Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности судебных прений и судебной речи






 

Судебное следствие построено на допросе всех участников процесса, поэтому недопустимы:

- невнимательность со стороны председательствующего;

- его длительные переговоры с судьями;

- проявления нетерпимости, иронии или неуважения к окружающим.

Все вопросы, задаваемые участникам процесса, должны в обязательном порядке контролироваться членами суда. Судья всегда должен помнить о том, насколько может быть субъективен в своих показаниях потерпевший, который является заинтересованным лицом, и поэтому его показаниям необходимо уделять самое пристальное внимание. Психологические особенности потерпевшего очень важны для выяснения степени ответственности обвиняемого, поэтому суд должен учитывать также и провоцирующее поведение потерпевшего, которое признается как смягчающее вину подсудимого обстоятельство. Суд должен оказывать всем участвующим в процессе мнемическую помощь, напоминая об отправных событиях преступления, их последовательности, а также привязке к жизненно важным для данного участника процесса событиям. Особое внимание в ходе судебного следствия следует уделять допросу эксперта с целью выяснить, какие методы исследования он использовал.

Самостоятельной частью судебного разбирательст­ва являются судебные прения, в которых каждое уча­ствующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению во­просы на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия.

В своих речах заинтересованные стороны:

- обосновывают доказанность или недоказанность (полностью или частично) обвинения, предъявленно­го подсудимому;

- предлагают свою квалификацию совершенного деяния, если оно подтверждено собранными доказа­тельствами;

- выявляют смягчающие или отягчающие ответст­венность обстоятельства;

- анализируют причины преступления;

- дают характеристику личности подсудимого и по­терпевшего.

Судебные прения – форма публичного, официаль­ного общения посредством судебной речи.

Искусство судебной речи – искусство убеждения, способность систематизации фактов, убедительной их оценки. Мастерство судебной речи связано с глубиной логического анализа и образностью изложения. Значи­тельную роль в убедительности судебной речи играют психологический анализ личности подсудимого и по­терпевшего, характеристика их устойчивых поведенче­ских особенностей, чрезвычайность обстоятельств, в условиях которых произошло правонарушение.

Эмоционально воздействующая функция судебной речи реализуется образностью изложения, различны­ми эмоционально-оценочными средствами. Все это де­лает судебную речь особым видом речи, требующим специального психологического описания и анализа.

Различаются структура судебной речи, ее стиль и язык.

Структура судебной речи – ее композиционный план, логика и психология построения, соответствие ее час­тей задачам и цели судебных прений.

Цель судебной речи - убедительно, аргументировано воздействовать на суд, формировать внутреннее убе­ждение судей. Задачи же судебной речи различны на разных ее этапах.

Различаются вступительная, основная и заключитель­ная части судебной речи.

Эффективное построение вступительной части судеб­ной речи в значительной мере определяет успех судебно­го оратора. Психологическая задача вступления - вызвать обостренное внимание, организовать направленность сознания судебной аудитории, ее интерес, установить с ней коммуникативный контакт, обеспечить ее дове­рие, подготовить аудиторию к принятию основной позиции оратора.

В основной части судебной речи выдвигаются глав­ные тезисы, аргументируется процессуальная позиция судебного оратора, используются различные средства убеждения суда в правильности избранной им пози­ции. Для этого оратор должен активизировать исследо­вательскую деятельность слушателей, вести их но кан­ве своих рассуждений. Необходимы предельная простота и четкость выдвигаемых положений, очевидность их взаимосвязи. Основные тезисы речи должны легко удер­живаться в сознании слушателей.

Стержень основной части судебной речи - изложе­ние фактических обстоятельств дела. Это должен быть не скучный пересказ фактов, а живая, динамическая картина возникновения и развития расследуемого со­бытия. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в система­тизированном виде - так, как событие развивалось в действительности или было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоя­тельств дела избирается в зависимости от объема и ха­рактера доказательств, установленных в ходе судебно­го следствия.

В процессе доказывания одни положения обосно­вываются с помощью других, ранее доказанных об­стоятельств.

Анализ доказательств и их оценка - цен­тральная часть судебной речи. Судебные доказательства распределяются на подтвер­ждающие или опровергающие событие преступления, подтверждающие или опровергающие конкретный со­став преступления, подтверждающие или опровергаю­щие отдельные эпизоды обвинения, личностные характеристики подсудимого и потерпевшего.

В заключительной части судебной речи акцент дела­ется на юридической стороне дела. Заключение судеб­ной речи должно быть кратким и выразительным. Оно должно содержать итоговое определение позиции су­дебного оратора.

Эмоции и чувства на суде - не менее сильные вла­стители, чем разум и истина. Множество неправосуд­ных решений принималось под воздействием чувства жалости или мщения. Эмоциональная наэлектризованность судебной аудитории отражается и на психиче­ском состоянии судей. Однако прямую апелляцию сто­рон к чувствам судей следует рассматривать как прояв­ление психического давления на них.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.