Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теоретические положения. А. Эллис является автором рационально-эмотивной философии рационально-эмотивной теории и рационально-эмотивной терапии






А. Эллис является автором рационально - эмотивной философии рационально - эмотивной теории и рационально - эмотивной терапии, которая с 1992 года называется рационально - эмотивно - бихевиоральной терапией.

Основные положения рационально - эмотивной теории, используемые в консультативной и психотерапевтической работе с супругами, родителями: мышление, эмоции и поведение - это три взаимосвязанных психологических аспекта человеческой деятельности.

Мышление является главным фактором, обусловливающим эмоциональные переживания человека. Мысли о браке, о семье, партнере, о себе, о детях определяют чувства по отношению к ним. Эмоциональные и поведенческие реакции на происходящие события в семье вызываются не самим событием непосредственно, а восприятием, пониманием и оценкой этого события. Внешние события прошлого и настоящего, другие люди оказывают влияние на эмоциональное состояние и поведение человека в семье, но не они являются прямой причиной человеческих эмоций, их истоки в понимании событий прошлого, настоящего или будущего.

Три «внутренних представления» о браке оказывают решающее влияние на оценку своей семейной жизни, ее успешности: мысли и чувства по поводу собственного брака; образ идеального брака; информация о реально существующих отношениях в семьях друзей, коллег, родителей.

Несоответствие представлений об идеальном супружестве и собственным браком становится стрессом, разрушающим супружеский союз. Идеализированный брак теряет свою привлекательность и не возводится в ранг абсолюта после осознания той роли и места, которое он занимает в обществе. Когда исчезает несоответствие (в собственных мыслях) между тем, как «живет наша семья» и «как живут наши счастливые друзья» «как я хочу, чтобы мы жили», появляется шанс преодолеть стресс, изменить собственное поведение.

А. Эллис предложил модель, иллюстрирующую механизм возникновения эмоциональных расстройств. Он назвал ее ABC - азбука стресса. В этой модели:

1. A (Activating) - активирующее событие (активирующий опыт), внешнее событие.

2. В (Beliefs) - восприятие, мнения, верования, убеждения, суждения, которые человек использует для интерпретации событий.

3. С (Consequences) - следствия, эмоциональные и поведенческие реакции, которые вызываются личностными интерпретациями событий (А) с помощью суждений (В). На самом деле эмоциональное последствие С возникает под влиянием В - системы убеждений человека.

Основные принципы рационально - эмотивного консультирования:

1. Мысли - это главный фактор, определяющий эмоциональное состояние человека (как человек думает, так и чувствует).

2. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов, к которым относятся: преувеличение; упрощение; чрезмерное обобщение; алогичные предположения; ошибочные выводы; абсолютизация. Эти когнитивные ошибки А. Эллис назвал иррациональными суждениями.

Критерии того, что суждения являются иррациональными: они сформированы на основе когнитивных ошибок: преувеличение упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные умозаключения и предположения, абсолютизация; такие суждения не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты; они вызывают сильные негативные эмоциональные переживания, интенсивность которых неадекватна интенсивности стимула - значительно сильнее; они мешают человеку разумно оценить происходящее, адекватно разрешить ситуацию.

Иррациональные суждения - это ожидания человека по поводу того, чего другие люди ждут от него, и ожидания человека по поводу того, какими должны быть другие люди и каким должен быть мир в целом.

Основные категории иррациональных суждений:

1. Катастрофические установки, направленные на преувеличение масштабов негативных последствий событий. Катастрофические установки проявляются в высказываниях клиентов в виде крайних оценок типа «ужасно», «невыносимо» и т. п.

2. Установки долженствования, отражающие неадекватные требования к людям и ситуациям. Проявляются в высказываниях типа «должен», «обязан», «следует», «необходимо» и т. п.

3. Оценочные установки, направленные на определение ценности себя и других, исходя из отдельных личностных черт, поступков, качеств, аспектов. Оценочные установки предполагают, что одни люди имеют меньшую ценность, чем другие.

4. Установки на обязательную реализацию своих потребностей, которые рассматриваются как необходимые условия для счастья и выживания. Эти желания разрастаются до неадекватных требований, которые становятся источником эмоциональных нарушений.

Иррациональные установки (по А. Эллису) - это жесткие эмоционально-когнитивные связи. Они носят абсолютистский характер: приказывают, предписывают, требуют поступить тем или иным образом. Они не соответствуют реальности, и невозможность реализации иррациональных установок приводит к длительным неадекватным ситуации эмоциям.

У нормального человека есть рациональная система установок - система гибких эмоционально-когнитивных связей. Эта система выражает предпочтительный, вероятностный характер событий. Рациональной системе установок соответствуют либо эмоции умеренной силы, либо интенсивные эмоции, не захватывающие человека надолго и не блокирующие его деятельность.

5. Принимает во внимание влияние социокультурных и наследственных факторов на формирование иррациональных установок.

6. Иррациональные установки можно изменить путем активного и настойчивого наблюдения за своим мышлением, самоанализа.

Перечень иррациональных суждений:

1. Меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, а если нет, то это ужасно.

2. Когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания; они плохие люди. «Это всецело твоя вина».

3. Это ужасно, когда дела идут не так, как я хотел, планировал, ожидал.

4. Мне следовало бы быть осторожным и бдительным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий.

5. Я ничего не стою, если я бываю в чем-то некомпетентен и не постоянно добиваюсь успеха.

6. Должно существовать идеальное решение этой проблемы; я обязан быть уверенным в правильности принятого решения, я должен контролировать ситуацию.

7. Мир должен быть честным и справедливым.

8. У меня никогда не должно быть дискомфорта и боли.

9. Я могу сойти сума.

10. Лучше избегать жизненных трудностей, чем противостоять им.

11. Я нуждаюсь в ком-то более сильном, чем я, чтобы можно было на него положиться, иначе я не могу жить.

12. Эмоциональные переживания вызываются внешними событиями, у меня мало возможностей управлять чувствами или изменять их.

13. Прошлое является причиной моих сегодняшних проблем, потому что те давние события сильно повлияли на меня и будут продолжать действовать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.