Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространство и время как формы проявления и осуществления бытия мира






Пространство, филос., необходимая форма, в которой располагаются все наши ощущения; оно всегда связано с ощущениями и не отделимо от них не только в восприятии, но и в представлениях. Следовательно, П.- неизбежная форма сознания, возникающая одновременно с ним, почему и невозможны ни эмпирическое объяснение его происхождения, ни определение его сущности. Исследованию подлежат лишь наши представления о П., их психологический состав и возникновение.

Время, основная (наряду с пространством) форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений. Оно существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ, философские категории. Пространство — форма существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время — форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени — длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства — протяженность, единство прерывности и непрерывности.

Пространство и время, всеобщие формы существования материи. П. и в. не существуют вне материи и независимо от неё.

Пространственными характеристиками являются положения относительно др. тел (координаты тел), расстояния между ними, углы между различными пространственными направлениями (отдельные объекты характеризуются протяжённостью и формой, которые определяются расстояниями между частями объекта и их ориентацией). Временные характеристики — «моменты», в которые происходят явления, продолжительности (длительности) процессов. Отношения между этими пространственными и временными величинами называются метрическими.

Однако в реальной действительности пространственные и временные отношения связаны друг с другом. Их непосредственное единство выступает в движении материи; простейшая форма движения — перемещение — характеризуется величинами, которые представляют собой различные отношения П. и в. (скорость, ускорение) и изучаются кинематикой. Современная физика обнаружила более глубокое единство П. и в. (см. Относительности теория), выражающееся в совместном закономерном изменении пространственно-временных характеристик систем в зависимости от движения последних, а также в зависимости этих характеристик от концентрации масс в окружающей среде.

Понятия П. и в. являются необходимой составной частью картины мира в целом, поэтому входят в предмет философии. Учение о П. и в. углубляется и развивается вместе с развитием естествознания и прежде всего физики. Из остальных наук о природе значительную роль в прогрессе учения о П. и в. сыграла астрономия и в особенности космология.

 

31. Психика человека и его сознание.
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность организмов к адаптации в среде. Психика человека - отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром, преобразование его для удовлетворения постоянно развивающихся потребностей. психика человека имеет свои особенности по сравнению с психикой животных, на этом этапе происходит качественный скачок, определяющий появление новой категории - сознания. Психика человека, сознание - высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
Сознание человека - система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях. В процессе антропогенеза сформировался социальный фактор детерминации человеческой психики - поведение человека стало регулироваться не естественными импульсами его организма, а социальными требованиями.
В отличие от психики животных сознание человека имеет следующие существенные особенности.
1. Наряду с наследственно и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством слова. Как подчеркивает Р.С. Немов, главной особенностью отражения человеком действительности является ее представленность в виде обобщенных образов3.
2. Сознание человека отличается отражением существенных сторон, закономерных взаимосвязей действительности.
3. Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний.
4. Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием. Сознание характеризуется: 1) активностью; 2) интенциональностью, т.е. направленностью на предмет; 3) способностью к рефлексии; 4) мотивационно-ценностым характером; 5) различной степенью (уровнями) ясности.
Разнообразные определения сознания сводят его либо к понятию психики, либо даже к отдельной психической функции - мышлению.. Структура индивидуального сознания определяется семантическим полем индивида - системой усвоенных им категорий и иерархией его ценностных ориентации. Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным, интегрированным отражением мира, включает в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), и рациональное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции.


32. Сознание и его структуры: онтологическая и функциональная.

3. Фрейд построил свою структуру сознания, где, по сути, связал воедино психику и сознание.

По Фрейду, основание структуры составляет " Оно" (Id). Это " резервуар психической энергии, желаний, стремящихся к немедленному удовлетворению"; источник как разрушительных, так и творческих тенденций. Второй компонент структуры - " Я" (Ego). Это - та часть сознания, с которой человек актуально имеет дело. " Я" формируется как " оттиск" внешней реальности на массиве импульсивных влечений, страстей и неосознанных эмоций " Оно". В определенном смысле " Я" выступает посредником между внешним миром и " Оно", влечением и удовлетворением. Третий и последний компонент структуры - " Сверх-Я" (Super-Ego). Это продукт культурной среды для " Я": идеалы общества, социальные нормы, система правил и запретов. Другими словами, " Сверх-Я" - это то, что выработала культура, что усваивает человек и с чем он вынужден считаться. " Сверх-Я" проявляется в сознании как совесть. Общий анализ представленной структуры свидетельствует о том, что, во-первых, конфликтная ситуация между " желанием и долгом" находит свое отражение и выражение во всех трех компонентах структуры и, во-вторых, структура начинается из бессознательного и возвращается в него. Что касается сознания, то оно представлено " Я". Это " Я" незначительно по объему. Более того, находясь между " молотом и наковальней", оно обречено, по Фрейду, пребывать в ипостаси " несчастного сознания".

Традиционно выделяют две структуры: онтологическую и функциональную. Первая представлена уровнями осознания, надсознания и самосознания.

" Осознание" - это уровень, где информация о мире превращается в устойчивое знание с определенной мерой обоснованности и доказательности. На первом уровне осуществляется синтез перцептивных и мыслительных актов, когда информация ощущения, восприятия и представления " снимается" через систему понятий, суждений и умозаключений, когда явление уступает свое место сущности.

" Надсознание" - достаточно удачный термин, указывающий на выход этого уровня за пределы " чистого" сознания. На этом уровне осуществляется синтез информации сущего и должного на основе памяти, несущей не только рабочую информацию о мире, но и ее аксиологическую интерпретацию и волевую регуляцию. В результате продуктом сознания этого уровня являются новые идеи, проекты, гипотезы, теории.

Третьим и последним уровнем онтологической структуры сознания является " самосознание". Самосознание носит интровертивный характер, ибо направлено на самоанализ, самопознание. На этом уровне и осуществляется сознание как соотнесение знания о мире и знания о себе, и своих желаниях и намерениях. Функционирование всех трех уровней сознания обеспечивает его когнитивную, мотивационную и нормативную сферы.

Взаимодействие структур сознания и психики осуществляется по типу отношения: фигура + ее фон, где сознание выступает " фигурой", а психика " фоном", если речь идет об эмоциональном сопровождении или волевой регуляции. Но реальностью может быть и вариант противоположной направленности, когда память выступает в качестве " фигуры", а мыслительный акт является ее " фоном".

Отношение сознания и психики возможно и по типу взаимной " нагруженности". Факты восприятия, образы представления нагружены эмоциями, а мыслительные акты - памятью.

Отношение сознания и психики может осуществляться и по типу интерференции, когда наложение структур психики и сознания или их отдельных компонентов приводит к взаимному усилению или ослаблению возможностей психики или сознания.И наконец, когерентность и взаимодействие структур или отдельных компонентов психики и сознания возможны по типу обеспечения, т. е. либо психика, либо сознание обеспечивают друг друга. Как правило, психика выступает по отношению к сознанию системой его обеспечения, но и сознание может стать условием более высокого уровня ценностной ориентации, волевой регуляции; средством приумножения объема памяти.

Таким образом, проведенный анализ структур психики и сознания свидетельствует, во-первых, об их относительной самостоятельности, во-вторых, о специфической взаимосвязи и особых формах их взаимодействия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.