Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О положении в медицине






Отто Вольф

Антропософски ориентированная медицина

И ее лечебные средства

 

 

В этой книге доктор медицины Отто Вольф на основе своей многолетней практики кратко и ясно излагает основные принципы антропо­софской медицины, описывает применяемые ею лекарственные средства, сопоставляет методы антропософской медицины с другими традици­онными и нетрадиционными подходами к лече­нию человека.

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние столетия искусство враче­вания все больше подвергалось влиянию и подпадало под власть естественных наук, Взор врача постепенно переходил от челове­ка и формирующего его окружения к узкой трубке микроскопа. То, что первоначально рассматривалось как эвкразия либо дискразия жидких сред организма, было сведено к реакции веществ в пробирке. Образ чело­века потерялся. Больной не рассматривается больше как духовно-душевное существо, о нем судят на основании данных физики и хи­мии и обращаются с ним как с объектом, подлежащим исправлению. Нужно согласиться, что в этом достигли совершенства, достой­ного восхищения. Но хотя медицинский ап­парат все больше механизируется, электронизируется и усложняется, люди становятся все более нездоровыми.

И работающие в области этой медицины врачи, приобретшие ясный взгляд и способ­ность свободного суждения, еще не вполне погрузившиеся своим мышлением в механику этой поистине чисто естественнонаучной ме­дицины, констатируют и высказывают мысль, что медицина сама больна. Часто это моло­дые люди, обучающиеся или уже прошедшие стадию очарования, которое исходит от сов­ременной медицины, ищущие выхода из од­носторонней окаменелости медицины. Они ищут такого рассмотрения человека, которое позволит им распознать здорового, больного или с отягощенной судьбой человека. Наука, которая дает такой образ человека, уже с начала нашего века содержится в антропо­софии Рудольфа Штайнера.

В этой работе в краткой и ясной форме представлено искусство врачевания, вышед­шее из антропософии. Представленная здесь информация показывает, что антропософски ориентированная медицина не противоречит подлинной науке, а является расширением изучаемой и практикуемой сегодня медицины.

Доктор медицины ФРИДРИХ ЛОРЕНЦ

Медицинская секция Свободной высшей школы духовной науки Гетеанум, Дорнах (Швейцария)

О ПОЛОЖЕНИИ В МЕДИЦИНЕ

Если сегодня пациент приходит к врачу, он ждет быстрого облегчения своих недомо­ганий. Он убежден, что почти против всех страданий «можно что-то сделать». Так, боль­шинство пациентов ждут, например, сердеч­ных капель, болеутоляющих таблеток, затем лекарства «для нервов», то есть для успо­коения. Современный пациент привык, что «нарушение» лечится. Он ждет от врача, что тот устранит его, словно поломку у автомо­биля.

В самом деле, медицина располагает се­годня медикаментами, которые столь высо­коэффективны, что лаже современники, ве­рящие в прогресс, не могли мечтать о таком несколько десятилетий тому назад. Сегодня удастся с почти стопроцентной надежностью за короткое время с помощью медикаментов уменьшить воспаление, подавить возбуждение, обуздать инфекцию, утихомирить боль или побороть угрожающее смертью осложнение. Даже человек, потерявший обе почки, может продолжать жить, потому что сеть искусст­венная почка; могут быть трансплантирова­ны сердце, печень, легкое, почка; больные диабетом могут вести с помощью инсулина почти нормальную жизнь. Медикаменты продолжают развиваться, становятся все эф­фективнее, оказывают все более быстрое и длительное воздействие. И поэтому неудиви­тельно, что не только в кругах дилетантов возникает впечатление, что подобно тому, как некоторые болезни уже «искоренили», а другими неутомимо овладевают сегодня, будут решены проблемы болезней нашего времени.

Несомненно, нынешняя медицина достиг­ла триумфальных успехов в борьбе с болез­нями. Но нужно ясно видеть, на чем осно­вываются эти успехи. Сконструировать ис­кусственную почку было технической проб­лемой. Создание таких высокоэффективных медикаментов является результатом хими­ческих исследований, новые приборы мы име­ем благодаря физикам, и так далее. Успехи медицины следует в первую очередь отнести не на счет самого врачебного искусства, по они являются результатом развития техни­ки, химии, физики, то есть естественных на­ук. Само собой разумеется, что результата­ми этих исследований воспользовались. Од­нако медицина все более подчинялась этим дисциплинам и тем самым утратила свою сущность. Поэтому занялись поиском успеш­ных решений на пути устранения «наруше­ний», едва ли задаваясь при этом вопросом о более глубокой причине болезни и ее лече­нии. Именно «успех» такого рода становит­ся мерилом эффективности; вопрос о том, является ли достигнутое улучшение смыслом излечения, или же препятствует ему, ос­тавляют без внимания. При таком развитии пострадавшим, несмотря на — или вследствии — успехов медицины, оказывается па­циент, то есть человек, поскольку единство его существа больше не рассматривается, что, впрочем, и невозможно для чисто есте­ственнонаучного способа рассмотрения.

Нынешняя медицина совершенно односто­ронне ориентирована на естественные науки. Непосредственные врачебные способности, такие, как «клинический взгляд», интуиция, контактность и тому подобное, способность охватить индивидуальность пациента, его судьбу, конституцию и прочее сегод­ня ценятся намного ниже, чем диагноз, ста­вящийся с применением большого количества аппаратуры. Само собой разумеется, что ни один врач не станет сопротивляться примене­нию усовершенствованной нынешней диагно­стики. Но нужно ясно видеть, что все это должно быть только вспомогательным сред­ством, поддерживающим непосредственную способность врачевать, но не заменять ее. В этом отношении сегодня в медицине суще­ствует очень односторонний сдвиг, врач и па­циент больше доверяют лаборатории и аппа­рату, «твердым фактам», чем врачебному опыту и интуиции. Поэтому сегодня сущест­вует мнение, что приниматься во внимание, исследоваться и оцениваться должна только естественнонаучная сторона медицины. В ос­нове этого господствующего сегодня образа мышления лежит сокращенное до односторон­ности мировоззрение, не могущее соответство­вать всей полноте реальности человека, когда физическая основа переоценивается и ис­следуется, а духовная сторона человека вме­сте с его судьбой отделяется или не учиты­вается.

Правда, психоаналитическое направление исследований интенсивно стремится показать значение душевной жизни для развития бо­лезни, но перед лицом господствующих есте­ственнонаучных способов рассмотрения при­ходят, самое большее, к параллелизму, на­пример, психотерапия наряду с терапией, что является проявлением специализации. Для подлинного понимания этих взаимосвязей не хватает различения души и духа, откуда и возникает отличие человека от животного. Пренебрежение этим естественным отличием приводит, помимо прочего, к вредному пере­несению результатов экспериментов с жи­вотными на человека.

Очевидно, такое развитие привело к то­му, что люди не находят больше внутренней связи с болезнью, не видят в ней больше смысла и рассматривают болезнь только как техническую проблему. Само собой разуме­ется, что и в современной медицине болезнь рассматривается как «нарушение обмена ве­ществ», как «нарушение регуляции», как «нарушение кровообращения» и тому подоб­ное. Вопрос же, кто, собственно, ошибается, кто неправильно регулирует и т. д., при этом не задается. Тем самым болезнь рас­сматривается как функциональное наруше­ние, как дефект, возникший без участия па­циента, который без его же участия должен быть устранен врачом.

Таким образом, в развитии медицины все очевиднее становится несоответствие: с одной стороны, удавалось значительно увеличивать продолжительность жизни человека — до сих пор; но не нужно глубокой проницатель­ности, чтобы понять, что эту тенденцию нель­зя продолжать как угодно долго. — С дру­гой стороны, возможное увеличение продол­жительности жизни ни в коем случае не свя­зано с улучшением состояния здоровья. Бес­спорно, что человек становится все более больным. Об этом говорят не только наблю­даемое в течение ряда лет возрастающее ослабление конституции, например, у перво­классников, повсеместно замечаемый рост числа заболеваний опорных тканей, ослабле­ние соединительных тканей с соответствую­щими последствиями, особенно повреждения позвоночника, но и возрастающее число за­болеваний почти всеми хроническими и деге­неративными болезнями, аллергиями, появ­ление новых болезней, а также рост приме­нения медикаментов и так далее. Это заставляет поставить под сомнение основную цель избранного пути. Частою медикаменты используются не с точки зрения исцеления, а из соображении успеха, целью которого является лишь хороший эффект. При этом не ставится вопрос о целесообразности и вме­сте с тем о смысле симптома болезни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.