Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путники, которые остались без средств для продолжения пути.






Речь идёт о путниках, которые застряли в чужих землях и их средства иссякли. Таким людям выдают столько денег из закята, сколько им достаточно для того, чтобы добраться до своей родины, даже если у себя на родине они являются богатыми.

Запрещено выплачивать закят неверующему, если только его не хотят этим привлечь к Исламу. Также закят запрещено выплачивать богатому человеку, так как он имеет постоянную зарплату, или занимается торговлей, или занимается еще чем-то. Исключением являются только три категории богатых, которым можно выплачивать закят:

· Богатый человек, который занимается сбором и распределением закята;

· Богатый человек, который усердствует на пути Аллаха;

· Богатый человек, который взял денег в долг для того, чтобы примирить две враждующие стороны.

 

Закят нельзя расходовать на выполнение других материальных обязательств. Например, человек не может вместо выплаты закята предыдущим восьми категориям накормить на эти деньги своих гостей. Также человек не может вместо выплаты закята предыдущим восьми категориям потратить эти деньги для обеспечения своей семьи и своих близких родственников, которых он итак обязан обеспечивать. Однако разрешается расходовать закят на близких родственников, если это не касается обязательных расходов на них. Например, если жена или родители не в состоянии вернуть долг, то разрешается дать им деньги из закята для того, чтобы они погасили этот долг.

Также жена имеет право дать закят мужу, если тот относится к одной из восьми категорий, поскольку она не несет ответственности за его материальное обеспечение.

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, в день жертвоприношения (или: разговения) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к месту молитвы, покинув которое стал увещать мужчин (и женщин) и стал повелевать им давать милостыню. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, удалился, а когда он вернулся к себе домой, пришла жена ибн Мас‘уда Зайнаб и попросила разрешения войти к нему. Войдя в дом, она сказала: “О посланник Аллаха, сегодня ты велел подавать милостыню, а у меня были украшения, которые я хотела отдать бедным, но ибн Мас‘уд сказал, что он сам и его дети имеют на это больше прав, чем кто бы то ни было! ” На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ибн Мас‘уд сказал правду: твой муж и твои дети действительно имеют на это больше прав, чем те, кому ты отдала бы это”» [361].

Сообщается со слов Сальмана ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостыня, данная бедняку – это (просто) милостыня, а милостыня, данная родственнику – это (не только) милостыня, (но и) укрепление родственных уз» [362].

Следует заметить, что если нищий человек должен тебе денег, то ты не можешь вместо выплаты закята простить ему его долг. Выплата закята – это именно выплата материальных средств, а не прощение долга. Аллах Всевышний сказал:

﴿ خ ُ ذ ْ م ِ ن ْ أ َ م ْ و َ ا ل ِ ه ِ م ْ ص َ د َ ق َ ة ً ﴾

«Бери из их имущества пожертвования» [363].

А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сообщи им о том, что Аллах обязал их выплачивать милостыню (закят), которую следует брать у богатых и отдавать бедным» [364].

А прощение долга – это не выплата материальных средств. Кроме того, несостоятельный должник не имеет наличных денег, которыми он мог бы распоряжаться, в то время как закят должен выплачиваться из наличных денег. Кроме того, отданные в долг деньги представляют для состоятельного человека меньшую ценность, чем деньги, которыми он владеет, и если он прощает долг вместо выплаты закята, то получается, что он отдает худшее вместо того, что лучше.

Может быть такое, что человек, который обязан выплатить закят, выплатил закят тому, кого он считал заслуживающим закята, а в итоге оказалось наоборот[365]. Закят в данном случае считается выплаченным, потому человек сделал всё, что мог, и он не мог знать о скрытых вещах.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один человек сказал: “Я обязательно должен подать милостыню! ” — (после чего) вышел (из дома) со своей милостыней и (по незнанию) вложил её в руку вору. Наутро люди стали говорить: “Милостыню подали вору! ” Тогда (этот человек) сказал: “О Аллах, хвала Тебе, я обязательно должен подать милостыню! ” После этого он (опять) вышел (из дома) и вложил (милостыню) в руку блуднице, а наутро люди стали говорить: “Этой ночью милостыню подали блуднице! ” Тогда (этот человек) сказал: “О Аллах, хвала Тебе! (Я подал милостыню) блуднице, но я обязательно должен подать её (снова)! ” После этого он (опять) вышел из (дома) со своей милостыней и (на сей раз) подал её богатому человеку, а наутро люди стали говорить: “Милостыню подали богатому! ” Услышав это, он сказал: “О Аллах, хвала Тебе, (я подал милостыню) вору, блуднице и богачу! ” — а после этого некто пришёл к нему (во сне) и сказал: “Что касается твоего подаяния вору, то, может быть, благодаря этому (впредь) он станет воздерживаться от воровства; что касается блудницы, то, может быть, она откажется от блуда, что же касается богатого, то, может быть, он извлечёт из этого урок и станет расходовать (на пути Аллаха) то, что даровал ему Аллах”» [366]. В версии Муслима сказано: «Что касается твоей милостыни, то она принята».

Сообщается, что Ма‘н бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой отец, (пожелавший) раздать милостыню, достал несколько динаров и положил их в мечети около одного человека, чтобы тот отдал их неимущим, а потом (туда) пришёл я, взял эти деньги и принёс их (своему отцу). Он сказал: “Клянусь Аллахом, не тебе я хотел (отдать их)! ” — после чего я и обратился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он рассудил (наш спор), и он сказал: “Тебе — то, что ты намеревался (получить) [367], о Йазид, а тебе — то, что ты взял, о Ма‘н”» [368].

 

و ا ل ل ه ا ل م ُ و َ ف ّ ِ ق ُ و ا ل ح م د ل ل ه ر ب ّ ِ ا ل ع ا ل م ِ ي ن َ

و ص ل ى ا ل ل ه و س ل ّ َ م ع ل ى ن ب ي ّ ِ ن ا م ح م د ٍ و ع ل ى آ ل ِ ه ِ و أ ص ح ا ب ِ ه أ ج م ع ي ن َ


 

Глава восемнадцатая

Битва при Бадре

В благодатном месяце Рамадан Аллах Всевышний даровал мусульманам помощь в великом сражении при Бадре против многобожников. Этот день был назван днём различения, ибо Аллах Всевышний указал на разницу между истиной и ложью, оказав помощь Своему посланнику и верующим, и унизив неверующих многобожников.

Это событие имело место во 2-ом году хиджры в месяце Рамадан. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узнал о том, что Абу Суфьян вместе с караваном курайшитов направляется из Шама[369] и Мекку. Тогда он призвал своих сподвижников, для того чтобы захватить этот караван. Ведь, курайшиты воевали с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и со сподвижниками. Между ними не было мирного договора. Курайшиты выгнали мусульман из их жилищ, присвоили их имущество и стали бороться с призывом истины. Именно поэтому они заслуживали того, чтоб их караван был захвачен.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел вместе со своими сподвижниками в количестве, немного превышающем триста человек. У них в наличии было два скакуна и семьдесят верблюдов. Семьдесят человек из этого войска были мухаджирами[370], а остальные были ансарами[371]. Они хотели просто захватить караван и не собирались вступать в серьезный бой. Но Аллах Всевышний сделал так, что они столкнулись лицом к лицу со своими врагами.

Получилось так, что Абу Суфьян узнал о планах мусульманам и отправил в Мекку своего посланца, чтобы тот позвал мекканцев на помощь для защиты каравана. Сам Абу Суфьян не повёл караван по привычной дороге, а решил добраться до Мекки, пробравшись по дорогам у побережья Красного моря. Таким образом он спас свой караван.

Курайшиты, узнав последние новости, торжественно вышли вместе со своей знатью навстречу пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Их войско состояло примерно из тысячи человек, ста лошадей и семисот верблюдов. Аллах Всевышний сказал:

﴿ خ َ ر َ ج ُ و ا ْ م ِ ن د ِ ي َ ا ر ِ ه ِ م ب َ ط َ ر ً ا و َ ر ِ ئ َ ا ء ا ل ن ّ َ ا س ِ و َ ي َ ص ُ د ّ ُ و ن َ ع َ ن س َ ب ِ ي ل ِ ا ل ل ّ ه ِ و َ ا ل ل ّ ه ُ ب ِ م َ ا ي َ ع ْ م َ ل ُ و ن َ م ُ ح ِ ي ط ٌ ﴾

«Они горделиво вышли из своих домов, (напыщенно) показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха. Аллах объемлет все, что они совершают» [372].

Вместе с ними были певицы, которые пели песни, высмеивая мусульман. Узнав об этом, Абу Суфьян отправил к ним посланца, чтобы тот сообщил о спасении каравана, дабы курайшиты вернулись в Мекку. Однако они отказались возвращаться.

Абу Джахль (один из лидеров курайшитов) заявил: «Клянусь Аллахом, мы не вернемся в Мекку, пока не достигнем Бадра и не останемся там на три дня. Мы будет закалывать там животных, готовить пищу, пить вино, дабы о нас услышали все арабы и стали после этого испытывать перед нами трепетный страх».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узнав о выходе курайшитов, собрал всех своих сподвижников, чтобы посовещаться с ними. Он сказал им: «Поистине, Аллах обещал мне одно из двух: либо караван, либо войско».

Тогда один из мухаджиров, которого звали аль-Микдад ибн аль-Асуад, встал и сказал: «О, посланник Аллаха, делай то, что повелел тебе Аллах Всевышний. Клянусь Аллахом, мы (никогда) не скажем тебе то, что сказали сыны Исраиля Мусе: ″ Ступай и сражайся вместе со своим Господом, мы же посидим здесь″ [373]. Мы будет сражаться справа от тебя и слева от тебя, спереди тебя и сзади тебя».

Тогда встал господин племени Аус[374], которого звали Са‘д ибн Му‘аз аль-Ансари, и сказал: «О, посланник Аллаха, возможно, ты опасаешься того, что ансары откажутся вступать в бой за пределами Медины. Поистине, я говорю от их имени: ″ Отправляйся туда, куда хочешь. Бери из нашего имущества всё, что хочешь. То, что ты заберешь у нас, будет для нас более любимым чем то, что ты оставишь нам. Мы подчинимся любому твоему велению. Клянусь Аллахом, если ты поведешь нас даже до Гамдана [375], мы непременно пойдем туда вместе с тобой. Если ты решишь переплыть с нами море, то мы непременно последуем за тобой. Мы не боимся встретиться с врагом даже завтра, и во время боя будет проявлять терпение».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень обрадовался, когда услышал слова мухаджиров и ансаров, да будет доволен ими Аллах. Он сказал им: «Ступайте и возрадуйтесь, ибо я, как будто бы вижу ваших врагов погибшими на поле боя» [376].

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил вместе с войском в сторону врага, дойдя таким образом до колодцев Бадра. Тогда аль-Хубаб ибн уль-Музир сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О, посланник Аллаха, почему ты остановился именно здесь?! Это Аллах внушил тебе остановиться здесь или это твоё личное мнение?!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что это личное мнение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а не откровение от Аллаха. Тогда аль-Хубаб сказал: «О, посланник Аллаха, это – неудачное место. Лучше отойти и встать лагерем у ближайшего колодца, сделать бассейн, наполнить его водой, а затем уничтожить все остальные колодцы так, чтобы враг лишился воды» [377]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал это мнение прекрасным, после чего мусульмане именно так и поступили.

В ту ночь Аллах Всевышний низвёл на землю дождь, который обернулся для многобожников сильнейшим ливнем, после которого твердая земля превратилась в грязь, и многобожники не смогли двигаться вперед. Однако для мусульман этот дождь был приятным. Он очистил их и уплотнил им песок, благодаря чему они могли стоять на твердой земле и лучше подготовить свои позиции.

Потом мусульмане построили для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на возвышенности, которая находится к северо-востоку от поля боя, укрепление, откуда он наблюдал за сражением. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занялся распределением своих сил. Он пошел на поле боя и стал показывать людям, где они будут сражаться, говоря: «Завтра здесь будет убит такой-то, если захочет Аллах, а здесь будет убит такой-то, если захочет Аллах». А затем в день битвы все, о ком он говорил, погибли именно там, куда он указывал[378].

После этого пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился лицом к Каабе, а потом воздел руки к небу и стал обращаться к своему Господу с мольбами о помощи, говоря: «О Аллах, исполни то, что Ты обещал мне, о Аллах, даруй мне то, что Ты обещал мне! О Аллах, если Ты погубишь эту группу мусульман, Тебе больше не будут поклоняться на земле!» [379]

Мусульмане просили помощи у своего Господа в этой тяжелой ситуации и Он ответил им: «Вот твой Господь внушил ангелам (которых Он послал для поддержки верующих в битве при Бадре): " Я - с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы". Это - потому, что они воспротивились Аллаху и Его Посланнику. А если кто противится Аллаху и Его Посланнику, то ведь Аллах суров в наказании. Вот так! Вкусите же его! Воистину, неверующим уготованы мучения в Огне» [380].

И вот два войска встретились, разгорелся жаркий бой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в своих укреплениях вместе с Абу Бакром и Са‘дом ибн Му‘азом. Они охраняли пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха Всевышнего помощи, после чего был ниспослан аят:

﴿ س َ ي ُ ه ْ ز َ م ُ ا ل ْ ج َ م ْ ع ُ و َ ي ُ و َ ل ّ ُ و ن َ ا ل د ّ ُ ب ُ ر َ ﴾

«Эта группа будет разбита, и они обратятся вспять!» [381]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал своих сподвижников к сражению и говорил: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, кто будет убит сегодня, проявляя терпение, надеясь на награду Аллаха и не отступая, того Аллах Всевышний обязательно введёт в Рай».

Когда же многобожники приблизились, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поспешите к Раю, равному по ширине небесам и земле!» Услышав это, 'Умайр ибн аль-Хумам аль-Ансари спросил: «О посланник Аллаха, неужели Рай равен по ширине небесам и земле?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да», и тогда 'Умайр воскликнул: «Как прекрасно, как прекрасно!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Почему ты говоришь " Как прекрасно, как прекрасно! "?» Умайр ответил: «Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, только потому, что я надеюсь стать одним из его обитателей!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ты будешь среди его обитателей!» Тогда 'Умайр достал из своего колчана финики и стал есть их, но уже скоро сказал: «Поистине, слишком долгой будет жизнь моя, если проживу я столько, что успею доесть свои финики!» Сказав же это, он выбросил свои финики, а потом бросился в бой и сражался, пока не погиб[382]. Да будет доволен им Аллах!

Также сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял в ладонь землю или мелкие камешки и бросил их в сторону курайшитов, и эти камешки попали прямо в их глаза. И не было ни одного курайшита, глаза которого ни наполнились бы этой землей. Это – знамение из знамений Аллаха! Многобожники были разбиты и обратились вспять. Семьдесят курайшитов было убито, а семьдесят – взято в плен. Двадцать четыре трупа почетных курайшитов было брошено в один из колодцев Бадра. Среди них был Абу Джахль, Шейба ибн Раби‘а, ‘Утба и аль-Уалид ибн ‘Утба.

Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился в сторону Каабы и воззвал к Аллаху с мольбами против этих четверых. Рассказав об этом, ибн Мас‘уд сказал: «И клянусь Тем, Кто послал Мухаммада с истиной, всех, кого он назвал, я видел убитыми в день битвы при Бадре, а потом их поволокли по земле к одному из высохших колодцев Бадра» [383].

Сообщается, что Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день Бадра по приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тела двадцати четырёх человек из числа храбрейших предводителей курайшитов были брошены в один из загрязнённых (и высохших) колодцев. Одержав победу над кем-либо, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно оставался на поле боя в течение трёх дней. На третий день после битвы при Бадре он велел оседлать свою верблюдицу, что и было сделано, после чего двинулся в путь, а за ним последовали его сподвижники, которые говорили (друг другу): “Он едет не иначе как по необходимости”. Подъехав к краю колодца, он стал обращаться к ним [384], называя их имена и имена их отцов (и говоря): “О такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то! Радовались ли бы вы (сейчас), если бы покорились Аллаху и Его посланнику? Поистине, мы (убедились), что обещанное нам Господом нашим — истина, а убедились ли вы, что обещанное Господом вашим — истина?! ” ‘Умар спросил: “О посланник Аллаха, почему ты обращаешься к телам, в которых нет душ?! ” — (на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, они не хуже вас слышат то, что я говорю! ” [385]» [386]

Что касается курайшитов, взятых в плен, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил посоветоваться со сподвижниками относительно их дальнейшей судьбы. Са‘д ибн Му‘аз посоветовал убить их всех.

‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Я думаю, что тебе лучше позволить нам отрубить им головы, и позволить 'Али отрубить голову 'Акылю, а мне — отрубить голову такому-то, ведь эти пленные являются предводителями неверных и знатными людьми Мекки!»

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О пророк Аллаха, они — наши сородичи и соплеменники, и я думаю, что тебе лучше получить за них выкуп, который придаст нам сил в борьбе с неверными. Кроме того, может быть, впоследствии Аллах приведёт их к Исламу» [387].

В результате пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил отпустить пленных за определенный выкуп.

Во время битвы при Бадре маленькая группа мусульман одержала победу над большой группой многобожников. Аллах Всевышний сказал:

﴿ ف ِ ئ َ ة ٌ ت ُ ق َ ا ت ِ ل ُ ف ِ ي س َ ب ِ ي ل ِ ا ل ل ّ ه ِ و َ أ ُ خ ْ ر َ ى ك َ ا ف ِ ر َ ة ٌ ﴾

«Одна армия сражалась на пути Аллаха, другая же состояла из неверующих!» [388]


 

Глава девятнадцатая

Завоевание Мекки

В месяце Рамадан в 8-ом г.х. случилось завоевание Мекки. Аллах Всевышний избавил Мекку от проявлений многобожия, Она стала исламским городом. Место многобожия в Мекке заняло единобожие, место неверия – заняла вера. В Мекке открыто начали поклоняться Единому и Всемогущему Аллаху, а идолы многобожников были сломаны.

Незадолго до этого, в 6-ом г.х., был заключен Худайбийский мирный договор между пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и между курайшитами. Согласно этому договору, любой желающий мог вступить в союз с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, или с курейшитами, и то племя, которое присоединялось к любой из сторон, считалось ее составной частью, а любые враждебные действия, предпринимаемые против него, рассматривались как враждебные действия против стороны, вступившей с ним в союз. Таким образом, племя Хуза‘а присоединилось к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а племя бану Бакр – к курейшитам[389].

Во времена невежества эти племена враждовали между собой, когда же было заключено вышеупомянутое перемирие в Худейбие и стороны могли больше не опасаться друг друга, люди из племени бану Бакр решили отомстить племени Хуза‘а за прошлые обиды. Курайшиты втайне помогли племени бану Бакр воинами и оружием. Тогда представители племени Хуза‘а отправились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы рассказать ему о том, как поступили представители племени бану Бакр и курайшитов.

Тогда курайшиты осознали, что они своим поступком нарушили худейбийский мирный договор. Они решили отправить своего лидера Абу Суфьяна к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы укрепить этот договор и продлить его срок. Абу Суфьян говорил об этом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с Абу Бакром и с ‘Умаром, да будет доволен Аллах ими обоими, но не достиг успеха. Затем он говорил об этом с ‘Али ибн Аби Талибом, да будет доволен им Аллах, но не достиг успеха.

Абу Суфьян сказал ‘Али ибн Аби Талибу: «Что ты думаешь, о Абу-ль-Хасан?» ‘Али ответил: «Я не знаю ничего, что могло бы помочь тебе. Однако ты ведь являешься предводителем племени бану Кинана, ступай же и объяви перемирие между людьми». Абу Суфьян сказал: «Ты думаешь, что это поможет мне?» ‘Али ответил: «Клянусь Аллахом, я не думаю, что это поможет тебе, но не знаю ничего другого, что мог бы предложить тебе». Абу Суфьян именно так и поступил, а затем вернулся в Мекку.

Когда Абу Суфьян вернулся в Мекку, курайшиты сказали ему: «С чем ты вернулся?» Абу Суфьян ответил: «Я говорил с Мухаммадом, но, клянусь Аллахом, он мне ничего не ответил. Затем я говорил с (Абу Бакром) сыном Абу Кухафы и с (‘Умаром) ибн аль-Хаттабом, но не увидел от них блага. Затем я говорил с ‘Али и сделал именно то, на что он указал». Курайшиты сказали: «А одобрил ли это Мухаммад?» Абу Суфьян ответил: «Нет». Тогда они сказали: «Горе тебе! Этот ‘Али всего лишь позабавился над тобой».

Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он велел сподвижникам готовиться к сражению. Он сообщил сподвижникам о своих намерениях и побудил к сражению всех своих сторонников. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Аллах, Сделай так, чтобы курайшиты не узнали об этом и чтобы мы застигли их врасплох!» [390]

Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выступил из Медины примерно с десятитысячным войском, оставив вместо себя в Медине ‘Абдуллаха ибн Умм Мактум.

По дороге в Мекку в местечке Джухфа навстречу войску мусульман вышел дядя пророка аль-‘Аббас вместе со своей семьей и детьми, сообщив о своем Исламе. Также Ислам в это время приняли Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн ‘Абд уль-Мутталиб и ‘Абдуллах ибн Аби Умеййа, которые до этого были врагами пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Также сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Когда в год победы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся на Мекку, о чём стало известно курайшитам, Абу Суфйан бин Харб, Хаким бин Хизам и Будайль бин Варка выехали из Мекки для того, чтобы собрать сведения о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и находились в пути, пока не достигли Марр аз-Захрана [391]. Там они неожиданно увидели так много огней, что можно было подумать, будто это огни Арафата [392], и Абу Суфйан спросил: “Что это? Поистине, это похоже на огни Арафата! ” Будайль бин Варка сказал: “Это огни (племени) бану ‘амр”, но Абу Суфйан (возразил): “У бану ‘амр не наберётся столько людей”. А потом их заметили охранявшие посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, люди, которые настигли и захватили их, после чего доставили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Суфйан принял ислам. Двинувшись в путь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал аль-‘Аббасу: “Задержи его около выступа горы, чтобы он посмотрел на мусульман”. И аль-‘Аббас задержал Абу Суфйана (у этого места), а потом перед ним отряд за отрядом стали проходить (представители разных) племён, среди которых находился и пророк, да благословит его Аллах и приветствует. (Когда) прошёл (первый) отряд, (Абу Суфйан) спросил: “О ‘Аббас, кто это? ” ‘Аббас ответил: “Это (племя) гъифар”. (Абу Суфйан) сказал: “Мне нет никакого дела до гъифар! ” Потом прошёл (отряд племени) джухайна, и он сказал нечто подобное, потом прошёл (отряд племени) са‘д бин хузайм, и он (снова) сказал нечто подобное, потом прошёл (отряд племени) суляйм, и он (снова) сказал нечто подобное, а потом подошёл такой отряд, подобного которому ему видеть ещё не приходилось, и (Абу Суфйан) спросил: “Кто это? ” (‘Аббас) ответил: “Это ансары во главе с Са‘дом бин ‘Убадой, который держит знамя”. Что же касается Са‘да бин ‘Убады, то он сказал: “О Абу Суфйан, сегодня будет великое сражение, и сегодня (запретное в) Каабе станет дозволенным! ” [393] — а Абу Суфйан воскликнул: “О ‘Аббас, как прекрасно (иметь защитника) в день гибели! ” Потом подошёл самый малочисленный из всех отрядов, среди (бойцов) которого находился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками, а знамя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нёс аз-Зубайр бин аль-‘Аввам. И когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проезжал мимо Абу Суфйана, он спросил (пророка, да благословит его Аллах и приветствует): “Известно ли тебе, что сказал Са‘д бин ‘Убада? ” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “ И что же он сказал? ” (Абу Суфйан) сказал: “То-то и то-то”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Са‘д неправ, напротив, в этот день Аллах возвеличит Каабу, и в этот день Кааба будет покрыта (своим покровом)! ” — а потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел водрузить своё знамя на Хаджуне [394]» [395].

Сообщается, что увидев Абу Суфьяна, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Горе тебе, Абу Суфьян, не настало ли для тебя время понять, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха?!» Абу Суфьян сказал: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, разве найдется кто-нибудь более кроткий и благородный, чем ты? Поистине, если бы существовал наряду с Аллахом еще какой-нибудь бог, он уже избавил бы меня от чего
либо!»
Тогда аль-‘Аббас сказал ему: «Горе тебе, прими ислам и засвидетельствуй, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, пока тебе не отрубили голову!» Тогдаон принял ислам и произнес свидетельство истины.

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мугаффаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день овладения Меккой я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сидел на своей верблюдице и нараспев читал суру “аль-Фатх” (№ 48) » [396].

‘Урва рассказывал: «В тот день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Халиду ибн аль-Валиду вступить в Мекку через верхнюю её часть со стороны Када, что же касается самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он вошёл (в город) через Куда. И в тот день были убиты двое из всадников Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах: Хубайш ибн аль-Аш‘ар и Курз ибн Джабир аль-Фихри» [397].

Также сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто (из жителей Мекки) войдет в мечеть, тот будет в безопасности. Кто (из жителей Мекки) войдет в дом Абу Суфьяна, тот будет в безопасности. Кто (из жителей Мекки) войдет в свой дом и закроет двери, тот будет в безопасности».

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в Мекку в день её завоевания, вокруг Каабы находилось триста шестьдесят идолов, и он начал тыкать их палкой, которую держал в руке, говоря: “Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель” [398]. И он (говорил также): “Явилась истина, и ложь ничего больше не породит и не вернется” [399], и идолы падали» [400].

Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в Каабу и принялся стирать изображения, которые были нарисованы внутри неё. Затем он помолился внутри Каабы и принялся возвеличивать Аллаха Всевышнего. Остановившись у дверей Каабы, он говорил: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и хвала. Он над всякой вещью мощен! Аллах был правдив в Своём обещании, Он оказал помощь Своему рабу и разбил все отряды (неверующих)».

На следующий день пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью. Он начал с восхваления Аллаха, а затем сказал: «Поистине, именно Аллах сделал Мекку запретной территорией, а не люди. Никому, кто верит в Аллаха и в Последний, не дозволяется ни проливать в ней кровь, ни срубать деревья. Если же кто-нибудь посчитает это для себя допустимым, ссылаясь на то, что в Мекке сражался посланник Аллаха, скажите ему: “Поистине, Аллах разрешил это Своему посланнику, но не разрешал вам! ” Да и мне Он позволил делать это только в течение части этого дня, и сегодня она вновь стала столь же священной, как и вчера, так пусть же присутствующий известит (об этом) отсутствующего!» [401]

Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было позволено сражаться в Мекке с восхода солнца до послеобеденной молитвы (‘аср). Затем он пробыл в Мекке 19 дней.

 

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ أ ر ز ُ ق ْ ن ا ش ُ ك ْ ر َ ه ذ ه ا ل ن ع م ة ِ ا ل ع ظ ي م ة ِ ، و ح ق ّ ِ ق ا ل ن ّ ِ ص ر ل ل أ م ّ َ ة ِ ا ل إ ِ س ل ا م ي ة ِ ك ل ّ َ و ق ت ٍ ف ي ك ل ّ ِ م ك ا ن ٍ ، و ا غ ف ِ ر ْ ل ن ا و ل و ا ل ِ د ِ ي ن ا و ل ج م ي ع ا ل م س ل م ي ن ب ر ح م ت ِ ك ي ا أ ر ح َ م َ ا ل ر ا ح م ي ن َ

و ص ل ى ا ل ل ه و س ل ّ َ م ع ل ى ن ب ي ّ ِ ن ا م ح م د ٍ و ع ل ى آ ل ِ ه ِ و ص ح ب ِ ه أ ج م ع ي ن


 

Глава двадцатая

Причины получения помощи от Аллаха

Поистине, Аллах Всевышний оказал помощь верующим во многих местах. Он оказал им помощь в день битвы при Бадре, во время наступления полчищ на Медину, в день завоевания Мекки, в день битвы Хунейн. Аллах Всевышний оказал им помощь, выполнив своё обещание.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ك َ ا ن َ ح َ ق ّ ً ا ع َ ل َ ي ْ ن َ ا ن َ ص ْ ر ُ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ ﴾

«И Нашим долгом было помогать верующим» [402].

А также:

﴿ إ ِ ن ّ َ ا ل َ ن َ ن ص ُ ر ُ ر ُ س ُ ل َ ن َ ا و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ف ِ ي ا ل ْ ح َ ي َ ا ة ِ ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا و َ ي َ و ْ م َ ي َ ق ُ و م ُ ا ل ْ أ َ ش ْ ه َ ا د ُ (51) ي َ و ْ م َ ل َ ا ي َ ن ف َ ع ُ ا ل ظ ّ َ ا ل ِ م ِ ي ن َ م َ ع ْ ذ ِ ر َ ت ُ ه ُ م ْ و َ ل َ ه ُ م ُ ا ل ل ّ َ ع ْ ن َ ة ُ و َ ل َ ه ُ م ْ س ُ و ء ُ ا ل د ّ َ ا ر ِ ﴾

«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день (Суда), когда предстанут свидетели. В тот день оправдания не помогут беззаконникам. На них лежит проклятие, и им уготована Скверная обитель» [403].

Аллах Всевышний оказал им помощь, ибо они строго придерживались его религии. Кто будет крепко держаться за Его религию, тот будет выше всех остальных общин.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ه ُ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي أ َ ر ْ س َ ل َ ر َ س ُ و ل َ ه ُ ب ِ ا ل ْ ه ُ د َ ى و َ د ِ ي ن ِ ا ل ْ ح َ ق ّ ِ ل ِ ي ُ ظ ْ ه ِ ر َ ه ُ ع َ ل َ ى ا ل د ّ ِ ي ن ِ ك ُ ل ّ ِ ه ِ و َ ل َ و ْ ك َ ر ِ ه َ ا ل ْ م ُ ش ْ ر ِ ك ُ و ن َ ﴾

«Он (Аллах) - Тот, Кто отправил Своего Посланника (Мухаммада) с верным руководством (Кораном) и религией истины (исламом), чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» [404].

Аллах Всевышний оказал им помощь, ибо притворили в жизнь причины для получения этой помощи. Аллах Всевышний сказал:

 

 

﴿ و َ ل ا َ ت َ ه ِ ن ُ و ا و َ ل ا َ ت َ ح ْ ز َ ن ُ و ا و َ أ َ ن ت ُ م ُ ا ل أ َ ع ْ ل َ و ْ ن َ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م م ّ ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ (139) إ ِ ن ي َ م ْ س َ س ْ ك ُ م ْ ق َ ر ْ ح ٌ ف َ ق َ د ْ م َ س ّ َ ا ل ْ ق َ و ْ م َ ق َ ر ْ ح ٌ م ّ ِ ث ْ ل ُ ه ُ و َ ت ِ ل ْ ك َ ا ل أ ي ّ َ ا م ُ ن ُ د َ ا و ِ ل ُ ه َ ا ب َ ي ْ ن َ ا ل ن ّ َ ا س ِ ﴾

«Не падайте духом и не печальтесь, в то время, как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими. Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей» [405].

А также:

﴿ و َ ل ا َ ت َ ه ِ ن ُ و ا ْ ف ِ ي ا ب ْ ت ِ غ َ ا ء ا ل ْ ق َ و ْ م ِ إ ِ ن ت َ ك ُ و ن ُ و ا ْ ت َ أ ْ ل َ م ُ و ن َ ف َ إ ِ ن ّ َ ه ُ م ْ ي َ أ ْ ل َ م ُ و ن َ ك َ م َ ا ت َ أ ْ ل َ م و ن َ و َ ت َ ر ْ ج ُ و ن َ م ِ ن َ ا ل ل ّ ه ِ م َ ا ل ا َ ي َ ر ْ ج ُ و ن َ و َ ك َ ا ن َ ا ل ل ّ ه ُ ع َ ل ِ ي م ً ا ح َ ك ِ ي م ً ا ﴾

«Не проявляйте слабости при преследовании врага. Если вы страдаете (от войны), то они тоже страдают так, как страдаете вы. Но вы надеетесь получить от Аллаха то, на что они не надеются. Аллах - Знающий, Мудрый» [406].

А также:

﴿ ف َ ل َ ا ت َ ه ِ ن ُ و ا و َ ت َ د ْ ع ُ و ا إ ِ ل َ ى ا ل س ّ َ ل ْ م ِ و َ أ َ ن ت ُ م ُ ا ل ْ أ َ ع ْ ل َ و ْ ن َ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ م َ ع َ ك ُ م ْ و َ ل َ ن ي َ ت ِ ر َ ك ُ م ْ أ َ ع ْ م َ ا ل َ ك ُ م ْ (35) إ ِ ن ّ َ م َ ا ا ل ح َ ي َ ا ة ُ ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا ل َ ع ِ ب ٌ و َ ل َ ه ْ و ٌ ﴾

«Не проявляйте слабости и не призывайте к миру, поскольку вы - выше остальных. Аллах - с вами и не умалит ваших деяний. Мирская жизнь - всего лишь игра и потеха» [407].

Сподвижники выполняли веление Аллаха, Который сказал:

﴿ و َ أ َ ع ِ د ّ ُ و ا ْ ل َ ه ُ م م ّ َ ا ا س ْ ت َ ط َ ع ْ ت ُ م م ّ ِ ن ق ُ و ّ َ ة ٍ ﴾

«Приготовьте против них (для встречи с вашими врагами) сколько можете силы» [408].

Они приготовили против врагов духовную силу, а также войско, и Аллах помог им, ибо они поднялись ради защиты Его религии.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ل َ ي َ ن ص ُ ر َ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه ُ م َ ن ي َ ن ص ُ ر ُ ه ُ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ل َ ق َ و ِ ي ّ ٌ ع َ ز ِ ي ز ٌ (40) ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ إ ِ ن م ّ َ ك ّ َ ن ّ َ ا ه ُ م ْ ف ِ ي ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ أ َ ق َ ا م ُ و ا ا ل ص ّ َ ل َ ا ة َ و َ آ ت َ و ُ ا ا ل ز ّ َ ك َ ا ة َ و َ أ َ م َ ر ُ و ا ب ِ ا ل ْ م َ ع ْ ر ُ و ف ِ و َ ن َ ه َ و ْ ا ع َ ن ِ ا ل ْ م ُ ن ك َ ر ِ و َ ل ِ ل ّ َ ه ِ ع َ ا ق ِ ب َ ة ُ ا ل ْ أ ُ م ُ و ر ِ ﴾

«Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный. Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать (обязательную) молитву (должным образом), выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел - у Аллаха» [409].

В этих аятах Аллах Всевышний твёрдо обещал помочь тому, кто помогает Ему. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Аллах непременно помогает…».

«Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный» ― Аллах – Всесильный и Он никогда не слабеет. Аллах – Могущественный и Он никогда не находится в унижении. А любой, кто попытается выйти против Аллаха, станет униженным и слабым.

В этих аятах содержится указание на качества, посредством которых верующие заслуживают помощи Аллаха Всевышнего.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.