сценарии Красная шапочка, Синяя борода, Гуси-лебеди и т. д.).

Ребенок получает установки о базовых параметрах своего жизненного сценария от родителей, которые нашли друг друга и вступили в брак, также выполняя сценарные предписания (ряд специалистов прослеживает до семи поколений однотипных сценарных процессов).

В Эго-состояние Родитель закладываются приказы, правила, будущие достижения. В Эго-состояние Ребенок - контрприказы, иррациональные убеждения, правила игр. Свобода выбора ребенка ограничена этими предписаниями. Он не может создать для себя сценарий, принципиально отличающийся от родительского, он может выбрать нюансы, призванные подчеркнуть отличия современности.

Важнейшим в создании жизненного сценария является выбор концовки.

Что будет в конце Вашей жизни? Как вы умрете? Какая эпитафия будет на Вашей могиле? Кто придет на Ваши похороны? Что будут говорить о Вас после смерти? Ответы на эти вопросы ребенок находит до трех лет. С трех до пяти создается основная фабула сюжета и определяется отношение к миру.

Возможны следующие варианты:

«Я + Ты –» – я хорош и всегда буду лучше тебя, ты плох, ты хуже меня и всегда таким останешься. Установка ведет к дискриминации других людей по различным признакам. Эта установка, часто выдается за позицию «победителя», «удачника», что, конечно же, неправильно, так как в этом случае если и возможна, то только «Пиррова победа».

«Я – Ты +» – я плох, у меня некрасивая внешность, я глуп, слаб физически и морально, ты хорош, тебе повезло при рождении, в лучшем случае я могу быть твоим слугой, если ты будешь обо мне заботиться, решать, что мне делать.

«Я – Ты –» – я плох и ты плох, все люди плохи, весь мир ужасен. Всемирная катастрофа неизбежна, ничто хорошего нас не ждет.

«Я + Ты +» – наиболее зрелая установка, характеризующая автономную личность, способную к интимности. Я хорош и ты тоже, я уважаю себя и тебя. Я забочусь о себе, но уважаю и твои права.

В подростковом возрасте человек отрабатывает антисценарий, пробует «другую колею», но даже эти эксперименты проводятся в рамках семейного сценария. После того как найдена «вторая половинка», а критерий, по которому она идентифицируется – это готовность к участию в качестве партнера в совместных «психологических играх», и создания собственной семьи человек возвращается в сценарный процесс написанный им ранее.

Далее все движется к выбранному когда-то окончанию жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.