Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний Китай. Источники изучения медицины Китая. Философские основы китайской медицины даосизм и конфуцианство






Древнейшее в истории Китая государство Шан сформировалось в середине II тысячелетия до н. э. в долине Хуанхэ (Желтая река). К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. Древние китайские тексты записывались на черепашьих щитах (панцирях), бамбуковых дощечках, бронзовых ритуальных сосудах, каменных барабанах, а затем — на шелку и бумаге, которая была изобретена в Китае в I в. до н. э.

Древнекитайским ученым принадлежат многие открытия и изобретения в области естествознания и техники. В 4 в. составлен первый в мире звездный каталог, включавший около 800 светил, китайскими астрономами была сделана первая запись наблюдений солнечных пятен. Чжан Цан нашел метод решения уравнений с двумя и тремя неизвестными; введены понятие об отрицательных величинах и правила действий с ними. Китайским ученым принадлежат изобретения компаса, туши для письма бумаги, фарфора, книгопечатания, пороха. Однако в связи с известной изолированностью и замкнутостью китайской культуры, порожденными главным образом идеей исключительности и избранности китайской нации, проповедуемой официальной китайской идеологией в течение 2 тысячелетий, выдающиеся достижения китайской естественнонаучной и технической мысли не оказали существенного влияния на развитие мировой культуры. Большинство из них не было известно другим народам и позднее было заново открыто учеными других стран. Это относится в определенной степени и к достижениям китайской медицины.

Не позднее 1—2 вв. н.э. произошел переход от чисто рабовладельческого строя к феодальному. В течение тысячелетий Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера.

Два больших периода врачевания: царский (18 – 3 в до н.э.) и империи Хань (3в до н.э. – 14 в. н.э.) В основу медицины легли стихийно-материалистические воззрения древних философов. Древнейший медицинский текст – «Канон врачевания».

На развитие естественно-научных взглядов оказало влияние представление о взаимодействии пассивной женской (инь) и мужской активности (янь) и 5 первоэлементов, из которых возникает многообразие мира: вода, огонь, металл, земля, дерево. Различное соотношение синдромов приводит к болезни.

Медицина делилась на внутренние болезни, хирургию, диагностику, ветеринарию. В самостоятельный раздел вышло учение о глазных болезнях. Известны были болезни с сердца, легких, психические нарушения. В диагностике – внешний осмотр и опрос больных. Различали свыше 20 видов пульса. Исходили из того, что при любой болезни надо лечить весь организм. Характерной особенностью китайской медицины являлась терапия иглоукалывания и акупунктуры. Существовало несколько видов прижиганий. Лечили женьшенем, морскими водорослями зоб, панцирем черепахи – цингу, мускусом – болезни сердца. Применялись сурьма, олово, свинец, ртуть. Известны противочесоточные свойства серы. За несколько веков до н.э. составлены классификации лекарственных средств. Созд. спец. мед. школы в 6 в.

Наиболее распространенная оздоровительная техника в Китае – Ци-Гун.В ней испульзуется ряд упражнений позволяющих укрепить костно-мышечную систему и внутренние органы. Другой вид китайской гимнастики – У-Шу является воинким искусством. Гимнастика У-Шу направлена на развитие наступательных и защитных способностей организма.

Основная форма подготовки врачей - семейные и ремесленные школы при дворцах императоров. В эпоху Чжоу (11-3 вв.до н.э. медики делились на 5 категорий в соответствии с квалификацией. Ежегодно проводились проверки. Лучшие получали подарки, а худшие взыскания. Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолировано от других культур земного шара. В Европу сведения о ней проникли в 18 в.

Тибетская медицина испытала влияние как Китая, так и Индии. Понятие о 3 началах (газ, слизь, желчь). Обучение при школах, монастырях. Ассортимент лекарств – 1000 наименований. Важным разделом была диагностика. Мясо различных животных считалось лечебным средством.

Для религиозных представлений было характерно сочетание элементов различных верований и религий. К 6—3 вв. до н.э. сформировались основные направления китайской философской мысли, которые в дальнейшем легли в основу официальной идеологии, религиозных и морально-этических представлений большинства населения Китая. Важнейшими из них были даосизм и конфуцианство.

В основе даосизма, возникшего в 4—3 вв. до н.э., лежит представление о наличии таинственной, не познаваемой разумом и не выразимой словами, присутствующей во всем, первопричине вселенной (дао — буквальное значение «путь»). Противопоставляя природу обществу, даосизм призывает освободиться от оков цивилизации, обязанностей, долга и возвратиться к простой, близкой к природе жизни. Одной из основных целей приверженцев даосизма было достижение активного долголетия, для чего использовались разнообразные методы, включая специальные диеты, комплексы физических и дыхательных упражнений, режим и т.п. Обеспечению долголетия служат и этические установки, сводящиеся к абсолютному отрицанию политики и морали или к самоустранению, уступчивости, отказу от желаний, борьбы и т.п. В соответствии с этим учением предпринимались и попытки поиска эликсира бессмертия, что способствовало развитию китайской алхимии.

Конфуцианство [по имени основателя, китайского философа Конфуция (кит. Кун-цзы), около 551—479 гг. до н.э.] носило выраженный этико-политический характер и с самого начала выражало интересы наследственной аристократии, считая закономерным и справедливым существование эксплуатации и социального неравенства. Основным принципом конфуцианской этики являлось понятие «жэнь» («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения норм поведения (этикета), базирующихся на соблюдении почтительности и уважения к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Конфуцием были обоснованы и фундаментальные положения традиционных верований китайцев: о небе как целенаправленной божественной силе, от которой зависит судьба общества и каждого отдельного жителя «поднебесной», о божественном происхождении власти государя — «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной. В 136 г. до н.э. конфуцианство было провозглашено официальной идеологией и просуществовало в этом качестве до крушения монархии (1911).

Источники изучения М. Китая разнообразны; они представлены материалами археологии и памятниками письменности. Ценнейшим литературным памятником древнекитайской культуры является Сборник песен и гимнов («Шицзин»), относящийся к 11—6 вв. до н.э. В сборнике имеются стихи, характеризующие жилище, пищу, одежду, труд, семейные отношения, болезни, лекарства, индивидуальные и общественные санитарно-гигиенические традиции. В «Чжоуских ритуалах» (11—7 вв. до н.э.) упоминаются некоторые разделы М., ветеринария. Древнейшим произведением медицинской литературы, обобщившим многовековой опыт китайских врачей, является «Трактат о внутреннем» («Нейцзин», 6 в. до н.э.), состоящий из двух частей — «Простые рассказы» и «Книга чудес»; его предполагамый автор — Цинь Юэ-жень Бянь Цао. Считают, что он один из первых в Китае применил исследование пульса, отлично владел методом иглотерапии, лечил детские и женские болезни.

5.6. Учения о пяти стихиях (У-Син) и двух противоположных началах (Инь-Ян). Диагностика. Учение о пульсе.

На развитие естественнонаучных взглядов определяющее влияние оказала натурфилософия, восходящая к древним (возникшим не позднее 9—8 вв. до н.э.) представлениям о взаимодействии пассивной силы (инь) и мужской активности (ян). 'Эти идеи слились с возникшим позднее учением о взаимопревращении пяти первостихий (металла, дерева, воды, огня, земли) и были усвоены почти всеми философскими школами.

В соответствии со сложившимися под влиянием основных положений натурфилософии взглядами, человек представляет собой мир в миниатюре (микрокосмос) и состоит из пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей

Общепатологические воззрения древнекитайских врачей также исходили из натурфилософских представлений: причиной возникновения болезней считали нарушение соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме, так же как и в окружающей природе, находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывали гиперфункцию, с действием инь — гипофункцию отдельных органов или организма в целом. При этом признавали возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.

В Древнем Китае производилось анатомирование трупов. Основным органом, по представлениям древнекитайских врачей, было сердце. Печень рассматривалась как обиталище души, а желчный пузырь — мужества. В китайских источниках впервые упоминается о замкнутой системе кровообращения.

Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Есть основания считать, что основной формой подготовки врачей в Древнем Китае были семейные и так называемые ремесленные школы (опытные врачи набирали для подготовки учеников). Вместе с тем высказывается предположение, что при дворах императоров существовали медицинские школы под руководством наиболее знаменитых врачей. В эпоху Чжоу (11—3 вв. до н.э.) медики делились на пять категорий в соответствии с квалификацией. В результате ежегодных проверок лучшие врачи получали награды, на малоспособных налагались взыскания.

Крупный вклад в развитие китайской М. внес Цан Гун (267—215 гг. до н.э.). Он ввел записи, в которых указывались дата осмотра, состояние больного, назначения и результаты лечения. Это были первые истории болезни. К выдающимся врачам первых веков н.э. относятся Чжан Чжун-цзин (150—219 гг. н.э.) — автор обширного трактата об инфекционных заболеваниях, содержащего 400 способов лечения и более 100 советов по профилактике заразных болезней, Ван Шу-хэ (210—285 гг. н.э.), который на основе трудов Чжан Чжун-цзина и других, более древних источников написал «Книгу о пульсе» в 10 томах

Содержание и общие положения М. Древнего Китая прослеживаются уже в трактате «Чжоуские ритуалы», где медицина подразделяется на внутренние болезни, хирургию, диететику и ветеринарию. По-видимому, рано выделились в самостоятельные разделы учение о глазных болезнях, акушерство и гинекология. Китайским врачам были известны болезни сердца, психические нарушения, заразные болезни.

Хирурги армии (медико-санитарная организация в китайской армии была создана не позднее 5—4 вв. до н.э.) с успехом лечили не только своих воинов, но и солдат враждебного лагеря, которых по выздоровлении отпускали домой. Древнекитайские врачи умели делать чревосечения. Для обезболивания использовали сок конопли и растений семейства пасленовых, вино. Из подручных средств (бамбук, керамика, древесная кора, листья пальм и пр.) изготовлялись шины, бандажи, повязки, шовный материал, жгуты. При раскопках найдены различные хирургические инструменты из бронзы, железа, костей, раковин.

Диагностика издревле была одним из важнейших звеньев врачевания. Важными для диагностики считали осмотр и опрос больного. Особое внимание уделялось «окнам тела» — ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела; мочу исследовали на вкус.

Большое место занимало учение о пульсе. Была разработана скрупулезная система его исследования и трактовки полученных результатов. По мнению древнекитайских врачей, с помощью исследования пульса можно выяснить все совершавшиеся в организме человека процессы: работу сердца, легких, печени, течение соков, крови в жилах, «игру» чувств — печаль, гнев, радость, болевые ощущения, состояние экстаза, томление духа. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. Пальпация артерии у лучезапястного сочленения продолжалась многими часами, требовала от врача большого профессионального искусства, внутренней сосредоточенности.

Лечебные назначения зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом, «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги».

Ван Шу-хэ (210—285 гг. н.э.), который на основе трудов Чжан Чжун-цзина и других, более древних источников написал «Книгу о пульсе» в 10 томах. Учение Ван Шу-хэ о пульсе получило широкое признание среди китайских врачей и было воспринято в других странах Востока. В частности. Ибн-Сина (Авиценна) различал 46 видов пульса, 35 из которых взял из китайской практики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.