Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кватроченто






Как пример классического кватроченто (то есть, итальянского раннего Ренессанса в XV веке), я приведу картину Пьетро Перуджино, датированную 1489 годом.

 

Если говорить о типе, то это наиболее известное Благовещение с книгой. Открытая Библия лежит на аналое, символизируя связь Ветхого и Нового заветов и, как следствие, - предначертанность прихода Иисуса Христа.

 

Как видим, Богородица одета в классические цвета – синий (как чистота, непорочность) и красный (как жертва Христа). И Гавриил, и Бог Отец тоже носят красное, но в их случае этот цвет приобретает другое значение: Святого Духа.

 

Положение героев характерно для Благовещения – архангел находится слева, а Мария – справа. Дева – композиционный центр картины, так и полёт голубя, и взгляд Гавриила и Бога Отца направлены к ней. Также есть черта, особенно ярко выраженная именно в работах Ренессанса, а именно разделение Ангела и Богородицы, которое здесь выражено через аналой с книгой и окно, находящееся между героями.

 

Примечательна редко встречающаяся для Девы Марии поза – контрапост (с опорой на одну ногу), по ней мы можем определить, что эта работа была написана в эпоху возрождения – период, в который греческие традиции стали популяризованы и общеизвестны. Гавриил, как часто происходит, стоит на коленях.

 

Рука архангела указывают на Мадонну – это греческий ораторский жест. В другой же руке белые цветы лилий – символ непорочности и благочестия. Обратите внимание, что цветка три - это явная отсылка к Святой Троице, образ которой проходит через всю картину. Бог Отец, в свою очередь, правой рукой благословляет Деву Марию, а в другой руке держит золотое яблоко–державу - атрибут царя, который было принято изображать во всю эпоху Ренессанса.

 

Дух эпохи отчётливо звучит в этой картине. Кватроченто – период глубокого объединения трёх культур: античности, раннехристианских учений и черт светской жизни, аристократии. Николай Бердяев с лёгкой руки называет кватроченто периодом «христианского романтизма». И действительно, обратите внимание на совершенно новый стиль изображения – мягкие цвета, перспектива, работа над композицией, но при этом – пробивающиеся детали античности.

Барокко

 

Итальянская живопись стремительно развивается, и перед вами один из примеров барокко – знаковая картина Франческо Альбани, написанная в первой половине семнадцатого века. Очевидно, что это самый популярный тип – Благовещение с книгой.

 

Любопытно, что и одежда, и фон вокруг Мадонны чёрного монашеского цвета – Мария будто сливается со своим окружением. Полагаю, это сделано с целью подчеркнуть аскетизм, необходимый для душевного прозрения и озарения (а Богородица как раз находится в состоянии озарения – её жесты означают принятие благодати). Это также одна из немногих западных картин, где у Марии покрытая голова, что символизирует её скромность и вневременное целомудрие. Эта скромность особенно выделяется на фоне восхищения красотой человеческого тела, и как следствие, большое количество обнажённой натуры в картинах эпохи Ренессанса и барокко.

 

Интересны не только цвета, но и свет. Он падает очень мягко и нарисован так, что кажется, будто воздух задёрнут туманом или дымкой. Создаётся впечатление, будто действие происходит в неком сне или фантазии – так выражен интерес людей XVII к мистическим состояниям души – религиозному озарению, эйфории, грезе. Потому же тогда появилась тенденция изображать сидящих на облаках ангелов.

 

Деталь с лилиями
Также нельзя не заметить чрезвычайно хорошую технику художника. Если православное искусство стремится к совершенству в простых линиях (чтобы душа обращала внимание не на картину, а на её смысл) и передаче божественной сущности, то европейский реализм показательно красив. Художники барокко обнаруживают удивительную детализацию – взгляните на эти совершенные, живые тени на цветках лилии.

 

Образ Марии претерпел некоторые изменения с приходом барокко. Теперь она понимается не просто как добродетельная девушка или Царица Небесная, она – человек, который переживает удивительное озарение, который удостаивается ощутить божественную благодать и откровение. Событие же Благовещения показано как прекрасный, светлый праздник – это выражают яркие, но мягкие цвета, эмоциональность и душевный отклик на лицах Пресвятой Девы, её вестника и стайки ангелов. Очевидно, что со сменой эпохи и отношение к Благовещению сильно изменилось.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.