Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цвет и одежда






На втором месте по употребимости в этой иконографии стоит цвет. Чаще всего мы встречаем синий, символизирующий небеса и божественность, чистоту и непорочность - всё, что так присуще Деве Марии (и потому таков цвет её одежд). Однако, помимо своих прекрасных качеств Богородица выделяется своей ролью матери Иисуса Христа. И отсюда следует красный в её одеянии: цвет страданий Христа и его Жертвы. Нередки белый и золотой цвет – первый означает чистоту и девство Пресвятой Девы; второй подчёркивает значительность ситуации, символизируя Горний Иерусалим. Момент зачатия Иисуса Христа – поворотный момент для христианства, поэтому классически эта иконография изображается на золотом фоне, дабы дать зрителю понять: Благовещение происходит не на земле, а в Божественном пространстве. Цветовая гамма наряда Гавриила более примитивна: обычно это белый (чистота) или красный (Святой Дух), которые в некоторых работах образуют оттенки розового. К слову об одежде, Гавриила типично изображают в подхватываемом ветром платье - это указывает на небесное происхождение. В целом, почти всегда герои изображены в самых простых костюмах античности за очень редкими исключениями (например, праздничное, царское одеяние Пресвятой Девы на мозаике монастыря Санта-Мария Маджоре в Риме).

Символы Троицы

Устюжское Благовещение (~1130). Деталь с Младенцем
Судьбоносность этого момента в христианстве часто бывает показана через изображение Бога Отца Саваофа (также называемого «Ветхий Денми»), окружённого серафимами, наблюдающего за Пресвятой Девой и благословляющего её правой рукой. Иногда образ Бога Отца присутствует только в виде рук, являющихся из облаков. В исходящих от Саваофа лучах света к Марии стремится голубь - символ Святого Духа. Нередко голубь (или лучи, в которых находится его фигура) касается головы или груди Марии – это указывает на момент зачатия. Таким образом, в некоторых работах внимательный зритель может заметить всю Святую Троицу: Бога Отца, посылающего Святого Духа в виде голубя (и Ангела) и Иисуса Христа, который только что был зачат. Любопытно, что порой Бог Сын изображён более явно: например, в Устюжском Благовещении (~1130) можно отметить Его фигурку «во чреве» Богородицы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.