Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности реализации института освобождения от административной ответственности






2.1 Основания освобождения от административной ответственности

 

Невзирая на тот факт, что было совершено деяние, содержащее все признаки административного правонарушения, законодательством установлена возможность освобождения виновного лица от административной ответственности. В таком случае могут возникнуть две ситуации. Во-первых, когда совершенное деяние вообще не будет признано административным правонарушением, даже при наличии всех его признаков, то мы говорим об исключении административной ответственности. Во-вторых, когда совершенное деяние признано административным правонарушением, однако правонарушитель от административной ответственности освобожден, то мы говорим о действии института освобождения от административной ответственности.[11] В рамках нашего исследования нас интересуют только основания освобождения от ответственности.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ основанием освобождения от административной ответственности является малозначительность совершенного административного правонарушения.[12] Содержание указанной статьи говорит о том, что освобождение по данному основанию носит относительный характер, поскольку освобождение возможно только по усмотрению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего и решающего дело об административном правонарушении.

Малозначительность совершенного правонарушения как основание освобождения от административной ответственности существовало еще в КоАП РСФС 1984 г. Однако до сих пор уже в действующем КоАП РФ нет указаний на то, какие правонарушения являются малозначительными. Позволим согласится с мнением Купреева С.С., который говорит, что «Малозначительность административного правонарушения как оценочное понятие является абсолютно неопределенным понятием: законодателем не дано как определение, так и критерии его оценки; установление содержания этого понятия делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным решать дело об административном правонарушении.».[13]

Применяя ст. 2.9 КоАП РФ суды, органы, должностные лица должны учитывать разъяснения, которые дает Пленум ВС РФ в постановлении от 24.03.2005 г. № 5. В п.21 данного постановления «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений».

Судебные органы часто берут за критерий малозначительности незначительность наступивших последствий. Личность и имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, добровольное устранение им последствий совершенного правонарушения, а также возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность административного правонарушения.[14]

В случае, когда малозначительность правонарушения установлена при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, согласно ч.2 ст.211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании такого постановления незаконным и об его отмене.[15]

Мы видим, что судебные органы в своих разъяснениях по вопросы квалификации правонарушения в качестве малозначительного не дают нам более полно уяснить содержание понятия малозначительности административного правонарушения, так как единого унифицированного определения нет.

Стоит обратить внимание, что если на основании ст. 2.9 правонарушитель освобождается от административной ответственности, то к нему применяется устное замечание. Устное замечание можно назвать мерой государственного реагирования в данном случае, которая направлена проинформировать о недопустимости повторения таких нарушений в будущем.[16] Ошибочно полагать, что устное замечание тождественно административному предупреждению. Дело в том, что в отличие от предупреждения, которое применяется только в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ, устное замечание применимо при совершении любого правонарушения, существенно не нарушающего охраняемые отношения. Более того устное замечание не имеет письменной формы, которая предусмотрена для предупреждения.

КоАП РФ регламентирует случаи освобождения от административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Стоит отметить, что лица, достигшие 16 лет, но не достигшие 18 лет уже являются субъектами административной ответственности. Но в данном случае мы говорим о том, что они могут быть освобождены от административной ответственности с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности правонарушителя.[17] Решение об освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности принимает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В связи с этим к несовершеннолетнему применяются меры воздействия, которые регламентированы ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также Положением о комиссия по делам о несовершеннолетних. Несовершеннолетнего могут обязать принести извинение потерпевшему в публичной форме, вынести предупреждение, передать правонарушителя под надзор родителей, вынести общественное порицание и другие меры.

Еще к одному основанию освобождения от административной ответственности авторы относят истечение сроков исковой давности. Данное основание заимствовано из норм уголовного права. Срок давности для привлечения к административной ответственности характеризуется тем, в ч.1 ст.4.5 по определенному перечню административных правонарушений, он варьируется такими формулировками как «по истечении трех месяцев» либо «по истечении одного года» со дня совершения административного правонарушения.[18]

Если это длящееся административное правонарушение, указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил: " При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить их того, что днем обнаружения правонарушения считается факт совершения правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления".

При проверке соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности в КоАП РФ закреплен только один случай приостановления его течения – ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства.

Анализируя выше названное основание, мы склонны полагать, что указывать его как основание освобождения от административной ответственности не совсем корректно, поскольку данный критерий больше относится к механизму обеспечения эффективности административной ответственности и работы административно-юрисдикционных органов, нежели к основанию для освобождения лица от ответственности и это исключительно субъективное мнение.

Характеризуя перечень оснований освобождения от административной ответственности, необходимо обратить внимание на ст. 2.5 КоАП РФ, которая для военнослужащих, а также для граждан, которые призваны на военные сборы и лиц, имеющих специальные звания заменяет административную ответственность дисциплинарной ответственностью в том случае если есть соответствующий дисциплинарный нормативный акт.[19] Такое правоположение позволяет нам говорить о своеобразном освобождении от административной ответственности.

Помимо указанных выше оснований освобождения в особенной части КоАП РФ есть и специальные основания для освобождения от административной ответственности, а именно:

1. Статья 15.11 КоАП РФ содержит положения об административной ответственности для должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. В ч. 2 анализируемой статьи предусмотрено основание освобождения от административной ответственности должностных лиц в случае, если последние представят уточненную налоговую декларацию и уплатят неуплаченные суммы налогов и сборов, а также исправят ошибки в установленном порядке до утверждения бухгалтерской отчетности;

2. Освобождение от административной ответственности собственников транспортных средств, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ); [20]

3. Освобождение от административной ответственности лица, первым выполнившего все условия, предусмотренные законом (примечание к ст. 14.32 КоАП РФ) и другие специальные основания.

Логика построения административного законодательства способствовала возникновению мнений о некотором сходстве существа и порядка действия обстоятельств, освобождающих от административной ответственности с обстоятельствами, исключающими такую ответственность.[21] Некоторые авторы их вообще отождествляют. Так, например, Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. и Тихомиров С.В. среди оснований освобождения от административной ответственности выделяют крайнюю необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ) и невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ).[22] Такие исследователи как Д.С. Дугенец и М.Я. Масленников называют основаниями освобождения от административной ответственности обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, регламентированные ст. 24.5 КоАП РФ, Указанные выше позиции в отношении тождественности или сходства обстоятельств, освобождающих и исключающих административную ответственность, безусловно, имеют место быть. Однако обоснования своих выводов они не приводят.

На мой взгляд, нельзя назвать понятия «освобождение от административной ответственности» и «исключение административной ответственности» как идентичные. Такую позицию совершенно четко обосновал Масленников М.Я., который выявил принципиальную разницу между этими двумя понятиями. Он пришел к следующим главным выводам:

Во-первых, когда мы говорим об освобождении от административной ответственности – то подразумеваем, что совершенное деяние является вредоносным, в свою очередь, при обстоятельствах, исключающих административную ответственность – деяние признается не опасным для общества.

Во-вторых, деяние, которое подпадает под основания освобождения от ответственности, является противоправным, а при обстоятельствах, исключающих ответственность, закон признает деяние правомерным.

В-третьих, в отличие от освобождения от административной ответственности обстоятельства, ее исключающие, не содержат в себе никакого элемента усмотрения.[23]

Таким образом, мы согласны с автором в том, что правовая природа обстоятельств, исключающих административную ответственность и освобождающих от нее – различна.

Завершая исследование оснований освобождения от административной ответственности, необходимо также отметить, что только при их правильном понимании возможна наиболее полная реализация прав всех участников административного процесса. Все основания освобождения от административной ответственности можно разделить на общие и частные. Общие основания характер правонарушения и личности правонарушителя. В то время как частные основания базируется на учете обстоятельств, которые характеризуют лицо после совершения противоправного деяния.

Следовательно к основаниям освобождения от административной ответственности относится:

- малозначительность;

- издание акта об амнистии;

- отмена акта, который установил эту ответственность;

- истечение сроков взыскания;

- смерть лица, совершившего административное правонарушение;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.