Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Храмовая медицина. Асклепейоны.






Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Асклепий (эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства — сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рим» считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми.

Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема мудрости, здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача стала змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен.

Обучение врачебномуискусству первоначально проводилось в Асклепийонах- это помещения для лечения в храмах Апполона и Артемиды. В храмах Артемиды обучали главным образом акушерству. Элементы медицины преподавались в школах – палестрах, где афинские подростки получали физическое воспитание. Учителя в палестрах занимались хирургией (лечили раны, вывихи, переломы). Определенные мед. Знания преподавались в философских школах, на базе которых, в 5-6 в до н.э возникли первые светские мед. школы. Постоянных врачей не было. В случае эпидемий приглашались странствующие врачи-ремесленники. В храмах Асклепия лечение сопровождалось использованием приемов внушения. В ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати.

Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.

Кроме Асклепийонов продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей и жрецов; имелись ятреи – лечебницы на дому у практиковавших врачей. В основном они служили для амбулаторного приема или после хирургического вмешательства. На севере Греции обнаружены остатки ятрей, рассчитанных на 3-4 больных. Греческая медицина, хотя и являлась непосредственным продолжением традиций древнего Востока, она в незначительной степени восприняла мистическую сторону медицины древних цивилизаций.

Характерной чертой древнегреческой медицины было большое внимание к физической культуре, и в связи с этим к личной гигиене. Передовые врачи греческой эпохи дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Историческая роль древней Греции в развитии медицины отразилась в широком использовании греческих терминов в современной медицинской терминологии. Латинские термины представляют собой в большинстве случаев перевод греческих понятий. Значение древнегреческой медицины не исчерпывается только различными открытиями. От нее берут начало две линии – эмпирическое и философское. Медицина последующих эпох начинает смещаться в 17-18 в, чтобы воплотиться в современный принцип – единства науки и практики.

5.3. Светская медицина. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская Кротонская школы.

Вплоть до эпохи эллинизма (4 в до н.э) философия, политические и естественнонаучные воззрения составили единую нерасчлененную систему знания, почти все философы были одновременно естесвоиспытателями, многие из них интересовались вопросами медицины.

Характерная черта древнегреческого естествознания - обилие общих натурфилософских догадок, в которых естественно-научная мысль предвосхитила многие позднейшие научные открытия при недостаточном объеме фактических знаний о природе и человеке. Идеи древнегреческой философии и естественнонаучной мысли тесно связаны с проблемами медицины. Врачевание рассматривается в русле натурфилософии. В этот период характерно появление философских школ различных направлений.

Первая греческая философская школа возникла в малоазийской Ионии. Основатель – Фалес. Учения о единстве материи как всего сущего. Другая древняя школа – Пифагора. Начало всего сущего –число.

Кротонская врачебная школа. Основные учения: организм есть единство противоположностей, здоровый организм – результат равновесия противоположных сил – сухого и влажного, противоположное излечивается противоположным. Положено начало учения о патогенезе болезней: местом возникновения болезней считались головной мозг, спинной мозг и кровь. Сицилийская врачебная школа. Основатель Эмпидокл. Выделяет 4 элемента сущего: огонь, воду, воздух и землю. Положил начало физиологии, интересовался генетикой.

Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь ): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) — современник Гиппократа.

Косская школа. Основоположник – Гиппократ. Здоровье связано с окружающим миром. Болезнь не наказание богов, а нарушение правил. Болезни происходят от ословий окружающей среды и от образа жизни. Гиппократики (ученики) поверхностному подходу противопоставляли внимательное наблюдение за больными. Одна и та же болезнь протекает неодинаково. Каждый организм имеет свои особенности. Все люди делятся на 4 типа по своей конституции и поведенческому характеру (темпераменту). Гиппократов сборник – энциклопедия древнегреческой медицины. Описано 250 лекарств растительного происхождения и 50 животного.

5.4. Гиппократ: его идеи и практическая деятельность.

Гиппокра́ т — знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины». Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника «Афоризмы» и сходные с ними «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», а возможно, и некоторые другие.
«Афоризмы» во все времена пользовались наибольшей известностью. Они состоят из восьми разделов, в которых собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению. Сочинения по хирургии (греч. cheirurgia от cheir — рука и ergon — дело, работа; лат. chirurgia) «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т.д. дают стройное представление о высоком развитии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в том числе и лицевого черепа. В сочинении «О вправлении суставов» описана «скамья (Гиппократа)» — рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии. В классический период древние греки не имели специальных знаний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему в то время хирургия древней Индии превосходила хирургию древних греков. Древнегреческие врачеватели занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию (греч. desmurgia — учение о повязках, от desmos — перевязка и ergon — дело, работа).

Выделял врачебную этику. В сборнике 5 сочинений: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления». Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». Гиппократ знал систему органов движения, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, вывихов. Совершающиеся внутри организма процессы он представлял себе менее ясно. Здесь Гиппократ исходил в основном из гуморальных представлений. Согласно этим представлениям жизнь организма определяется четырьмя соками (кровь, слизь, 2 желчи). Гуморальная теория чрезвычайно далека от современных представлений. Гиппократ считал, что медицина требует не отвлеченного умозрения, а возможно более тщательного систематического и всестороннего наблюдения у постели больного.

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ II Великий, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие до нас сочинения древнегреческих врачей классического периода анонимны. История не сохранила ни одного текста, где бы значилось авторство Гиппократа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.