Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, предмет, цель, задачи и категории юридической психологии






Федеральная служба исполнения наказаний

Вологодский институт права и экономики

 

 

Н.Г. СОБОЛЕВ

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Курс лекций

 

 

 

 

Вологда – 2014

 

 

Соболев Н.Г. Юридическая психология: Курс лекций. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. – 130 с.

 

Рецензенты:

Хабалев В.Д. – доцент кафедры Криминологии и УИП Северо-Западного института (филиала) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат психологических наук, доцент;

Маришин С.В. – старший преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук.

 

В курсе лекций по «Юридической психологи» раскрываются основные наиболее значимые и важные современные направления развития отечественной юридической психологии, в первую очередь в ее прикладном аспекте, связанным с повышением деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Особое внимание уделяется рассмотрению юридико-психологических феноменов в деятельности пенитенциарных психологов. Пособие содержит перечень литературы, доступной для самостоятельного изучения частных теорий юридической психологии, востребованных современной практикой в правоохранительных органах.

Настоящее издание предназначено для слушателей психологических факультетов образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы ФСИН России очного и заочного обучения, курсов повышения квалификации.

 

© Н.Г. Соболев, 2014

© Вологодский институт права

и экономики ФСИН России, 2014

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Переход уголовной и уголовно-исполнительной политики России от парадигмы устрашения и наказания в работе с преступниками к превенции и профилактике преступности обусловил востребованность юридико-психологических знаний о явления, возникающих в системе «человек-право».

Главная цель данного издания – дать обучающимся информацию о психологических исследованиях, осуществляемых в сфере правового регулирования. По результатам изучения курса «Юридическая психология» обучающийся должен получить представление о концепции современной юридической психологии, включающей психологические знания о правотворчестве и правоприменении. Кроме этого курсант должен уметь осуществить необходимый психологический анализ содержания фактов, явлений и процессов, имеющих правовое значение.

Содержание предлагаемого курса опирается, с одной стороны, на основы общей, социальной, возрастной и клинической психологии, так как юридическая психология развивается на базе общепсихологической теории и методологи, а с другой – на положения, содержащиеся в уголовном и уголовно-исполнительном праве, уголовно-процессуальной теории и криминологии, позволяющие провести четкое разграничение понятий и феноменов, входящих в предмет наук юридического цикла.

Надеемся, что данный курс будет способствовать более эффективному осуществлению психологического обеспечения деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, повышению интереса к будущей профессиональной деятельности, требующей знаний и учета механизмов поведения, обусловленных особенностями психической деятельности человека в ситуациях, значимых для правовой оценки, поиску ответов, возникающих в деятельности пенитенциарных психологов.


ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

1. Понятие, предмет, цель, задачи и категории юридической психологии

2. История развития юридической психологии

3. Методологические основы юридической психологии

4. Методы юридической психологии

5. Структура современной юридической психологии как науки

6. Взаимосвязь юридической психологии с другими науками

Понятие, предмет, цель, задачи и категории юридической психологии

 

Юридическая психология – наука, изучающая психические явления, процессы и механизмы, возникающие, протекающие и используемые при осуществлении деятельности по созданию, усвоению, исполнению, нарушению и применению права, т.е. психологию юридически значимой и регулируемой правом деятельности людей.

По предмету и методам исследования, по психической природе явлений, подлежащих изучению, юридическая психология является отраслью психологической науки. По сфере общественной практики, к которой относятся явления, изучаемые юридической психологией, по направленности своих исследований и по области практического применения полученных результатов она одновременно входит в систему юридических знаний.

Предметом юридической психологииявляются различные явления психики, механизмы психической деятельности и поведения индивидуальных и групповых субъектов в сфере регулируемых правом отношений.

Объектом юридической психологии являются конкретные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.

К общим задачам юридической психологии следует относить:

- теоретико-методологическая: разработка проблем объекта, предмета, методологических принципов, исторического развития, категориального аппарата, структуры и взаимосвязи данной дисциплины со смежными науками, конкретных методов прикладных исследований, а также в адаптации для юридической психологии методов и методик, разработанных в других отраслях правовых и психологических наук;

- аналитическая: предполагает получение новых знаний, раскрывающих предмет юридической психологии: особенности личности субъекта правовых отношений, его правовую или противоправную деятельность, правовую социализацию и психологические механизмы ресоциализации правонарушителя, психологические особенности юридических процедур;

- прогностическая: выработка научно-обоснованных предположений о возможной динамике детерминации, психологических закономерностях изменения правосознания и преступности как социальных явлений, о тенденциях развития личности отдельных категорий преступников и преступных групп;

- практическая: предполагает обеспечение юридической практики специальным психологическим знанием, разработку и внедрение в практическую деятельность психологических приемов ведения оперативно-сыскной и следственной работы, эффективных приемов речевого воздействия в целях преодоления сопротивления следствию и перевоспитания лиц, преступивших закон

Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:

-исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;

-психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;

-разработка социально-психологических основ профилактики преступлений;

-исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи);

-исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;

-разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.

Научная разработка, решение юридической психологией перечисленных выше проблем и задач в конечном итоге направлено на достижение главной цели – оказание психологической помощи юристам в повышении эффективности и качества их профессиональной деятельности.

Частные цели юридической психологии: создание гарантий против объективного вменения; обеспечение учета особенностей и состояний личности в соответствии с принципом справедливости.

Перечень категорий, которые юридическая психология восприняла из общей психологии, имеет «двухступенчатую» структуру. Первую ступень составляют такие базовые понятия, как «личность», «психика», «деятельность».

Вторую ступень занимают понятия также категориального значения, но производные от первых. Так, категория «личность» используется либо как целостность, либо раскрывается через категории второго порядка, такие как свойства, состояния, мотив, цель, потребность; категория «психика» - через психические процессы и закономерности; категория «деятельность» - через поведение, действие, операция (способ).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.