Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование восприятия музыки
Прием для всех возрастных групп: • Прослушать и затем определить услышанное: марш, пляска, колыбельная. Прием для взрослых, подростков, школьников: • Прослушать и определить форму музыкального произведения: вступление заключение, запев, припев, часть. Отметить: умение определить контрастную музыку, части музыкального произведения. Исследование звуковысотного слуха Приемы для всех возрастных групп: • Определить, как звучал колокольчик: выше или ниже (для дошкольников: «Пел песенку»). • Определить направление звукоряда на металлофоне (для дошкольников металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять молоточком, а дети определяют, куда по ступенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку). Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда, расстояние между звуками или нет. Исследование тембрового слуха Приемы для всех возрастных групп: • Сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домбра, балалайка и другие на родные инструменты). • Усложненный прием: сравнить звучащие однородны инструменты — бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники. Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты. Исследование динамического слуха Приемы для всех возрастных групп: • Прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо — холодно». Например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: сильно или слабо. • Педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет их на инструменте. Исследование ритмического чувства Прием для всех возрастных групп: • Простучать последовательно восемь ритмических рисунков, например: // // /; /// / ///; // / // /; / /// // /; / // // ///; /// / //; // /// //; / /// ///. Прием для дошкольников: • Прослушать с выключенным зрением, а затем простучать за педагогом ритмические рисунки типа: /// //; // // ///; /// / /// /. Прием для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»): • Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например, в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т. д., испытуемый в этом же ритме точно повторяет услышанное. Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка — повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.
Исследование певческого диапазона голоса (для детей с достаточно развитым музыкальным слухом)
Прием для всех возрастных групп: • При поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например, на звук [А] (сначала от ноты «до» первой октавы вверх, а затем до ноты «до» первой октавы вниз). Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6—7, 5 тонов, 8—9, 5 тонов, 12—13 тонов, 13 тонов и более. Методика исследования психомоторных функций Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб Приемы для всех возрастных групп: • Педагог показывает шесть движений для рук (подросткам, взрослым), четыре движения (для школьников), три движения (для дошкольников) и предлагает их повторить. Упражнения для рук: руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз. • Повторить за педагогом упражнения с отставанием на одно. Количество движений то же. • Повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного» движения. Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений. Исследование произвольного торможения движений Прием для взрослых и подростков: • Проделать одновременно три движения одной рукой и два действия другой. Правой: вперед, в сторону, вниз; Левой: вперед, вниз. Отметить: плавные и точные действия обеих рук; обе руки одновременно начинают движение и одновременно его заканчивают, или действия рук неточные при раздельном их движении.
Прием длядошкольников: • Маршировать и остановиться внезапно по сигналу. Отметить: остановился по сигналу или продолжал идти дальше.
Исследование статической координации движений Прием для взрослых, подростков: • Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения — 15 секунд. Пробавыполняетсяпо три раза для каждой ноги. Прием для школьников, дошкольников: • Проба та же, время выполнения — 5 секунд, По два раза для каждой ноги. Прием для всех возрастных групп: • Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге. Руки вперед. Время выполнения — 15секунд для подростков и взрослых, 5 секунд — для дошкольников и школьников. Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением; сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другойногой; иногда падает; открывает глаза и отказывается выполнять пробу. Исследование динамической координации движений
Прием для взрослых и подростков: • Проделать одновременно асимметричные и противоположные движения руками на четыре счета. Правой: на «раз» — поднять руку вперед, ладонь открыта, «два» — сжать кулак, на «три» разжать кулак, на «четыре» — опустить руку вниз. Задание повторить четыре раза, чтобы испытуемый запомнил движения. Левой: на «раз» — отвести руку в сторону, кулак сжать, на «два» — разжать кулак, на «три» — сжать кулак, на «четыре» — разжать кулак и руку опустить вниз. Задание повторить также четыре раза. Затем предлагается соединить движе ния правой и левой рук.
Отметить: выполняет пробу правильно; с некоторым напряжением со второго-третьего раза; темп замедлен, испытуемый использует зрительный контроль; пробу выполнить не удается. Прием для школьников и дошкольников: - Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами. Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго-третьего раза; напрягается, движения рук и ног скованные; чередование шага и хлопка не удается. Прием для всех возрастных групп: - Выполнить подряд шесть плавных приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках (для дошкольников — три приседания). Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню. Исследование внимания Прием для взрослых, подростков, школьников: - Выполнить за логопедом 15—20любых движений, но на одно движение позже. Отметить: на каком по счету движение испытуемого ошибочно сольется с движением логопеда. Прием для исследования переключения внимания у взрослых и подростков: - Предложить заучить четыре движения для рук в определенной последовательности, например: в стороны, вперед, вверх, вниз, затем мысленно проделывать эти движения, соблюдая определенный темп; по данному сигналу испытуемый показывает движение, на котором он мысленно остановился. Отметить: есть (нет) нарушение темпа движения; нарушение последовательности в выполнении движения. Прием для дошкольников: - Проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой: правой — в сторону, вверх; левой — вперед. Каждой рукой выполнить движения по два раза, затем соединить движения обеих рук. Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность движений.
Исследование координации движений Прием для всех возрастных групп: - Выполнить движения: ноги в стороны на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки Отметить: координация сохранна; нарушена.
Исследование переключения движений Приемы для всех возрастных групп: Предложить поднять руки в стороны на уровень плеч, согнуть их в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки, поставить на пояс, присесть, встать, руки опустить вдоль туловища. • Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу). Отметить: переключение движений сохранно; нарушено. Исследование наличия или отсутствия движения Приемы для всех возрастных групп: • Поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. • Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. • Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола. Отметить: по всем параметрам раздела — наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания.
|