Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема развития воли.




Воля – сознательное регулирование еловеком его поведения и Д, выражается в умении преодолевать внешние и внутренние (свои желания и стремления) трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воспитание необходимых волевых качеств и способности к волевой регуляции является составной частью воспитания лич­ности, действующей на основе сознательных побуждений. Проблема воли имеет не только психологические, но и фило­софские и правовые аспекты. Характерно, что проблема сво­боды воли и ответственности продолжает оставаться предметом анализа и споров философов, юристов. Как отмечает Г.Г.Кравцов, воля является сравнительно мало изученной, т.к. трудно поддаются изучению. Таким образом, сложившаяся в психологии ситуация и за­просы смежных областей науки обусловливают теоретическую и практическую значимость исследований проблемы воли.

Рубинштейн: Развитие воли у детей. Развитие воли, начинаясь в раннем возра­сте, проходит длинный путь. На каждой ступени этого развития воля имеет свои качественные особенности. Развитие произвольности: 4-5 месяцев – простые предметные действия – 1г – сложные – 2 г – представления. К 3 годам – готов отказаться от приятного или сделать что-то неприятное (сначала обусловлено послушанием, привычкой, подражанием и чувством как бы обязанности и в случае ее нарушения вины перед взрослыми). Стремление к самостоятельности (понимание того, что не всегда можно делать то, что хочется). Правило поведения сначала регулярно соблюдается ребенком, только если оно закреплено у него в виде привычки, потому что для маленького ребенка слишком трудной задачей было бы постоянно сознательно регулировать свое поведение общими правилами. Ребенка нельзя чересчур изнеживать (нет необходимости делать усилия) или перегружать (непосильные задания обычно не выполняет – привычка бросать дело незавершённым). К концу дошкольного возраста и в начале школьного ребенок обычно делает в волевом развитии крупный шаг вперед, который является существенным усло­вием возможности школьного обучения. В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения возникают определенные трудности. Появление новых влечений в период полового созре­вания предъявляет новые повышенные требования к воле. У подро­стка возникает тенденция высвободить свою волю из ограничений, которые на­кладывает на нее окружение. С формирова­нием характера, мировоззрения и самосознания налицо основные предпосылки зрелой воли. Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль. ВЫГОТСКИЙ: ребёнок д. научиться послушанию путём самоовладения. Отказывается от термина воля и вместо него вводит термин «подвластное и неподвластное» действие. Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор. Воля – сознательный выбор с позиций познанной необходимости. При равенстве мотивов выбор становится невозможен и воля парализуется, временный отказ от выбора, колебания – жребий. Свобода воли не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что ребёнок сознает ситуацию, необходимость выбора. Основной закон нашего поведения гласит, что поведение определяется ситуацией, реакция определяется стимулами. Ключ к овладению поведением заключается в овладении стимулом.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.