Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекарственные средства антропософски ориентированной медицины
Совершенно независимая от этих трех путей новая концепция поиска лекарственных средств была обоснована Рудольфом Штайнером. Она базируется на всестороннем образе человека, который возникает из антропософии с помощью духовно-научного исследования. К основным положениям антропософской духовной науки относится то, что человек и природа проделали совместный обозримый путь развития, и что благодаря этому существует познаваемое сущностное родство между человеком и миром природы. В ходе эволюции в качестве ступени становления человека предок человека постепенно выделял из себя природные царства — воззрение, относящееся к древнейшему достоянию человечества, как показывают мифологии всех народов, которое можно также найти у Гете, Окена (0ken), Каруса (Саrus) и других. Рудольф Штайнер сделал возможным современное исследование этих связей. Можно изучить сущность растения, животного и минерала также, как и человека, проникая в их проявления, свойства, вплоть до духовного содержания, которое лежит в основе любого материального процесса. Нет материй и тем более нет живой субстанции без лежащей в их основе духовности, которая со своей стороны так же дифференцирована, как и материя. «Таким образом можно выйти за рамки простых испытаний и экспериментов с целью выяснить, помогает или нет какое-либо вещество пли препарат. Человеческий организм рассматривают с точки зрения равновесных отношений его органов, природу — созидающих и разрушающих сил, и делают искусство врачевания чем-то таким, где лекарственное средство применяют не только потому, что статистика установила: в таких-то случаях оно полезно — но знают из рассмотрения человека и природы, как совершенно точно в конкретном случае можно перестроить природный процесс в природном продукте в фактор исцеления человеческого органа по отношению к силам созидания и разрушения» (Р. Штайнер)8 Если таким образом изучать природу, тогда открываются природные связи между определенными растениями, минералами или металлами и человеческими органами и процессами: можно, например, спросить себя, как получается, что из одной яйцеклетки развиваются такие различные органы? В основе дифференциации лежат разные импульсы, реально действующие, сверхчувственные силы, которые можно распознать и в природе. Они действуют в сфере жизни, называются эфирными силами созидания и родственны «духо-образным» силам созидания Ганемана. Если эти силы действуют в человеке, возникает орган, если они действуют в природе, возникает растение, или металл, или минерал. Некоторые из этих связей были известны в древнейшие времена вплоть до Средневековья, например, связь между золотом и сердцем, или железом и желчью, или также между растениями и органами, как одуванчик и печень и так далее. Этот вид знания утерян и может быть найден только новым способом. Связи следует понимать только исторически и в развитии, потому что образование взаимосвязанных органов, растений или веществ происходило в одно и то же время. Хотя человек и отделился от природы в ходе необходимого процесса индивидуализации, он сохранил с ней родство, которое можно постичь. Как микрокосм он является отражением макрокосма. На основе познания эфирных сил в природе и обусловленной ими взаимосвязи процессов в организме человека и в природе или органов и веществ можно одним воздействовать на другое. Таким образом возможно также стимулировать жизненные процессы или процессы исцеления в организме. Поврежденный орган может непосредственно подвергаться воздействию сил природы, которые, например, живут в растении, и таким образом могут быть стимулированы процессы созидания. Само собой разумеется, что такого рода связь между природой и человеком характерна лишь для природных веществ. Синтетические вещества, которые могут иметь очень интенсивное действие, не имеют никакой внутренней связи, никакого сущностного родства с организмом, с человеком. Поэтому их глубину (последствия) невозможно предвидеть, их можно лишь констатировать. По этой причине нельзя предсказать воздействие таких веществ, почему они и испытываются в экспериментах с животными. Но их результаты в целом нельзя переносить на человека, самое большее лишь применительно к отдельным симптомам. Лекарственные средства, найденные во взаимосвязи природы и человека, стимулируют основные процессы в человеческом организме или отдельные органы. Они направлены не против определенного симптома, то есть воспаления, бактерий и тому подобного, но изначально воздействуют на функционирование органа или организма в целом. Это воздействие никогда нельзя понять из рассмотрения изолированного органа, но лишь из целостного организма. Также и воздействие растения может быть понято не через сложно устроенное «действующее вещество», но только на основе сущностного облика соответствующего растения, проявляющего себя вплоть до субстанции. Растение само есть единство, единый организм. Каждая клетка и каждое вещество образованы этим организмом и являются его выражением. Не изолированная субстанция может охватить целое, сущность растения, а правильно изготовленная вытяжка, например, «эссенция», которая еще содержит сущность (см. выше). Лекарственное средство невозможно получить путем простого сложения двух или нескольких различных веществ. Это намного больше, чем сумма эффективных веществ, оно само является организмом, произведением искусства, которое фармацевт должен сохранять таким, каким его создала природа, но которое он еще должен завершить посредством соответствующих мероприятий. При его изготовлении нужно исходить из органического единства, а не из его «составных частей».
|