Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монастырская медицина и монастырские больницы. Больницы при Троице-Сергиевском монастыре и Киево-Печерской лавре.






С XI века в Киевской Руси стали строить больницы при монастырях (Киев, Переяславль ), которые предназначались для лечения не только монастырского населения, но и окрестного. С XIV века монастыри, становясь крепостями, стали открывать больницы с уставными положениями, заимствованными из Византии.

Первый временный военный госпиталь был организован на территории Троице-Сергиевой лавры в период польско-литовской интервенции и осады этого монастыря (1611—1612). В госпитале оказывалась медицинская помощь не только раненым, но и заболевшим цингой, дизентерией гражданским лицам, укрывшимся от врагов за стенами монастыря. Второй временный госпиталь был открыт в Смоленске в 1656 году во время войны России с Польшей, третий - в 1678 году на Рязанском подворье в Москве в период войны с Турцией и Крымским ханом.

Особенностью русской медицины являлось стратегическое значение монастырских больниц. Временные военные госпитали были государственными. Во времена вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей, осуществляя поставку медикаментов, лекарств и финансирование персонала за счет государства. В 1635 году закончилось строительство двухэтажных больничных палат в Троице-Сергиевой лавре. Отдельно стоящими кельями, приспособленными специально для ухода за больными, располагал Новодевичий монастырь.

Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи. Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Печерский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий ^\ в.4), тапетивавший мазяжа ирсжа-женных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) —ближайший ученик преподобного Антония.

Первый монастырский приют, устроенный при Киево-Печерской лавре, начал принимать больных только в XI столетии. Подробные сведение о больнице, монастыре и его обитателях отражены в Киево-Печерском патерике XII века. Самый древний русский монастырь располагался за пределами Киева, недалеко от пещер (др. — рус. — печеры), где первоначально жили монахи. Служители лавры считали заботу о больных своим долгом, исполняя его с большим усердием. Отдельные кельи предназначались для тяжелобольных, за которыми братья ухаживали круглосуточно. Люди, страдавшие заразными, кожными и психическими заболеваниями, приходили сюда со всей Руси, неизменно получая помощь и надежду на исцеление. Впрочем, лечение в монастыре не ограничивалось упованием на Бога. В патерике сообщается о монахах, искусно владевших различными способами врачевания.

Едва появившись, светская медицина вернулась в обители. Одной из самых известных в ту пору лечебниц стала больница Кирилло-Белозерского монастыря, основанного в 1397 году и никогда не подвергавшегося нападению врага. Больных и раненых здесь размещали в больших и малых палатах, возведенных специально для этой цели.

Начиная с XII века монастырские лекари обязывались соблюдать врачебную мораль. Например, врачу предписывалось самопожертвование, добросердечие, гуманность, внимательность ко всем обратившимся за помощью. Он не мог отказаться от личного участия в процессе исцеления, порой выполняя самую грязную работу. Церковная клятва Гиппократа требовала от медика терпимости к тяжелобольным, чуткости по отношению к «одержимым». Не подлежал обсуждению вопрос об оплате, тщеславии и заботе о своем благополучии. Вследствие отрешенности от всего, что касалось собственной личности, представители монастырской медицины пользовались уважением в народе. Многих лечцов после смерти объявляли святыми.

5.4. Роль монастырей в сохранении и развитии медицины. Распространение переводной естественнонаучной и медицинской литературы: " Врата Аристотелевы" или Тайная тайных" (ХV в.), " Вертоград здоровья" и др.

Уже в X веке на Руси распространилась письменность, развивалась переписка книг. Имеются сведения о княжеских библиотеках и школах при монастырях. Монастыри являлись культурными центрами Древней Руси, средоточием знаний, в том числе и медицинских. Сюда поступали античные и раннесредневековые медицинские рукописи. На славянский язык их переводили монахи (летописцы Никон, Нестор и др.), дополняя своими знаниями, основанными на опыте народного врачевания

Обители Древнерусского государства являлись центрами просвещения. Монастырские библиотеки заключали в себе обширные собрания русских, арабских, греческих и византийских рукописей. Летописцы и лечцы передавали свои знания в школах, имевшихся в каждой крупной обители. Русские переводчики XII–XVI веков не занимались компиляцией, дополняя античные рукописи собственными познаниями.

Сведения о деятельности врачей Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах, уставах. Примером таких документов служат: " Русская правда" IX—ХП вв.)— в ней утверждалось право на медицинскую практику и взимание за нее платы; " Изборник Святослава" (XI в.) содержит указания монастырям давать приют не только богатым, но и бедным больным, приглашать к ним врача и оплачивать его труд; " Устав Великого князя Владимира Святославовича" (X – XI вв.).

Основу " Устава Великого князя Владимира Святославовича" составили греческие книги, переведенные в X веке на болгарский язык, а затем переписанные и дописанные древнерусскими книжниками. В нем есть записи об астрологии, лекарственной ботанике, минералогии, гигиенические советы, рекомендации о диетах, медицинские сведения. Указаны названия и даны описания наиболее распространенных на Руси болезней, особенно психических, была предпринята попытка объяснить их причины, поставлен вопрос о целях и задачах врачевания. " Устав Великого князя Владимира Святославовича'' узаконил положение врача в обществе, отнеся его к категории, подлежащей церковному суду.

После принятия Русью христианства, волхвы, как хранители старинных традиций племенно-родовой медицины, стали подвергаться гонениям вначале со стороны церкви, а затем, поскольку они нередко выступали в роли руководителей народных восстаний, и преследованиям со стороны великокняжеской власти. Так, уже в «Уставе князя Владимира» волхование и зелейничество считались преступлением против веры и карались. В 1021 году в Суздале по приказу князя Ярослава были казнены несколько волхвов, а в 1227 году в Новгороде, на Ярославском дворище публично сожжены 4 волхва.

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошли, но их существование весьма вероятно об этом свидетельствуют биологические и медицинские вопросы в книгах общего содержания. В " Шестодневе" например, содержится описание строения человеческого тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки», сердце, печень («естра»), селезенка (" слезна").

Во времена правления Святослава Ярославича большой популярностью пользовался болгарский трактат, в русском переводе имевший название «Изборник» (1076). Книга включала в себя отдельные части библейских сказаний, труды богослова Василия Великого и сочинения известных византийских теологов. «Изборник» по своему содержанию вышел за рамки первоначальной задачи — связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской морали» — и приобрел черты энциклопедии. Кроме рассуждений о вере и христианской морали, книга содержала статьи самого составителя, монаха Иоанна, касавшиеся наиболее распространенных болезней, их лечения и профилактики. Рассуждая о здоровом питании, автор напутствовал: «силы в овоще велики», «питье безмерное — бешенство есть». В качестве гигиенических рекомендаций говорилось о пользе ежедневных омовений, о содержании в чистоте одежды и жилища.

Согласно «Изборнику», русские лекари неплохо знали хирургию, используя ножи, «точила», ножницы, топоры, щупы, пилки, долота. Искусные лечцы-резальники умели разрезать живот, ампутировать конечности, удалять омертвевшие части тела, производить трепанацию. Подобно европейским медикам, они прижигали раны каленым железом или использовали травяные мази, вино, золу, березовое вино. Оперируемый традиционно усыплялся настоем корня мандрагоры, мака или чарой вина. Все инструменты обязательно прокаливались в огне. Шов производился тонкими волокнами льна. Иногда нити делали из кишок животных. В полевых условиях хирурги вынимали осколки стрел с помощью магнитного железняка. В одной из рукописей описана оригинальная конструкция протеза для нижней конечности. Примерно в XV веке среди хирургов выделились узкие специалисты: костоправы, зубоволоки.

Истоки культуры Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен, которая с развитием государственности достигла высокого уровня, а впоследствии была обогащена влиянием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи — самые образованные люди того времени. (Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр.) Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней. Рациональные методы лечения монахов исходили из опыта античных врачей. В начале XV века летописец монастыря инок Кирилл Белозерский (1337–1427 годы) закончил перевод комментариев Галена к «Гиппократову сборнику». В древнерусском варианте сочинение великого римлянина называлось «Галиново на Иппократа».

Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019—1054) — третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава Мудрого в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения. Ярослав всячески способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык. Сам он знал 5 иноземных языков и «книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне». Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион писал в то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания.

В известных на Руси рукописных книгах; содержащих сведения о природе человека, таких как «Шестоднев» Иоанна Экзарха болгарского (1263), «Галиново на Иппократа» (XV в.), «Палея Толковая» (XV в.), «Аристотелевы врата, или Тайная тайных» (XV в.), содержатся знания древней медицины. К древнейшим памятникам русской медицинской письменности относятся «Изборник Святослава» (византийского происхождения), «Физиолог» -компилятивный трактат из естественнонаучных работ античных авторов и «Шестоднев». Древнерусские врачи X-XI вв. располагали значительным арсеналом лечебных средств. Так, в «Шестодневе» описывалось применение аконита, болиголова, белены, втирание металлической ртути, получение опия из головок мака, указывалось на целебное значение топлиц (минеральных вод). Древнерусское государство, просуществовав три столетия, распалось на несколько мелких княжеств. Татаро-монгольское нашествие, а затем и длительное иго (1240—1480), разорение русской земли, значительно задержали развитие медицины, хозяйственной жизни и культуры Руси в целом. " С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя".

5.5. Светская медицина: иностранные врачи и русские целители.

Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина. Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

Церковный устав св. Владимира (996 г.) объявил больницы церковными учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, подведомственными епископу. Этот документ регламентировал устройство и работу благотворительных и медицинских учреждений Руси вплоть до ХVIII века. В Уставе определялся и источник финансирования – «десятина», которая шла на содержание монастырей и церквей, богаделен, больниц, «странноприимных домов». Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д. В «Изборниках Святослава» 1073 и 1076 годов, компилированных для черниговского князя Святослава Ярославовича с «Изборника» болгарского царя Симеона (Х в.), наряду с рекомендациями по лечению говорилось и о вознаграждении врачу: «…аще лечец прилучится, привести его к больному и уплатить за его труд». Это был период расцвета древнерусской монастырской медицины, а центром ее был Киев. Целителями были «пречудный врач» Антоний, который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий, тапетивавший мазяжа ирсжа-женных, и преподобный Агапит.

Были и женщины-целительницы – дочь бортника Феврония, дочь черниговского князя Ефросинья, внучка Владимира Мономаха Евпраксия – фельдшер, акушерка, а «по совместительству» и жена византийского императора. Евпраксия – урожденная княжна Добродей, дочь великого князя Мстислава Владимировича – после того, как вышла замуж за византийского императора Алексея Комнена, получила имя Зоя. В 1902 году в библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции ученый Х. Лопарев обнаружил рукопись «Алимма» (Мазь), написанную Евпраксией на греческом языке в 30-х годах ХII века (В. Чупринин, 1996).
В документах, упоминаются «чародеицы» русского происхождения, осматривавшие великую княгиню с целью излечения ее от бесплодия и дававшие ей лекарственные мази.

Одновременное функционирование «монастырской» и «мирской» систем оказания медицинской помощи свидетельствует о том, что подданные древней Руси уже в то время имели право выбора врача, причем «Русская правда», что весьма знаменательно, отмечает права «мирских лечцов» требовать плату за свою работу.

В ранних наших сборниках законоположений («Русская правда», XI в.) Упоминается о врачах и вознаграждении их за лечение. Наряду с врачами-ремесленниками из коренного населения при отдельных княжеских дворах, в крупных городах практиковали и приезжие врачи из стран Запада и Востока. Они знакомили наших врачей с лечебными средствами своих стран и, в свою очередь, заимствовали и переносили в свои страны наш лечебный опыт, в частности использование целебных свойств лекарственных растений.

В Византии, которая была «очагом» медицинских знаний, уже в V веке издавались самостоятельные медицинские сборники. Многие врачи - выходцев из Византии, заслужили большой славы: Феофил Нонн, Симеон Сыч, врач Иоанн Смер.

Киевский князь Владимир Мономах, правивший на рубеже ХI-ХII вв., В составленном им " Наставлении" призывал своих сыновей как будущих правителей: " Будьте отцами сирот. Не оставляйте сильным губить слабых. Не оставляйте больных без помощи ".

В связи с постоянными войнами, в которых находилась Украина - Русь, одним из приоритетных направлений тогдашней медицины была травматология. В военных походах армий периода ХII-ХУ вв. уже принимали участие светские врачи. Обычно их основной целью было оказание помощи князьям и военным военачальникам. Однако, как свидетельствуют летописи, помощь получали и рядовые воины. Ее оказывали специалисты-ремесленники. Это были представители народной медицины, прежде всего мужчины. С целью заработка они везде следовали за войском в военных походах для оказания помощи больным и раненым. Раненые сами платили за предоставленные услуги. Известно также, что элементарными мерами помощи владели и сами воины. Однако немало среди них было и женщин. Так народный эпос того времени свидетельствует о славном воине Илье Муромце и вспоминает о Марине - его постоянного врача. Новгородская летопись 1583 упоминает о " Наталью - Клементивську женщину, ликарицю", которая входила в число шести наиболее прославленных новгородских врачей во второй половине XVI в.

Следует заметить, что раненых не оставляли на поле боя. Если схватка завершалась победой, то их выносили с поля боя и транспортировали следом за войском к месту проживания. Тяжелораненых доставляли в ближайшие монастырские больницы, которые всегда были надежным убежищем для больных, раненых и увечных.

В противоположность русским монастырям, монастыри Западной Европы уже с 1228 перестали оказывать помощь больным и раненым. Это связано с тем, что в указанном году католическая церковь, которая считала занятия хирургией греховным, постановлением Вюрцбургского собора запретила духовенству оказывать помощь раненым. Этим католическая церковь способствовала углублению противоречий между внутренней медициной и хирургией, которая на долгое время осталась в руках цирюльников и пастухов.

Переселение в Москву иноземных врачей, хирургов, аптекарей началось в первой половине XVI в. Они фигурировали в царских списках «нужных людей». Надо отметить, что иноземные доктора не нуждались практически ни в чем. Например, при Борисе Годунове каждый иноземный врач, который приезжал на службу в Россию, получал поместье с крепостными крестьянами, достаточно большое ежегодное жалование (примерно 200 рублей), различные товары и продукты питания, лошадей, на содержание которых в достаточном количестве выделяли сено и солому, а также, когда прописанное врачом лекарство оказывало положительный эффект, царь награждал доктора дорогими подарками. Кроме того, надо отметить, что служба при российском царском дворе была довольно престижной.

Знахари – люди знающие, люди ведающие. Знахарь может и недуг вылечить, и беду заговорить, и болезнь зашептать. Снадобье знахарь делает целебным. Встанет знахарь у себя в избе за перегородку, богу помолится, лекарства приготовит и шепчет, заговаривает, порчу снимает. Поможет знахарь, а плату не возьмет. Приходи к знахарю, когда помощь потребуется. Дверь у него никогда на задвижку не закрывается.

Знахарь с болезнями разговаривает, просит и требует выйти вон. Знахарь лечит кликушество, лихорадки, утин и другие недуги. Лихорадка – это озноб и жар – одна из дочерей библейского царя Ирода. Знахарь травы знает, перед ним они расступаются. Знания передают знахари из уст в уста, из поколения в поколение. Живет знахарь или знахарка одиноко. С соседями не общается. Обвиняется знахарь в сношениях с нечистою силою. Ночью свечку ему не зажечь. Начнут деревенские говорить, что знахарь с нечистым духом зелье готовит. Однако уважают знахаря за то, что сглаз снимет, от недуга поможет.

Трудно сейчас говорить об отношениях монастырской медицины и светской. Однако несомненно, что, несмотря на отдельные случаи антагонизма, это была единая система медицинских знаний и медицинской помощи. Она была объединена общей христианской религией, общим идеалом - служением ближнему. Терпимым было и отношение населения к неудачному врачеванию. В дошедших до нас летописях времен Киевской Руси нет описаний расправы над врачами. Значительно задержали развитие медицины, как и всей хозяйственной жизни и культуры Украины - Руси, нашествия кочевников (XIII-XV вв.), Что привело к упадку Русской земли.

5.6. Древнерусская медицинская литература: " Шестодневы", " Изборник Святослава", " Лечебники", " Травники".

ШЕСТОДНЕВЫ, в христианской средневековой литературе произведения, комментирующие библейский рассказ о сотворении мира за шесть дней. Шестодневы, созданные знаменитыми церковными писателями на рубеже поздней античности и раннего средневековья, представляли собой плод приращения выработанных наукой того времени знаний о мире к вере в Творца. Природу авторы Шестодневов рассматривают как «училище боговедения», учат видеть чудесное в обыкновенном — «великую мудрость, скрытую в вещах самых маловажных» (Василий Великий). В Шестодневах много всякого рода описаний и сведений из области естественного знания, иногда баснословных и наивных знаний, иногда очень точных и остроумных, а порой и весьма поэтичных. Это и разные теории о форме Земли и объяснение астрономических и атмосферных явлений, описание устройства колосьев, виноградной лозы или лилии, и объяснение происхождения янтаря, и классификация пород рыб и пресмыкающихся и т. д. Хотя Шестодневы стараются объяснить природные явления и объекты с точки зрения современного им естествознания, это философско-богословские, экзегетические, а не естественно-научные сочинения. Авторы Шестодневов стараются удивление, которое неизбежно вызывает мир и каждое из его явлений, направить к библейскому рассказу о шести днях творения, обратить это удивление в хвалу «великому Чудотворцу и Художнику», Творцу мира.

Первый из Шестодневов был создан епископом Кесарии Каппадокийской Василием Великим (329—379). Все остальные Шестодневы так или иначе от него зависят.

ИЗБОРНИКИ СВЯТОСЛАВА это сборники разнообразных по характеру статей, составленных в 1073 и 1076, древнейшие памятники рус. письменности. Основное содержание сборника составляют Вопросы и ответы Анастасия Синаита, составленном для великого князя Святослава Ярославовича неким дьяком Григорием. В этом сборнике в Древней Руси нашло отражение применение растений для лечебных целей. В этой рукописи много места уделяется описанию растений, которыми в то время пользовались для получения лекарственных средств.

И. С. 1073 - рус. список с болг. оригинала, выполненный для князя Святослава Ярославича (1027-1076), последовательно сохраняет в языке архаич. черты. Рукопись содержит 266 листов, написанных двумя писцами уставом в два столбца на пергамене. Она украшена великолепными миниатюрами, прекрасными заставками, инициалами и рисунками знаков зодиака на полях. Ценнейшей является миниатюра с изображением великокняжеской семьи Святослава. Широко известна ее миниатюра, изображающая кн. Святослава Ярославича с семьей.

И. С. 1073 представляет собой перевод известного греч. оригинала. Он является своеобразной энциклопедией знаний по зоологии, ботанике, медицине, минералогии, космографии, логике, грамматике. Особый интерес представляет статья Георгия Хиробоска (визант. писателя 9 в.) " Об образех" - одно из первых в рус. лит-ре руководств по поэтике. В него входят также статьи церк. богословского и филос. содержания. И. С. 1073 неоднократно переписывался и известен в списках 1403 и 1519И. С. 1076 - первый среди древнейших памятников, язык к-рого изобилует рус. особенностями.

ЛЕЧЕБНИК, общее название древнерусских рукописных медицинских изданий (зелейники, травники и др.), в которых обобщался опыт народной медицины, а позже включались и научные сведения.

Травники или лечебники, древнерусские переводные изборники, заключают в себе не только собственно врачебные пособия, но и всевозможные наставления о различных важнейших случаях в жизни, для благополучного исхода которых необходимо слово, молитва или заговор, или вещая примета. Флоринский, " Русск. простонародн. Т. и лечебники XVI и XVII в." (1880); Потебня, " Малорусские домашние лечебники XVIII в." (1890). Брокгауз и Ефрон, 1907-1909

В Древней Руси применение растений для лечебных целей нашло свое отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры «Изборнике Святослава» (1073 г.), составленном для великого князя Святослава Ярославовича неким дьяком Григорием. В этой рукописи много места уделяется описанию растений, которыми в то время пользовались для получения лекарственных средств.

С принятием христианства, распространением письменности и грамотности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. Сохранился экземпляр первого русского лечебника «Мази», составителем которого была внучка Владимира Мономаха - Евпраксия. Особый интерес для врачей представляет четвертая глава этого труда, посвященная лечению «наружных» болезней. Для лечения внутренних и наружных заболеваний на Руси охотно использовали прикладывание растений и прием их внутрь (например, прикладывали капусту, лен, горчицу, орешник или пили их соки).

Кроме травников и лечебников, получили распространение так называемые «вертограды» с многочисленными описаниями растений и их лекарственных препаратов. («Прохладный Вертоград») - один из довольно распространенных древнерусских лечебников. Она является переводом весьма популярной западноевропейской медицинской энциклопедии XV- XVI веков. Текст вертоградов с течением времени изменялся. В них описывались рациональные эмпирические лечебные средства из трав, деревьев и минералов.

Николай Булев служил новгородскому митрополиту как переводчик священных текстов, папе римскому Юлию II как астролог, а русскому царю как врач. Современники называли Булева " профессором медицины, астрологии и основателем во всех науках". В период пребывания в Новгороде Булев занимался не только составлением пасхальных таблиц, но и переводами астрологических трудов. Николай Булев по заданию митрополита Даниила переводит с немецкого на русский язык первую медицинскую энциклопедию- " ПРОХЛАДНЫЙ ВЕРТОГРАД".

Первая русская медицинская энциклопедия, перевод одной из популярнейших книг европейского средневековья. Она представляет собой результат развития жанра русской книжности — " Травников" (описаний растений и болезней, которые ими излечиваются) и " Лечебников" (перечисления болезней с последующими рекомендациями врачебных средств). " Вертоград" означает " сад, виноградник". Энциклопедия включает описание растений, продуктов питания, минералов, рецептов по сохранению здоровья.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.