Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №6. Межрегиональные связи.




В современных условиях возрастает значение межрегионального обмена. Однако доля межрегионального оборота в стране по отношению к ВВП, составлявшая, по экспертным оценкам, в 1990 г. 22%, в настоящее время снизилась до 12-14%. Наряду с сокращением производства и общей емкости товарного рынка падение межрегионального обмена обусловлено значительными негативными изменениями ценностных соотношений обмениваемой продукции и потерей конкурентоспособности многих производств на внутреннем рынке. Наиболее сильное отрицательное влияние оказал опережающий рост транспортных тарифов по отношению к ценам на перевозимую продукцию. Так, в 1997 г. по сравнению с 1990 г. железнодорожные тарифы увеличились в 22, 1 тыс. раз, тарифы на морском транспорте — в 11, 5 тыс. раз, а цены на продукцию промышленности — в 8, 9 тыс. раз. Относительное удорожание транспорта реально привело к тому, что многие экономические связи стали неэффективными, особенно между Дальним Востоком, Сибирью и европейскими регионами страны. При анализе современного уровня развития межрегиональных экономических связей (МЭС) и оценке их на перспективу критерием результативности может служить максимальное удовлетворение потребностей отраслей региона в необходимых ресурсах, а его населения — в товарах и услугах, как за счет собственного производства, так и за счет ввоза из других стран и областей. Перспективы участия регионов, субъектов РФ в международном разделении труда в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности определены Указом Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» (от 3 июня 1996 г.). Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предусматривает уровни: межгосударственный, федеральный, региональный, локальный. Система государственного регулирования ВЭД включает: программные методы: межправительственные договоры, госзаказ, госконтракт, федеральные, региональные программы; экономические методы: прямое регулирование, лицензирование, квотирование, дотации и субвенции, прямое финансирование, централизованные вложения; косвенные методы: регулирование цен, таможенное регулирование, страхование валютных рисков, страхование экспортных кредитов. Программно-целевой метод управления развитием внешнеэкономической деятельности региона предполагает разработку долгосрочных договоров, соглашений о сотрудничестве с территориально-экономическими структурами стран дальнего и ближнего зарубежья; решение важных народно-хозяйственных задач на основе последовательного включения отраслей специализации в систему мирохозяйственных связей. Россия, сосредоточивая в настоящее время примерно две трети экономического потенциала бывшего СССР, занимает лидирующие позиции среди стран — членов СНГ в развитии международного экономического сотрудничества, реализации интеграционного потенциала, формировании единого рыночного, экономического и информационного пространства. Субъектами РФ подписано с административно-территориальными образованиями стран СНГ более 500 соглашений. Реализуются программы экономического сотрудничества с Беларусью, Украиной, Казахстаном, Узбекистаном, Кыргыэской Республикой, Таджикистаном до 2007 г. Функционируют многие совместные предприятия, развиваются поставки по кооперированию, совершенствуется инфраструктура внешнеторговых связей. Со стороны России в 1999 г. участвовало во взаимной торговле с Беларусью — 51 субъект, с Украиной — 50, Казахстаном — 48, Грузией — 22, Арменией — 18 субъектов. Многие регионы России сохраняют большую зависимость от поставок черных и цветных металлов из стран СНГ. Продукция нефтехимического комплекса в значительных объемах направляется в Москву, Красноярский край, Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую области. Поставки из СНГ продовольственных товаров и сырья для их производства занимают значительный удельный вес в потреблении Москвы, Санкт-Петербурга, Брянской, Нижегородской, Саратовской и Челябинской областей. По продукции машиностроения в 38 субъектах РФ (или 48%) импорт превышает экспорт. В то же время сохраняются традиционные производственные связи. Страны — участницы СНГ остаются основными потребителями продукции российских регионов: Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Алтайского края, Республики Мордовии, Калужской, Липецкой, Курской, Омской, Тверской, Томской, Ярославской областей. Это свидетельствует о высоком уровне интеграционных связей. В целях сохранения и повышения эффективности интеграционного потенциала администрации субъектов РФ разрабатывают согласованные программы (прогнозы) торгово-экономического и кооперационного сотрудничества со странами СНГ на перспективный период. Постоянно возрастает роль действующих межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ в координации согласованных мероприятий по расширению и углублению торговых, экономических, научно-технических, культурных, инфраструктурных и других взаимовыгодных связей. В последние годы значительное место во внешнеторговом обороте и международном сотрудничестве России занимают страны Европейского Союза, США, Китай и Япония (табл. 3).


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.