Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как происходит лечение.






Сегодня при описании и обозначении бо­лезни исходят из патологоанатомических данных. То есть за основу берется физиче­ское изменение. Вопрос, что привело к это­му, в большинстве случаев остается откры­тым. Этот вид рассмотрения болезни связан со временем. Долгое время, например, ре­шающим для болезнь считали движение со­ков в организме (гуморальная патология). Но можно сделать шаг вперед и спросить: какие изменения сил в организме влияют на изменение соков или на изменения в клетках? Антропософское воззрение на чело­века позволяет конкретно понять силы, ле­жащие в основе жизненных процессов (эфирное тело), также силы, связанные с душой человека (астральное тело), а также про­следить воздействие духа («Я» человека) вплоть до субстанции. Благодаря этому можно понять, пример, болезненные наруше­ния, выражающиеся совершенно по-разному и все же охватываемые одним медикаментом.

Например, в результате духовнонаучного изучения может быть установлено, что в человеке нарушен процесс, связанный с оловом. Это может выразиться как в нарушени­ях печени, так и в недостаточном образовании хрящей, что может привести к опреде­ленным заболеваниям суставов. Можно про­следить влияние процесса, связанного с этим металлом, по нарушениям в облике чело­века, вплоть до структуры мышления — и использовать терапевтически, что, конечно, требует обстоятельного изучения, благодаря чему открываются новые, обычно недостижи­мые терапевтические возможности.

То же относится и к другим процессам, связанным с металлами или минералами. Чтобы понять их влияние, необходимо так же выработать понятие сущности соответст­вующей субстанции, как для понимания воз­действия различных антибиотиков необходи­мо приобрести знание бактерий (смотри вы­шеназванный пример). Тогда можно понять, почему определенное вещество может спра­виться с такими различными явлениями, как больная печень, изменения в суставах, даже воздействовать на сущность человека, как это было описано в качестве примера для про­цесса олова.

Из-за этой иной основы невозможно срав­нивать «успехи» химиотерапии с этим спосо­бом лечения. Понимание болезни и цели ле­чения совершенно различны. Решающим раз­личием является то, снимать ли реакции ор­ганизма, заменять ли их — или же так сти­мулировать организм, чтобы он снова учил­ся реакциям или обрел силы самому бороться с бактериями. В одном случае человек иск­лючается, в другом — является центром вра­чебных усилий. Всякая болезнь, которая про­сто отнимается у организма, не ведет его дальше. Тем самым человек отделяется от болезни.

Этим затрагивается вопрос судьбы, глу­боко связанный с болезнью. К существен­ным результатам духовной науки относится осознание связи болезни и судьбы с челове­ческой индивидуальностью, что приводит к необходимости признания не только сущест­вования после смерти, но и до рождения, то есть перевоплощения духовной сущности че­ловека. В конце концов и способность чело­века болеть является духовной проблемой, которую нельзя решить ни на чисто естествен­нонаучном уровне, ни посредством изучения только души.

Нынешний терапевтический образ мыслей скован и одурманен быстрым и интенсивным воздействием многих медикаментов. Он при­нимает их как масштаб. Способность орга­низма реагировать при этом учитывается так же мало, как вопрос целесообразности для будущей жизни. Многократно врач и паци­ент бывают ослеплены мгновенными успеха­ми, не думая о последствиях, которые может иметь, например, подавленная картина бо­лезни. — Путем расширенного восприятия болезни можно, например, попять, что тем­пература, также как и другие воспалитель­ные реакции, могут означать для человека не только опасность, но и помощь для всего его развития, которая может изменить всю конституцию и предрасположенность к бо­лезням, что проявится, вероятно, гораздо позже. Описанная выше противоположность между воспалением и склерозом позволяет конкретно рассмотреть это взаимодействие. Болезнь означает — как было показано — разделение, раздвоение, но прежде всего неравновесие. Это лежит в основе любой бо­лезни — впрочем, часто завуалировано. За­дачей врача является вскрыть нарушенные отношения и ввести новый порядок. Но ис­целение достигается лишь в том случае, ес­ли пациент в состоянии самостоятельно овла­деть процессами, которые привели к избытку или же к недостатку, то есть к разделению, к неравновесию. Тогда организм чему-то «на­учится» в борьбе с болезнью; заметно или не­заметно он станет другим. Это невозможно без активного участия пациента. Это не зна­чит, что на процесс исцеления как таковой можно сознательно и непосредственно воздей­ствовать, но решающую роль для организма и его реакций играет вся жизненная позиция и установка человека, Поэтому хотя человека можно «лечить» или даже «исправить» без его участия или даже против его воли, но нельзя вылечить. Легче помочь кому-либо, чем вы­лечить его.

Большинство нынешних терапевтических мероприятий основывается на кратковремен­ном эффекте и успехе. Поэтому наибольшие возможности нынешней медицины заключены в овладении острыми заболеваниями. Соглас­но Жоресу, «хронический больной, напротив, является нерешенной проблемой нынешней медицины»1.

Большая часть этих хронических болез­ней, особенно хроническо-воспалительных за­болеваний, являются следствием невылеченных, то есть подавленных острых заболева­ний. Дальнейшая большая часть хронических болезней дегенеративного типа, как, напри­мер, рак и другие, является следствием обыч­ного подавления каждого заболевания, со­провождающегося температурой, из-за чего грубо нарушается описанное выше равнове­сие болезненных тенденций.

Необходимыми вспомогательными средст­вами для достижения исцеления являются для врача лекарственные средства; они по­могают пациенту преодолеть болезненный кризис. Многие медикаменты только от­нимают у него трудности или действуют вме­сто него, сами понижая давление крови или температуру, убивая бактерии и тому подоб­ное. Но подлинное лечебное средство долж­но «показать» пациенту, как проходит здо­ровая реакция, не принуждая его к этому. Поэтому для лекарства не может быть мери­лом, как быстро и интенсивно оно понижает температуру или устраняет другой симптом. Все это может быть полно смысла и даже необходимо для организма. Но много важ­нее дать организму возможность самому ов­ладеть реакциями, охватить состояние в це­лом, так что образование, например, высо­кой температуры не становится больше «не­обходимым». Этого можно достичь с помощью подходящих лекарств. Они действуют в ру­ках врача так, что ведут пациента через бо­лезнь и помогают ему преодолеть ее, при­чем ограничиваются только избыточные ре­акции. При этом существенный принцип ле­чения заключается в том, что, например, излишние реакции, как очень высокая темпе­ратура, ограничиваются в разумной мере но не подавляются совершенно или насильно. — Обычное снотворное принуждает человека ко сну, если его доза достаточно велика, не­зависимо от того, от чего больной страдает бессонницей. Болезнь бессонница как тако­вая этим не затрагивается. Лечебное же средство «учит..» снова спать, для чего необ­ходимо знание причин. Лекарства должны быть столь же многообразны, как и причины. В зависимости от готовности организма они мо­гут, и так бывает, подействовать очень быст­ро. Но часто при «обучении» речьидет о при­обретении способностей, что достижимо не при однократном действии, а только путем тренировки. При этом истинные лекарства яв­ляются «учителями».

Характерной чертой лечебного сродства в этом смысле является то, что оно воздейству­ет на пациента в единстве его тела, души и духа, и приводит организм в состояние, ког­да он способен сам восстановить свою гар­монию. Область действия исцеления распо­ложена в сфере жизни и души и возвыша­ется над всеми вещественными явлениями: это область творческих сил как таковых, которая затрагивается при лечении, благода­ря чему достигается новый порядок, в проти­вовес уклонению от болезни. Лечение есть восстановление божественного прообраза че­ловека, лекарственные средства являются орудием этого. Так можно понять греческо­го философа Герофила, назвавшего лекарст­венные средства «руками богов».

Понятно, что применение этих лекарствен­ных средств осуществляется на основе все­объемлющего образа человека, как это бы­ло описано. Путь к этому лежит через про­никновение в сущность минералов, растений, животного и человека. Речь идет при этом не только о регистрируемом знании, а о раз­витии и приобретении способностей, и тем самым о вживании в закономерности высших миров, частицей которых является человек.13 Речь ни в коем случае не может идти о том, чтобы отвергать или презирать оружие сов­ременного врача, а о том, чтобы использо­вать это как инструмент наряду с другими познаниями и возможностями. Таким обра­зом, можно расширить нынешнюю, односто­ронне ориентированную на естественные нау­ки медицину до искусства врачевания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.