Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 10. Отраслевая структура размещения экономики.




Базовые межотраслевые комплексы промышленности – это комплексы топливно-энергетический, металлургический и лесостроительных материалов. Топливо и электроэнергия - важнейшие факторы жизнеобеспечения страны и каждого региона. Будучи ресурсами многоцелевого назначения, они создают широкую материально-производственную основу развития всей экономики и ее различных территориально-хозяйственных образований (промрайоны, узлы, ТПК и т. д.). Топливно-энергетический комплекс — главное опорное звено народного хозяйства. Наряду с ТЭК важная роль принадлежит межотраслевым комплексам металлургии и лесостройматериалов, которые обеспечивают регионы основными конструкционными и строительными (инвестиционными) материалами, формируя основную массу преобладающей в хозяйственном обороте промежуточной продукции. В России сосредоточено 48 трлн. м3, или 2/5 мировых разве-данных запасов, природного газа (потенциальных - втрое больше), огромные ресурсы — около 20 млрд. т — нефти и газового конденсата (1/7 мировых запасов), 6, 4 трлн. т общих геологических запасов угля (более половины — на глубине до 300 м), причем 2/3' каменного (в том числе 10% — коксующихся марок), свыше 273 млн. кВт потенциальных гидроэнергоресурсов, почти 56 млрд. т разведанных ресурсов железных руд, 73 млрд. м3 запасов древесины (гослесфонд) и т. д. Сырьевые ресурсы базовых отраслей составляют значительную долю мировых. Например, нефтяные запасы Западной Сибири сопоставимы с потенциалом нефтедобывающих стран Ближнего Востока, лесные ресурсы превосходят имеющиеся у Канады, США, Финляндии, Швеции и Норвегии, вместе взятых. Россия полностью обеспечена энергоносителями и в значительных масштабах их экспортирует. Базовые отрасли промышленности всегда развивались ускоренно, но с начала 90-х годов под воздействием кризисных явлений у них (кроме газовой) произошел резкий спад производства. В 1999 г. добыча природного газа составила 592 млрд. м3, нефти (с газовым конденсатом) — 305 млн. т, угля — 250 млн. т, выработка электроэнергии - 846 млрд. кВт-ч, производство проката черных металлов — 41 млн. т, вывозка древесины — 90 млн. м3, производство цемента — 28, 5 млн. т. Еще недавно добывалось 641 млрд. м3 газа (1990 г.), 570 млн. т нефти, 430 млн. т угля (1988 г.), вырабатывалось 1082 млрд. кВт-ч электроэнергии (1990 г.), выпускалось 78 млн. т проката (1988 г.), вывозилось 270 млн. м3 древесины, производилось 84, 5 млн. т цемента (1989 г.). Топливно-энергетический комплекс. По сравнению с довоенным временем в топливном балансе страны резко возросла доля нефти и газа, большое значение приобрел уголь открытой добычи. Самое дешевое топливо — тюменский газ и канско-ачинский уголь. Среди приоритетных направлений дальнейшего развития комплекса на первом месте должны быть активная энергосберегающая политика и обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре топливно-энергетического баланса. Размещение нефтегазодобычи в срединной зоне страны определило возможность эффективного топливоснабжения различных регионов. За последние десятилетия основные центры газовой промышленности переместились из Поволжья и Северного Кавказа на Урал и Европейский Север, а затем — в Западную Сибирь (Тюменская область), ставшую главной базой добычи природного газа (свыше 90%). Новые центры развиваются на Южном Урале (Оренбургская область) и в Прикаспии (Астраханская область), где сооружаются и действуют крупные газохимическйе комплексы, а также на Европейском Севере. Газодобыча ведется в старых районах — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Добычу, переработку и транспорт газа осуществляет крупнейшее в мире газопромышленное объединение (естественная монополия) - РАО «Газпром». Сложилась Единая система газоснабжения. Рынок товарного газа имеет обширное территориальное распространение. Сеть магистральных газопроводов, превышающая 153 тыс. км, охватила Европейскую часть с Уралом, Западную Сибирь, а также страны СНГ и Балтии. Крупнейшие (многониточные) трубопроводные магистрали идут в направлении Сибирь-Центр-Западная граница. Газ поступает на экспорт в Восточную и Западную Европу. Добыча и транспортировка газового топлива весьма эффективны. У нас впервые используются для газопроводов трубы диаметром 1220 и 1420 мм при давлении 75 атм. с пропускной способностью 20-22 и 30-32 млрд. м3 газа в год, намечается применять еще более крупные трубы — 1620 мм при давлении 120 атм. и с пропускной способностью до 60 млрд. м3. Вместе с тем в связи с проведением энергосберегающей политики и необходимостью сохранения отечественных природных богатств возникает вопрос о некотором сдерживании темпов добычи газа и строительства новых крупных газопроводов (несмотря на поступление от экспорта больших валютных ресурсов). Добыча нефти распространилась из предгорий Кавказа в район между Волгой и Уралом, а с 60-х годов - в пределы Западно-Сибирской равнины. Почти всю российскую нефть дают Западно-Сибирская (около 70%) и Волго-Уральская (более 25%) нефтегазоносные провинции. Характерно, что половину западно-сибирской нефти добывают три компании - «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и «ЮКОС». В старых нефтяных районах запасы постепенно вырабатываются, технико-экономические показатели добычи ухудшаются. Если 30 лет назад 2/3 всей нефти добывалось дешевым фонтанным способом, то теперь столько же приходится на дорогой насосный метод. Крупнейшая нефтедобывающая компания России -«ЛУКОЙЛ», важное место в отрасли занимает государственная корпорация «Роснефть». С целью укрепления позиций на внутреннем и внешнем рынке целесообразно укрупнение российских нефтяных компаний и создание мощной государственной. Единственное нефтетранспортное объединение — «Транснефть» — находится в руках государства. Большой интерес к разработке нефтяных месторождений Сибири, Европейского Севера, Дальнего Востока проявляет иностранный капитал (особенно американский и японский). Ему зачастую удается заключить недостаточно выгодные для российской стороны контракты (в том числе соглашения на основе раздела продукции), ведущие к преждевременному истощению запасов нефти. Поэтому необходимо сочетать коммерческие выгоды с обеспечением экономической безопасности при эксплуатации отечественных природных ресурсов (США стараются собственные нефтяные месторождения зарезервировать и использовать прежде всего экспортируемое топливо). На примере даже такой отрасли, как нефтяная, видно, что она пока работает гораздо хуже, чем в советское время, ее приватизация не дала должных выгод для государства и населения. Так, на 1 т добычи нефти прирост запасов составляет 0, 6 т, 1/4 скважин бездействует. Частные нефтяные компании, чтобы платить меньше налогов, установили корпоративные (внутренние) цены на нефть в 3-8 раз ниже рыночных. В государственной собственности осталась небольшая часть отрасли, тогда как в странах, где она является бюджетообразующей, доля государства составляет 80-100%. Важнейшие магистральные нефтепроводы, определяющие территориальную сферу нефтяного рынка, проложены из Северо-Западной Сибири на запад, юг, восток. Общая протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов составляет 61 тыс. км. Ряд магистралей пересекает государственную границу и транспортирует нефть на экспорт. Переработка нефти в основном размещается в районах потребления нефтепродуктов, хотя это не всегда выгодно (глава 6). Исторически нефтепереработка возникла на путях следования по Волге бакинской нефти (Волгоград, Саратов, Сызрань и др.), вдоль трасс и на концах нефтепроводов (Туапсе, Рязань, Орск, Ангарск и др.). Вместе с тем нефть перерабатывается в местах ее добычи или вблизи их - в Волго-Уральском районе (Уфа, Ново-куйбышевск и др.), на Северном Кавказе (Грозный), Европейском Севере (Ухта), в Западной Сибири (Омск). Основной рынок нефтепродуктов (продажа) совпадает с крупнейшими районами и центрами их производств: автобензина — Ярославская, Самарская, Омская, Иркутская области и Республика Башкортостан, дизельного топлива — те же регионы и Ниже-городская область, топочного мазута — перечисленные регионы (без Омской области), Ленинградская и Рязанская области. По железным дорогам нефтяные грузы перевозятся в среднем более чем на 1250 км. ч Большинство нефтеперерабатывающих заводов работает по мазутной схеме, извлекая только 3/5 легких фракций (в США — 9/10). Переход на глубокую технологию с повышенным выходом означает резкое увеличение ресурсов получаемого нефтехимического сырья, перерабатываемого при высоком потреблении электроэнергии и тепла. Поэтому реконструкция расположенных в энергодефицитных европейских районах нефтеперерабатывающих заводов в нефтехимические комбинаты хотя и диктуется техническим прогрессом, но малоэффективна с народнохозяйственной точки зрения. Такие комбинаты целесообразно создавать (несмотря на дальние перевозки готовой продукции) в районах Сибири, располагающих 1фупными источниками дешевого энергетического топлива. Почти 2/3 добычи угля приходится на Сибирь, в том числе 2/5 на Кузбасс — главную угольную базу. Восток выделяется лучшими технико-экономическими показателями освоения ресурсов угля из-за широких возможностей вести разработки открытым (карьерным) способом с помощью высокопроизводительной горной техники. Открытая добыча, составляющая половину всей добычи, осуществляется в Канско-Ачинском, Южно-Якутском и на, отдельных месторождениях Кузнецкого, Иркутского и других бассейнов. Причем приведенные затраты на тонну канско-ачинского угля вдвое меньше, чем кузнецкого (шахтного). Это создает благоприятные условия для улучшения топливоснабжения дефицитных районов и формирования на местах промышленных комплексов энергоемких производств. Добыча ведется на Дальнем Востоке, в Печорском бассейне, в оставшейся в России части Донбасса, на Урале и в Подмосковье. С переходом к рыночным отношениям угольная промышленность стала испытывать серьезные затруднения. Большинство шахт оказалось убыточным. Трудности коснулись даже Донецкого, Печорского и Кузнецкого бассёйнов, добывающих высококачественный, но зачастую дорогой уголь (из-за глубокого залегания и маломощность пластов). С точки зрения рационализации межрайонных потоков и формирования рынков угля целесообразно, чтобы зона экономического влияния каждого бассейна находилась в границах равных удельных затрат с сопредельным бассейном. Рост железнодорожных тарифов создал перекосы в районировании потребления углей основных бассейнов. Наиболее дорогой по затратам на добычу донецкий уголь стал более дешевым (с учетом стоимости доставки потребителям), чем кузнецкий и печорский в Европейской части, где потребляется примерно одинаковое количество этих видов энергетического топлива. В таких традиционных районах сбыта кузнецкого угля, как Уральский, Волго-Вятский, Поволжский, Центральный, в больших объемах начали поставляться печорские и донецкие угли. Поскольку общая добыча углей Кузбасса в два с лишним раза превышает добычу двух других, специалисты считают целесообразным положить затраты на кузнецкий уголь в основу согласования цен в районах, расположенных западнее его места добычи. Свыше 1/4 угля продается непосредственно в основных угледобывающих районах: в Кемеровской области, Республике Коми, Красноярском крае, Ростовской области, Республике Саха (Якутия). Средняя дальность перевозок каменного угля по железным дорогам составляет свыше 1000 км, кокса - 1600 км. В начале 20-х годов 9/10 всего производства электроэнергии сосредоточивалось в Европейской части, ныне более 1/3 его приходится на восточные районы, где себестоимость 1 кВт - ч в несколько раз ниже. Почти 75% электроэнергии дают пять развитых индустриальных или энергоизбыточных районов — Центральный, Восточно-Сибирский, Уральский, Западно-Сибирский, Поволжский. Определилась тенденция строительства мощных тепловых электростанций на дешевом угле открытой добычи и природном газе, крупных атомных электростанций, а также больших экономичных гидроэлектростанций. На тепловых электростанциях (без атомных) вырабатывается подавляющая часть всей электроэнергии. Самые крупные из них расположены в Центре, Поволжье, на Урале, в Западной и Восточной Сибири. В Сибири помимо действующих развернуто строительство новых ГРЭС, использующих дешевые газ и уголь. Атомные электростанции ориентируются на потребителей электроэнергии в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом или ограниченными ресурсами минерального топлива и гидроэнергии (Центр, Центральное Черноземье, Северо-Запад, Поволжье, Урал и др.). Несмотря на чернобыльскую аварию, сохраняется концепция развития атомной энергетики как одной из экономичных и безопасных отраслей (при надежной конструкции и правильной эксплуатации). Продолжается строительство ряда АЭС и АСТ (станций теплоснабжения). Самую дешевую электроэнергию (в 5—6 раз дешевле тепло-вой) вырабатывают гидроэлектростанции. Мощные ГЭС созданы на Волге и Каме, Ангаре и Енисее (Самарская, Волгоградская, Саратовская, Чебоксарская, Воткинская, Братская, Красноярская, Саянская и др.). В состав Единой энергетической системы (естественная монополия РАО «ЕЭС России») входят электростанции и сети Европейской части и Сибири. В России 7 объединенных энергетических (межрайонных) систем: Центра, Северо-Запада, Юга, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Электростанции, поставляющие электроэнергию в общую систему, именуемую федеральным оптовым рынком электроэнергии и мощности, подчиняются единой технологической дисциплине, исполняя команды по загрузке генераторов, поступающие из диспетчерского центра управления ЕЭС и диспетчерских пунктов объединенных энергосистем. Баланс спроса и предложения на электроэнергию как товар (услугу) регулируется системой общего и региональных рынков в масштабе страны. Реформа РАО «ЕЭС России» предполагает выделение в отдельные структуры генерирующих мощностей и магистральных сетей. Металлургический комплекс. Предприятия черной металлургии полного технологического цикла (чугун-сталь-прокат) служат важным районообразующим фактором, ядром формирования крупных промышленных комплексов (Урал, Кузбасс и др.). Как и заводы цветной металлургии, они относятся к энергоемким (топливоемким) отраслям и вместе с тем оказывают сильное загрязняющее воздействие на окружающую природную среду. На эффективность размещения производства положительно влияет территориальное сочетание источников коксующихся углей, энергетического топлива и железной руды. Металлургические заводы полного цикла тяготеют к сырьевым (Урал, Центральное Черноземье) или топливным (Кузбасс) базам или же находятся между ними (Череповец). Уральская металлургия (2/5 производства проката) частично пользуется собствённой железной рудой, частично рудой КМА и Казахстана и полностью привозным технологическим и энергетическим топливом (кузнецкий и карагандинский уголь и западно-сибирский газ). Укрепление местной сырьевой базы происходит начатым освоением новых рудных месторождений. Подавляющую часть металла дают Магнитогорский, Ново-Тагильский и другие комбинаты — гиганты, построенные в годы первых пятилеток (Урало-Кузнецкий комплекс). Урал — единственный район, где получают особо качественный металл (природно-легированный, из древесно-угольного чугуна и т. д.). Металлургия Центра, выплавляющая 1/5 металла (Новолипецкий, Новотульский заводы, передельные заводы), основана на главной в России (1/2 добычи) железорудной базе — Курской магнитной аномалии. В больших количествах используется металлический лом (скрап). Вследствие дефицита топлива и воды, распространения ценных земельных угодий (черноземы) сооружение и расширение комбинатов-гигантов здесь противопоказаны. Наиболее перспективно производство стали бездоменным способом (с использованием металлизованных окатышей), как на действующем Оскольском электрометаллургическом комбинате. Сибирь и Дальний Восток (1/6 производства) еще не закончили формирование своей металлургической базы (Кузнецкий комбинат, Западно-СибирскиЙ завод и др.), хотя российская металлургия располагает большими избыточными мощностями. Сырьевая база — железная руда Приангарья, Хакасии и Горной Шории (Кемеровская область), топливная - уголь Кузбасса и природный газ Томской области. Столько же металла приходится на долю Европейского Севера (Череповецкий комбинат), использующего собственные железную руду и коксующийся уголь. Комплексные технико-экономические расчеты (глава 6) показывают, что в Центральной Сибири может быть получен самый дешевый металл. Между тем свыше 4/5 черной металлургии размещается в европейских районах, испытывающих дефицит топлива и воды. По-этому загружать недоиспользуемые ныне металлургические предприятия надо прежде всего на Востоке и там же вводить в случае необходимости новые мощности, учитывая потерю металлургии Юга после разрушения СССР. Средняя дальность перевозок черных металлов по железным дорогам превышает 2, 3 тыс. км. Во избежание чрезмерно дальних и встречных грузопотоков массовых видов проката в условиях общего рынка металла целесообразно выделить предпочтительные зоны экономического тяготения главных металлургических баз, откорректировав районные балансы металла и введя поощрительно-запретительные транспортные тарифы. Крупные партии проката черных металлов реализуются в районах их производства: Кемеровской, Челябинской, Вологодской, Липецкой, Свердловской областях; стальных труб — Нижегородской, Волгоградской, Ростовской, Свердловской и Челябинской. Россия располагает сырьевыми ресурсами для всех основных отраслей цветной металлургии. Производство характеризуется организацией замкнутых технологических схем и многоступенчатой переработкой промежуточных продуктов, распространением производственно-технологического комбинирования с утилизацией отходов. Вследствие высокой материалоемкости размещение предприятий ориентируется на сырьевые базы, а при большой энергоемкости (алюминий, магний, титан и т. д.) — на районы дешевой электроэнергии. Золото- и алмазодобывающей промышленности придается первостепенное значение, поскольку она является источником продукции высокой ценности, играющей важную роль в обеспечении устойчивости финансово-денежной системы и накоплении валютных запасов. Однако развитие этих отраслей осложняется суровыми природно-климатическими условиями. Основные районы добычи золота находятся в Магаданской области, Якутии; Забайкалье и на юге Восточной Сибири; алмазов - в Якутии; в перспективе появятся также в Архангельской области. В 1999 г. добыто 130 т золота - на 6, 3 т больше, чем в 1998 г., но на 28% мёньше, чем в 1991 г. Центры алюминиевой промышленности — самой прибыльной наряду с нефтяной и газовой - первоначально возникли близ крупных электростанций независимо от районных балансов электроэнергии (Волхов, Волгоград и др.), но затем стали формироваться в энергоизбыточных районах, главным образом в Сибири (Братск, Шелехов, Красноярск и т. д.). Производственное объединение «Сибирский алюминий» включает и Самарскую металлургическую компанию - ведущую в производстве алюминиевого проката. Наращивание мощностей по выплавке алюминия в энергодефицитной Европейской части, практиковавшееся до не-давнего времени, противоречит народнохозяйственным интересам. Остро стоит проблема сырьевой базы (расширяется за счет освоения Тиманского месторождения бокситов в Республике Коми и др.). Иностранный капитал до недавнего времени (когда ему стали противодействовать отечественные промышленники) пытался закрепить прочные позиции в алюминиевой промышленности, вывозил значительную часть продукции за границу и ввозил давальческое сырье на переработку. Родсия дает почти 1/4 мирового производства никеля (в основ-ном в Норильске). «Металлургические» регионы относятся к сравнительно благополучным, как и другие сырьевые. Более 40% бюджета Вологодской области формируется за счет налоговых поступлений Череповецкого металлургического комбината и связанного с ним АО «Амофос». Особенно выделяется финансированием «своих» регионов цветная металлургия. Около 30% налоговых поступлений Красноярского края идет от Красноярского аффинажного завода в составе Норильского комбината; 95% бюджета Якутии наполняется за счет добычи алмазов. Крупные металлургические заводы оказывают благотворное влияние на смягчение кризиса в районах их размещения, спад металлопотребления там значительно ниже среднероссийского уровня. Однако имеют место чрезмерная ориентация на внешний рынок в ущерб внутреннему и искривления цен (например, на Урале на собственный металл они выше, чем на привозной украинский). Последние десятилетия в СССР происходил избыточный рост металлургических мощностей, причем с отрывом от качественных требований металлопотребляющих отраслей. Проблема выживания черной металлургаи в начале 90-х годов вызвала гипертрофию экспорта (свыше 1/2 продукции) при сокращении в 3-4 раза поставок на внутренние нужды. Однако Запад, модернизировав свое оборудование за счет дешевого металла России, стал с помощью низких цен теснить ее на мировом и внутреннем рынке. Ныне металлургический комплекс серьезно ослаблен. Большинство предприятий неконкурентоспособны, так как инвестиционные программы не изменили технического облика и не снизили ресурсоемкости производства. Колоссальные лесные ресурсы, их широкое территориальное распространение, повсеместное и разнообразное применение древесины определяют важное значение в российской экономике отраслей лесного комплекса. В Европейской России потребляется подавляющая часть всех лесоматериалов, но почти 9/10 запасов древесины приходится на восточные районы. Главные лесозаготовительные базы, дающие 3/5 заготовок деловой древесины, - Европейский Север, Восточная Сибирь и Урал. Примерно 2/3 мощностей лесоперерабатывающих предприятий сосредоточено в потребляющих районах Европейской части, используя привозное сырье. Свыше половины лесопиления приходится на три района — Восточную Сибирь, Европейский Север и Урал. Основные центры целлюлозно-бумажной промышленности размещаются в Северном и Восточно-Сибирском районах. Серьезное значение приобретает упорядочение межрайонных связей лесотоварного рынка, поскольку средняя дальность перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом высокая — 1, 1 тыс. км. Их целесообразное направление — с северо-востока на юго-запад, соответственно географии крупных лесозаготовительных и потребляющих центров. В последние годы межрайонный сбыт сибирского леса сильно затрудняется из-за резкого возрастания транспортных тарифов. Это привело к усилению лесозаготовок в Европейской части, к концентрации больших объемов рыночных продаж деловой древесины в Республике Коми, Вологодской, Кировской областях и др. (на Востоке крупная лесоторговая область — Иркутская). Базовые межотраслевые комплексы - энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов. Однако в ходе экономической реформы ряд регионов ослабил л свернул специализацию на базовых отраслях (Поволжье и Восточная Сибирь — на ТЭК, Западная Сибирь и Дальний Восток - на комплексе лесо- и стройматериалов), и лишь в отдельных случаях при экспорте) она укрепилась (Центральное Черноземье - на горной металлургии, Восточная Сибирь - на цветной) (табл. 2). Базовые комплексы имеют широкий отраслевой состав и обширное территориальное распространение, их размещение в основном соответствует географии топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Вместе с тем энерго- и материалоемкость народного хозяйства, в отличие от передовых стран Запада, весьма высокая. Поскольку главным направлением экономического роста в перспективе является интенсификация на основе жесткого ресурсосбережения, то наращивания производственных мощностей базовых отраслей (дающих свыше половины, а в Сибири 2/3 промышленной продукции), как правило, не требуется (тем более что в черной металлургии имеется их значительный избыток). При восстановлении дореформенного уровня они могут обеспечить потребности форсированного развития ведущих и потребительских комплексов. Это даст большую экономию капитальных вложений. Что касается конъюнктурной погони за валютными средствами путем форсирования экспорта российского топлива и сырья, то такой путь не отвечает коренным национальным интересам и должен рассматриваться как кратковременная мера. Ставка на ускоренное развитие добывающей промышленности будет постоянно противодействовать политике ресурсосбережения и подъему передовых, наукоемких отраслей перерабатывающей индустрии. Поэтому необходимы государственные меры по сдерживанию потребления топливных и сырьевых ресурсов в расчете на единицу выпускаемой продукции. Перспективы развития базовых межотраслевых комплексов и совершенствования их региональной структуры прогнозируются в следующих основных направлениях: топливно-энергетический комплекс — предельная добыча к 2020 г. — 700—750 млрд. м3 природного и попутного газа, 300 млн. т нефти и конденсата, 335—400 млн. т угля, выработка 1200 млрд. кВт - ч электроэнергии. Целесообразно освоение (но умеренными темпами) новых ресурсов природного газа на полуострове Ямал, в Баренцевом море, Иркутской области, на шельфе острова Сахалин, а также новых источников нефти в Сибири (включая Восточную), Прикаспии, на шельфе Арктики и Дальнем Востоке; сооружение новых нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана; развитие открытой добычи угля в Канско-Ачинском и Южно-Якутском бассейнах, а также рентабельной добычи на угольных разрезах и шахтах Кузнецкого и Печорского бассейнов. Важным направлением является совершенствование структуры и территориальной организации энергетической базы путем сооружения мощных конденсационных электростанций в восточных районах, особенно на канско-ачинских и других углях открытой добычи и западно-сибирском природном газе, крупных ГЗС на сибирских реках, АЭС - в Европейской части; металлургический комплекс — расширение внутреннего рынка металлопродукции; интенсификация и улучшение технологической структуры производства в черной металлургии с целью повышения качества и увеличения выпуска эффективных видов продукции; опережающий рост сырьевой базы, важный в условиях потери ряда источников сырья после распада СССР (железная руда, марганец и т. д.), более полное использование металлолома; сдерживание развития мощностей черной металлургии полного цикла и энергоемкой цветной металлургии в районах, дефицитных по топливу, электроэнергии, воде и экологически уязвимых, приоритетное развитие этих мощностей в Сибири; экологическое оздоровление металлургических центров; комплекс лесостроительных материалов — совершенствование лесопользования и деревопереработки с максимальной утилизацией отходов лесоухода, производства и повышением эффективности использования древесного сырья, в чем Россия отстает от Запада в 4-6 раз. В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья. Одна из ключевых проблем — удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей. Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, 1ребу-ющихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.