Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р е ф е р а т

Министерство здравоохранения Нижегородской области

ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

Дисциплина

Основы латинского языка с медицинской терминологией

по теме:

 

Известные медики

 

 

Выполнил студент: Захаров А.С.

Группа: 313-II СД х/д

Проверила: Князева Т.В.

Оценка: _________________

 

 

Нижний Новгород

2016 г.

 

 

Содержание

 

Вступление

1. Гиппократ - биография

2. Изложение точек зрения античных авторов (Платон, Гален и др.)

3. " Гиппократов сборник". Значение " Клятвы Гиппократа"

4. Практическая часть

Заключение

Список литературы

 

Вступление

 

В последнее время очень часто мы видим по телевизору, читаем в газетах о том, как безответственные врачи губят здоровье, а зачастую и жизнь пациентов. Вот, например, не так давно прогремел на всю страну случай: мужчина с инсультом звонил в " скорую помощь", из последних сил пытался вызвать врача; но у него были проблемы с речью, и диспетчер, решив, что он пьян, положила трубку. Потом звонила уже его дочь, но с ней также отказались разговаривать. Мужчина умер, не дождавшись " скорой" …

В " Аргументах и фактах" я однажды прочитала статью о мальчике с врожденной аномалией костей лицевого черепа. Малыш не мог дышать носом. Еще в роддоме его мать забеспокоилась о здоровье ребенка, пошла взглянуть на него сама; мальчик задыхался, почернел, а его даже не подключили к аппарату искусственного дыхания. Мать добилась перевода в другую больницу; а когда уже спускалась в холл, чтобы уехать, услышала слова врача: " Скорее бы уехали, а то он умрет– отвечай потом за него…"

Гнусно, отвратительно – вот все, что я могу сказать по этому поводу. Из-за таких вот людей потенциальные пациенты все с большим недоверием относятся к медикам. Но это не помешало мне выбрать для себя профессию медицинской сестры, чтобы, по меньшей мере, внести свою лепту в исправление общественного мнения о медицине.

Выбор темы реферата " Гиппократ и " Гиппократов сборник" связан с желанием побольше узнать о великом враче древности и собрании медицинских текстов, включающем главный, на мой взгляд, закон, кодекс чести – " Клятву врача".

Научные открытия неотделимы от судеб ученых, от их человеческих черт, характеров, настроений, переживаний. Случайного не бывает ничего, все события так или иначе взаимосвязаны и предопределены предыдущими. За внезапным озарением стоят годы упорной учебы и труда, за именем ученого – его образ специалиста и гражданина.

Личности и идеи неразрывно связаны. Именно поэтому всесторонне и объективно оценить сущность научного открытия можно только представляя себе автора, его жизнь и судьбу, психологию и окружение.

В Древней Греции расцвет культуры и искусства сопровождался формированием различных культов, в центре которых находился бог-покровитель. Поскольку бог обитает вне Земли, то на ней создавались особые святилища – храмы, в которых собирались верующие и поклонялись Всевышнему.

Богом медицины с VII века до н.э. до раннего христианства являлся Асклепий. Посвященные ему храмы были построены в течение последующих веков по всей Греции. Развилась особая ветвь греческой медицины – храмовая медицина.

Несмотря на то, что основу ее составляли мистика и внушение, в некоторых храмах появлялись научные начала медицины, базирующиеся на наблюдательности древних эскулапов и стремлении их привлечь к анализу обнаруженных явлений известные уже в то время химические и математические законы.

Таким храмом был Асклепийон, воздвигнутый на острове Кос. Он по праву считается центром медицинской культуры VI века до н.э. Отсюда вышли многие выдающиеся врачи того времени, которые с успехом распространяли свое искусство все дальше и дальше.

Первым среди равных был знаменитый Гиппократ…

гиппократ медицина платон клятва

1. Гиппократ – биография

 

 

 

 

Гиппократ (Hippocrates) (около 460 до н.э., остров Кос — 377 до н.э.) — древнегреческий врач, естествоиспытатель, филосов, реформатор античной медицины.

В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Гиппократ родился на острове Кос (архипелаг Южные Спорады, юго-восток Эгейского моря) в семье потомственных врачевателей, возводивших свою родословную к Асклепию — богу медицины. В течение своей жизни Гиппократ много путешествовал, объездил Грецию, Малую Азию, побывал в Ливии и Тавриде, основал на родине медицинскую школу.

Гиппократ признан родоначальником медицинской науки. Ему принадлежат сочинения «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях», «Эпидемии» в двух томах, «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы».

В отличие от своих предшественников Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды. В книге «О природе человека» Гиппократ выдвинул гипотезу о том, что здоровье основывается на балансе четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи. Нарушение этого баланса вызывает болезнь.

Задачу врача Гиппократ видел в изучении индивидуальных особенностей больного, в обеспечении мобилизации сил организма для восстановления здоровья. В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения: не вредить больному; противоположное лечить противоположным; помогать природе; щадить больного.

Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). Его учение оказало большое влияние на представления медиков последующих эпох. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».

Еще о Гиппократе:

Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа.

Когда он получает диплом, то произносит клятву, освященную его именем. Кроме другого греческого врача — Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов — корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия, великого врача гомеровских времен (Асклепия стали считать богом только после Гомера.) У Асклепиадов чисто человеческие медицинские познания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. Сыновья Гиппократа, его зять и многочисленные ученики были врачами.

Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры, как и всякая культурная корпорация того времени, чисто религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.

Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — врача Гераклида — и других врачей острова, затем с целью научного усовершенствования в молодости много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна, существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Альбрехт Галлер — 18, а Ковнер — несомненно подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса. Это трактаты — «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «О диете при острых болезнях», первая и третья книги «Эпидемий», «Афоризмы» (первые четыре раздела), наконец — хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах», являющиеся шедеврами «Сборника».

К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление современной медицины.

Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат — физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные — условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг «Эпидемий» представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал мимоходом одну из мыслей, которыми голова его занята беспрерывно.

 

Вот одна из этих пытливых мыслей коснулась вопроса о том, как надо осматривать больного, и тут же возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо больше, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления ученого: «Осмотр тела — целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения».

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги «Эпидемий»: «Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются, из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты.

Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее — пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, — следует вести исследование».

Следует отметить обширный круг требований. При осмотре врач принимает во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия, которые они могли оставить, он считается с образом жизни больного и климатом места обитания. Врач не забывает о том, что, поскольку больной такой же человек, как и все остальные, для его познания надо познать и других людей, он исследует его мысли. Даже «умолчания» больного служат для него указанием!

Задача непосильная, в которой запутался бы любой ум, лишенный широты. Как сказали бы сегодня — эта медицина отчетливо психосоматическая. Скажем проще: это медицина всего человека (тела и души), и связана она с его средой и образом жизни и с его прошлым. Последствия этого широкого подхода отражаются на лечении, которое будет в свою очередь требовать от больного, чтобы он, под руководством врача, весь — душой и телом — участвовал в своем выздоровлении. Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В других сочинениях Гиппократа — «О суставах» и «О переломах» подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне, употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени.

В сочинении «О диете при острых болезнях» Гиппократ положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных (что впоследствии было забыто), и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней — острых, хронических, хирургических и т. д.

Гиппократ при жизни познал высоты славы. Платон, который был моложе его на одно поколение, но его современником в широком смысле этого слова, сравнивая в одном из своих диалогов медицину с другими искусствами, проводит параллель между Гиппократом с Коса и самыми великими ваятелями его времени — Поликлетом из Аргоса и Фидием из Афин.

Гиппократ умер около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

 

2. Изложение точек зрения античных авторов (Платон, Гален и др.)

 

Даже гиперкритицист, французский историк медицины Ж. М. Гардиа, считавший приведенный эпитет " избитой метафорой", тем не менее признает: " Гиппократу выпала честь вырвать медицину из святилища и вывести ее на ясный путь".

Между тем пристальное исследование личности великого греческого врача сразу же наводит на некоторые размышления, заставляющие усомниться во многих, казалось бы, незыблемых положениях. Прежде всего, когда мы изучаем того или иного античного автора, нас интересует реакция на него современников.

Сюда относятся, прежде всего, два места из диалогов Платона " Протагор" и " Федр". В первом из них рассказ ведётся от лица Сократа, передающего свой разговор с молодым человеком Гиппократом (имя это – в буквальном переводе " укротитель коней" – было довольно распространено в то время, особенно в сословии всадников). Согласно этому месту во времена Платона, который был приблизительно на 32 года моложе Гиппократа, последний пользовался широкой известностью и Платон ставит его наряду с такими знаменитыми скульпторами, как Поликлет и Фидий. Это мнение немецкого историка медицины М. Нейбургера, а также В. Йегера. Но что, собственно, мы находим у Платона? В обычной пытливой манере Сократ доказывает, что если бы молодой человек поступил в учение к своему знаменитому тезке " из семьи Асклепиадов", то в лице последнего он платил бы врачу, если же отправился бы к Поликлету и Фидию, то в их лице платил бы ваятелям. Ничего глобального в этом сопоставлении нет, однако на его основании даже такой авторитетный исследователь, как В. Йегер, почему-то делает вывод о том, что для Платона Гиппократ " казался… воплощением самой медицины, подобно тому, как Поликлет и Фидий были для него воплощением пластических искусств".

Рассмотрим вторую ссылку у Платона в диалоге " Федр". На вопрос Сократа, можно ли постичь природу души без понимания природы всеобщего, юноша Федр отвечает, что, по Гиппократу, даже природу тела нельзя постичь каким-либо иным способом, кроме этого. Сократ предлагает проверить разумом утверждение Гиппократа: " Не следует ли вот таким образом мыслить о всяческой природе: во-первых, проста ли она или имеет много видов… если проста, надо рассмотреть силу ее воздействия…" То есть, по большому счету, Гиппократ здесь ни при чем, Сократу он и вовсе не интересен, Федр же ссылается на него скорее ассоциативно, хватаясь за понятие " природа", которое действительно много раз фиксируется в " Гиппократовом сборнике".

Хорошо известно, что Платон медицину знал и понимал, по крайней мере на уровне физиологических обобщений, о чем свидетельствуют пассажи в диалогах " Тимей" и " Хармид". Но то, что изложил Платон, категорически не согласуется с сочинениями " Гиппократова сборника". М. Велльманн отметил здесь влияние сицилийской школы медицины. Итак, мы вынуждены признать, что гиппократовская школа прошла мимо внимания Платона. Его свидетельства, как и свидетельства других современников, не дают никаких оснований для подтверждения прижизненного высокого статуса врача с острова Кос. Другое дело, что на основании только слов Платона нельзя реконструировать историю гиппократовской медицины. Нужны профессиональные оценки, исходящие из сообщества, к которому принадлежал Гиппократ.

Так или иначе, последующая античная традиция поставила Гиппократа в центр интеллектуальной жизни конца V в. до н. э. Авл Геллий, римский ритор II в., сообщает об этом так: " Тогда большая Пелопоннесская война началась в Греции. В течение того периода Софокл и позже Еврипид были известны как трагические поэты, Гиппократ как врач и как философ Демокрит…"

Разумеется, на первом месте в ряду толкователей и исследователей Гиппократа стоит знаменитый Гален из Пергама. Его наследие не просто велико, оно огромно. Сохранились названия свыше 400 работ по разным отраслям знания, прежде всего – по медицине. В процессе обучения медицине Гален ознакомился и основными медицинскими школами: догматиков, методиков, эмпириков, пневматиков. Ни одно из направлений его не устроило. Отсюда его неприязнь к конкретной доктрине и движение в сторону медицинской эклектики, обобщенное в трактате " Лучший врач есть также философ". Естественно, идеалом для Галена в этом смысле выступает только Гиппократ. Гален сделал очень много для увековечения памяти последнего, которого он ценил превыше всего и активно комментировал. Сохранились сочинения Галена " Об элементах по Гиппократу" в двух книгах и " О мнениях Гиппократа и Платона" в девяти книгах.

Конечно, на протяжении 24 веков на долю знаменитого врача выпали не одни похвалы и удивления: испытал он и критику, доходившую до полного отрицания, и злословие. Резким противником гиппократовского подхода к болезням был знаменитый врач методической школы Асклепиад (I в. до н. э.), сказавший, между прочим, острое словцо по поводу " Эпидемий": Гиппократ, дескать, хорошо показывает, как люди умирают, но не показывает, как их вылечить. Из врачей IV в., младших современников Гиппократа, некоторые упоминают его имя в связи с критикой его воззрений. Гален в своём комментарии на книгу Гиппократа " О суставах" пишет: " Порицали Гиппократа за способ вправления сустава бедра, указывая, что оно снова выпадает…". Другое свидетельство с прямым упоминанием имени Гиппократа принадлежит Диоклу, знаменитому врачу середины IV века, которого даже называли вторым Гиппократом. Критикуя один из афоризмов Гиппократа, где утверждается, что болезни, соответствующие сезону, представляют меньшую опасность, Диокл восклицает: " Что ты говоришь, Гиппократ! Горячка, которая вследствие качеств материи сопровождается жаром, нестерпимой жаждой, бессонницей и всем тем, что наблюдается летом, будет более легко переносится в силу соответствия времени года, когда все страдания обостряются, чем зимой, когда сила движений умеряется, острота уменьшается и все заболевание становится более мягким". Таким образом, из показаний писателей IV века, ближайший по времени к Гиппократу, можно почерпнуть уверенность, что он действительно существовал, был знаменитым врачом, учителем медицины, писателем; что его писания отличаются широким диалектическим подходом к человеку и что некоторые его чисто медицинские положения уже тогда подвергались критике.

Гиппократ был, несомненно, врач-периодевт, т.е. он не практиковал в своём городе, где вследствие избытка врачей определённой школы нечего было делать, а объезжал разные города и острова, занимая иногда должность общественного врача по несколько лет. В книгах " Эпидемии" 1-й и 3-й, которые громадным большинством признаются подлинными, автор описывает состояние погоды в разные времена года и появление тех или иных болезней на острове Фасосе в течение 3, а может быть, и 4 лет. Среди историй болезней, приложенных к этим книгам, кроме больных в Фасосе, встречаются больные из Абдеры и ряда городов Фессалии и Пропонтиды. В книге: " О воздухах, водах и местностях" автор советует, придя в незнакомый город, подробно ознакомиться с местоположением, водой, ветрами и вообще климатом для понимания характера возникающих болезней и их лечения. Это прямо указывает на врача-периодевта. Из той же книги явствует, что Гиппократ по собственному опыту знает Малую Азию, Скифию, Восточное побережье Чёрного моря у реки Фасис, а также Ливию. В " Эпидемиях" упоминаются фамилии Алевадов, Дисериса, Сима, Гипполоха, известных из других источников, как знатные люди и князья.

Фигура пытливого и сознательного врача вызвала к жизни не только апокрифические легенды, но и разнородную коллекцию медицинских трактатов, известную как " Гиппократов сборник" (более правильно было бы перевести " Сборник имени Гиппократа"). Подавляющее большинство из 60 или 62 сочинений " Сборника" было составлено между 430 и 330 гг. до н. э. Эти сочинения оказались собраны под именем Гиппократа в эллинистическое время, в середине III в. до н. э. В Александрии, уже тогда признанном центре греческого образования. Ученые врачи, работавшие в александрийском Мусейоне над трактатами в качестве комментаторов, были обеспокоены неоднородностью стиля и противоречивым содержанием и поэтому заимствовали методы критики Гомера у своих коллег-филологов. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго, возможно 109 лет, и, следовательно, он написал некоторые сочинения, будучи молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семь Гиппократов, членов того же семейства, писавших на протяжении нескольких поколений.

 

Фрагмент таблицы, представляющей содержание " Сборника":

Название (русское, латинское)

Этика и деонтология

  Клятва. Jusjurandum
  Закон. Lex
  О враче. De medico
  О благоприличии. De habitu decenti
  Наставления. Praecepta

 

 

3. " Гиппократов сборник". Значение " Клятвы Гиппократа"

 

Этические сочинения " Гиппократова сборника" по справедливости считаются вершиной медицинской профессиональной морали; можно только добавить, что существовала также древнеиндийская проповедь, которую учитель произносил по окончании обучения перед своими учениками и с которой весьма схожа " Клятва", письменно оформленная намного раньше. Для сравнения:

" Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый день < …> и вы должны стремиться всей душой к исцелению больного.

Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни…

Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей…

Ваша речь должна быть приятной…

Вы должны быть рассудительны, всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда вы идете в дом больного, вы должны направлять свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению…

Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует рассказывать в другом месте, и о состоянии больного не следует говорить никому, кто, пользуясь полученным знанием, мог бы повредить больному или другому"

(" Чарака самхита", I – II вв. н. э.)

" Клянусь Аполлоном-целителем, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями и призываю их в свидетели, что эту мою клятву и обязательства, которые я беру на себя, буду исполнять по мере сил моих < …>

Я, направляя режим больных к их выгоде сообразно с моими мыслями и разумением, воздерживаюсь от причинения всякого вреда и несправедливости. Никому, даже при усиленных просьбах с его стороны, я не буду давать средства, которые могли бы причинить смерть < …> точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство < …> Во все дома, куда меня позовут, я буду входить с намерением принести пользу больному и буду воздерживаться от всяких преднамеренных приносящих вред поступков < …>

Обо всем, что во время лечения увижу или услышу, а также обо всем, что узнаю независимо от лечения в повседневной жизни, поскольку об этом нельзя рассказывать другим, я буду молчать, видя в этом тайну < …> "

(Клятва, Jusjurandum)

 

Однако все же первой в истории медицины врачебной присягой, наиболее четкой и емкой, является " Клятва". И начальные же ее строки обнаруживают глубокую связь с религией, заставляя усомниться в традиционном тезисе историков относительно преимущественно светского характера греческой медицины. Собственно врачевание, представленное в " Сборнике", действительно являет собой образец рационального знания. Но этические воззрения греческих врачей отличались глубоким смирением и искренним сознанием ограниченности этого самого знания. Глубокая вера обусловила в " Клятве" строгий запрет на любое действие, угрожающее жизни человека. Та же глубокая вера позволяет нам правильно оценить многократно декларируемый принцип невмешательства, когда в ряде сочинений " Сборника" врачу предлагалось не начинать лечения в безнадежных случаях.

Нормы гиппократовской медицины рекомендовали в ряде случаев сдержанность и даже отказ от вознаграждения, если речь шла о малообеспеченных пациентах. Примеров бескорыстия греческих врачей более чем достаточно. Так, Диодор с острова Самос, практиковавший на рубеже III – II вв. до н. э., использовал даже личные средства для помощи нуждающимся и в итоге был удостоен почетного декрета от самосцев. Никандр, работавший на Делосе в начале II в. до н. э., также помогал бедным жителям собственными средствами. Апполоний на острове Тенос около 188 г. до н. э. во время эпидемии добровольно отказался от платы за свои услуги на полгода.

Принимать " почетный дар" после успешной терапии было нормальным явлением, но: " Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении… ты… наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться ему… Об установлении вознаграждения не стоит заботиться… Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности".

Обязанности врача, как мы можем видеть из " Клятвы", заключались в следующем:

– не снабжать никого смертельными ядами;

– не предоставлять абортивные средства;

– не вступать в полемику с родственниками больного;

– хранить в тайне сведения о больном, не подлежащие разглашению;

– не заниматься самовосхвалением;

– обращаться к коллегам в трудных случаях;

– быть умеренным в плате за услуги, при необходимости предоставлять таковые безвозмездно;

– быть чистым и порядочным в личной жизни, т. е. быть философом в высоком смысле слова;

– соблюдать опрятность в одежде, не употреблять благовоний и вина при пациенте.

Данные правила порядочности, разумеется, исключая врачебную специфику, были присущи всякому свободному гражданину эпохи культурного расцвета. И, на мой взгляд, должны быть присущи всякому гражданину нашего времени.

 

 

4. Практическая часть

 

Тест

 

1. Как звали бога врачевания Древней Греции

a) Асклепий

b) Эскулап

c) Анубис

2. Выдающийся врач Древней Греции

a) Гален

b) Авиценна

c) Гиппократ

3. Древнегреческий врач философ, который учил научному подходу в медицине, создал учение о биологической целесообразности, а также ввел термин «аорта»

a) Демокрит

b) Гиппократ

c) Аристотель

d) Платон

4. Работы Гиппократа о врачебной этике все перечисленные кроме

a) Клятва

b) Прогнозистика

c) О враче

d) О благочистивом поведении

5. Этиологическое учение Гиппократа о существовании в человеческом организме четырех «жизненных соков», нарушение равновесия между которыми вызывает болезни

a) Пневматическое

b) Солидарное

c) Гуморальное

d) Вирусное

6. Древнейший памятник медицинской литературы Древней Греции lll в. до н.э. включающий в себя труды о месте и роли медицины, причинах болезней и их лечения

a) Энциклопедия Цельса «Искусства»

b) «Гиппократов сборник»

c) «Илаида» и «Одессел» Гомера

d) «О враче» Гиппократ

7. Представитель медицины Древней Греции

a) Цельес

b) Гален

c) Диоскорид

d) Гиппократ

8. Учение Гиппократа основывалось на этиологической теории

a) Пневматический

b) Солидарный

c) Гуморальный

d) Целлюлярный

9. Афоризм: «Лечит болезни врач, но излечивает природа» принадлежит

a) Аристотелю

b) Галену

c) Гиппократу

d) Цельсу

10. Афоризм: «Врач – философ, ведь нет большей разницы между мудростью и медициной» принадлежит

a) Гиппократу

b) Цельсу

c) Аристотелю

d) Галену

11. Главный принцип диагностики и лечения Гиппократа, который не потерял своей актуальности и в настоящее время

a) «Не навреди»

b) Принцип профилактики

c) Противоположное лечится противоположным

d) Принцип индивидуального подхода

12. Главной морально-этической принцип, заложенный в клятве Гиппократа ………………………………

13. Древнегреческий врач, названный «отцом медицины» ……………………..

14. Завершите афоризм Гиппократа: «Лечить надо не болезнь, а …………………….»

15. Установите соответствие между афоризмами Гиппократа и их смыслом.

 


1. «Болезнь легче предупредить, чем лечить»

 

а) метод лечения

b) профилактика

 

 


2. «Не навреди»

3. «Лечить надо болезнь, а не больного»

с) моральный принцип

врача

d)индивидуальный по подход


4. «Противоположное лечится противоположным»

.

 

 


Ответы на тест

 

1- a

2- c

3- b


4- b

5-c

6- b

7- d

8-c

9- c

10- a

11- d

12- не навреди

13- Гиппократ

14- больного

15- 1.b, 2.c, 3.d, 4.a

 



Заключение

 

Итак, в данной работе были рассмотрены мнения различных авторов о знаменитом древнегреческом враче – Гиппократе II Великом: одни превозносили его, другие – резко критиковали, третьи – относились просто как к рядовому врачу. Также и мы можем по-разному смотреть на него. Но необходимо указать, что основное ядро современной медицинской номенклатуры болезней ведёт начало от Гиппократа: плеврит, пневмония, нефрит, диарея, дизентерия, офтальмия, экзантема, тетанус, параплегия, эпилепсия, и т.д. Его " Афоризмы", считавшиеся верхом врачебной мудрости, издавались и комментировались бесчисленно число раз. И каждый раз, после вторжения в медицину новых смелых и часто опасных для больных теорий средств, медицина должна была возвращаться к Гиппократу и его основному завету: " Прежде всего – не вредить".

Может ли Гиппократ и " Сборник", названный его именем в знак уважения к видному медику, главе Косской школы, представлять какой-нибудь интерес в наше время? Думаю – да. Потому что именно в " Гиппократовом сборнике", неважно, Гиппократом написаны эти слова или кем-то из его последователей, мы встречаем основные законы: " Врач-философ – богу подобен", – провозглашала косская школа, и " где любовь к человеку, там также любовь к искусству". У Гиппократа современный врач не может почерпнуть новых " патологических" доктрин, или специальных методов лечения и режима. Сущность гиппократизма лежит в его понимании врачебного призвания. И многим современным врачам стоит вспомнить об этом, заново прислушаться к словам " Клятвы", которую они произносили. Нельзя относиться к пациенту, только как к объекту изучения или дохода. Нужно всегда помнить, что перед тобой живой человек, и приложить все усилия к тому, чтобы помочь этому человеку. Дело тут не в жалости, которая зачастую лишь мешает в лечебном деле, а, повторюсь, в понимании своего призвания и ответственности. И мне хотелось бы завершить работу стихом поэта Эдуарда Асадова:

Ошибка

К нему приезжали три очень солидных врача.
Одна все твердила о грыже и хирургии,
Другой, молоточком по телу стуча,
Рецепт прописал и, прощаясь, промолвил ворча
О том, что тут явно запущена пневмония.

А третий нашел, что банальнейший грипп у него,
Что вирус есть вирус. Все просто и все повседневно.
Плечо же болит, вероятней всего, оттого,
Что чистил машину и гвозди вколачивал в стену.

И только четвертый, мальчишка, почти практикант,
На пятые сутки со «Скорой» примчавшийся в полночь,
Мгновенно поставил диагноз: обширный инфаркт,
Внесли кардиограф. Все точно: обширный инфаркт.
Уколы, подушки... Да поздно нагрянула помощь...

На пятые сутки диагноз... И вот его нет!
А если бы раньше? А если б все вовремя ведать?
А было ему только сорок каких-нибудь лет,
И сколько бы смог он еще и увидеть и сделать!

Ошибка в диагнозе? Как? Отчего? Почему?!
В ответ я предвижу смущенье, с обидой улыбки:
- Но врач — человек! Так неужто, простите, ему
Нельзя совершить, как и всякому в мире, ошибки?!

Не надо, друзья, ну к чему тут риторика фраз?
Ведь честное слово, недобрая это дорога!
Минер ошибается в жизни один только раз,
А сколько же врач? Или все тут уж проще намного?!

Причины? Да будь их хоть сотни, мудреных мудрей,
А все же решенье тут очень, наверно, простое:
Минер за ошибку расплатится жизнью своей,
А врач, ошибаясь, расплатится жизнью чужою.

Ошибка — конец. Вновь ошибка, и снова — конец!
А в мире ведь их миллионы, с судьбою плачевной.
Да что миллионы, мой смелый, мой юный отец,
Народный учитель, лихой комиссар и боец,
Когда-то погиб от такой вот «ошибки» врачебной!

Не видишь решенья? Возьми и признайся: — Не знаю! -
Талмуды достань иль с другими вопрос обсуди.
Не зря ж в Гиппократовой клятве есть фраза такая:
«Берясь за леченье, не сделай беды. Не вреди!»

Бывает неважной швея или слабым рабочий,
Обидно, конечно, да ладно же, все нипочем,
Но врач, он не вправе быть слабым иль так, между прочим,
Но врач, он обязан быть только хорошим врачом!

Да, доктор не бог. Тут иного не может быть мненья.
И смерть не отменишь. И годы не сдвинутся вспять,
Но делать ошибки в диагнозах или леченье -
Вот этих вещей нам нельзя ни терпеть, ни прощать!

И пусть повторить мне хотя бы стократно придется:
Ошибся лекальщик — и тут хоть брани его век,
Но в ящик летит заготовка. А врач ошибется,
То «в ящик сыграет», простите, уже человек!

Как быть? А вот так: нам не нужно бумаг и подножья
Порой для престижа. Тут главное — ум и сердца,
Учить надо тех, в ком действительно искорка божья,
Кто трудится страстно и будет гореть до конца!

Чтоб к звездам открытий взмыть крыльям бесстрашно звенящим,
Пускай без статистик и шумных парадных речей
Дипломы вручаются только врачам настоящим
И в жизнь выпускают одних прирожденных врачей!

Чтоб людям при хворях уверенно жить и лечиться,
Ищите, ребята, смелее к наукам ключи.
У нас же воистину есть у кого поучиться,
Ведь рядом же часто первейшие в мире врачи!

Идите же дальше! Сражайтесь упрямо и гибко.
Пусть счастьем здоровья от вашего веет труда!
Да здравствует жизнь! А слова «роковая ошибка»
Пусть будут забыты уверенно и навсегда!

Список литературы

 

 

· https://to-name.ru/biography/gippokrat.htm

· https://www.google.ru/search? q=%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82& newwindow=1& espv=2& biw=1440& bih=775& site=webhp& tbm=isch& tbo=u& source=univ& sa=X& ved=0ahUKEwis4-LIhvLLAhUFQZoKHS-xD_AQiR4IkgE& dpr=1#imgrc=QS0ufdLJcWzN9M%3A

· http//ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E8%EF%EF%EE%EA%F0%E0%F2

· https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_17389.pdf

· https://www.agmu.ru/about/fakultet/lechebnyy-fakultet/kafedra-normalnoy-anatomii/klub-lyubiteley-poyezii/meditsinskomu-rabotniku-posviashaetsia/nasha-lyubimaia-klassika/yeduard-asadov/


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аспирационный психрометр Ассмана | Половине 80-х- начале 90-х годов XX.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.