Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие высших (культуральных) психических функций человека в онтогенезе.






Человек – продукт истории и часть природа, психологическое его развитие происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Среди них наиболее важной является наследственность (биологический фактор), среда. Обучение. Воспитание. Активность человека (социальные факторы). Наследственность – это сохраняющая и закрепленная несколькими поколениями способность организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. От наследуемых следует отличать врожденные признаки, которые приобретаются во время внутриутробной жизни (например, индивидуальные особенности возбудимости нервной системы). Среда – единство природных и социальных условий. Природная среда влияет на развитие организма. Социальная среда формирует психический склад личности. Обучение и воспитание – основная часть среды. Обучение, воспитание и развитие – сложный взаимосвязанный процесс. Также важнейшим фактором развития является активность. С возрастом роль активности в психическом развитии увеличивается. «…З. Фрейд и его последователи считали, что причины развития заложены в инстинктах, в подсознательных потребностях и влечениях. Д. Дьюи, американский психолог и педагог, утверждал, что заложенные от природы свойства личности не поддаются изменению, наследственность лимитирует воспитание».4 Развитие ВПФ в онтогенезе под влиянием этих факторов характеризуется рядом закономерностей. Отсутствие четко определяемого скачка в определении нового качества. Переходы чаще всего растянуты по времени. Возникновения нового качества ВПФ не всегда можно своевременно заметить, если не поставить специальной задачи определения психики ребенка. Неравномерность развития. В каждом возрастном периоде одно психические процессы и свойства развиваются быстрее, другие – медленнее. Периоды ускоренного развития тех или иных психических процессов называются сензитивными. Борьба внутренних противоречий, что также является и особенностью и движущей силой развития психики ребенка. В этом процессе старые представления, привычки и интересы изменяются. Так наступает новая, более высокая стадия психического развития. Управление процессом психического развития ребенка предполагает знание и учет основных противоречий каждого возрастного периода. Эта особенность связана с общебиологическим законом адаптации живых систем. В психической деятельности этот закон является в компенсаторных возможностях психики: недостаточный уровень развития одних психических процессов компенсируется более интенсивным развитием других.

 

15. Психологическая теория деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.