Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология в искусствоведении






Благовещение описано в двух источниках. Один из них – официальный, это евангельский текст от Луки. Он гласит:

 

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.» Мария же сказала Ангелу: «ка́ к будет это, когда Я мужа не знаю?». Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошёл от Неё Ангел.2

 

Нетрудно заметить, что канонический текст, как и всё Евангелие, передаёт сущность и идейную составляющую события, однако не изобилует подробностями или мелкими деталями «внешней» стороны, поэтому художники нередко прибегают к помощи следующего источника. Второй текст – апокриф с названием «Протоевангелие Иакова», датированный примерно серединой второго века3, даёт больше пространства для фантазии и трактовки. Вкратце, там рассказывается о двух важных для моей темы сюжетах: во-первых, до Благовещения Мария пошла к источнику (или колодцу) за водой, где её приветствовал Ангел со словами «Радуйся, Благодатная!», и только потом произошло само событие. Во-вторых, оттуда известно, что путём жребия Марии выпало ткать полотно (завесу, велум) для Иерусалимского храма, к тому же из ценимого и дорогого пурпура и багрянца.4

 

В искусствоведении выделяется несколько типов Благовещения. Некоторая ясность относительно общих черт икон (и позже - картин) начинает складываться V-IX веках. Эти типы в основном следуют из Протоевангелия Иакова и богословия. Существует Благовещение с рукоделием, у источника («Предблаговещение»), Благовещение с книгой и Благовещение с единорогом (последнее не выделяется искусствоведением в тип, однако, в силу своей любопытной символики, помещено здесь мной). Первые два (с рукоделием и у источника) неразрывно связаны с приведённым выше апокрифом и более-менее понятны.

 

Появлением книги обязано богословие и, в первую очередь, представление о Деве Марии, как о чрезвычайно добродетельной и усердно молящейся девушке. Именно поэтому она читает Библию в момент появления Ангела. Также книга имеет символическое значение: ещё ранние отцы церкви разработали доктрину, которая гласит о том, что Ветхие и Новый заветы являются единым целым, имея между собой множество соответствий и предсказывая многие события Нового завета в Ветхом. Поэтому внимательный зритель может увидеть определённый текст в открытой книге Пресвятой Девы. Почти всегда это слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына»5, впервые подобная трактовка книги была предложена Бернардом Клервоским6, известным теологом 12 века и большим почитателем Богородицы. Также существует мнение, что если книга закрыта, то она является отсылкой к другому стиху «И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге»7. Благовещение с книгой является наиболее изображаемым типом из всех, становясь популярным XIII-XIV веках. В более же ранних работах главенствует Благовещение с рукоделием, так как оно неразрывно связано с апокрифом.

 

Благовещение с единорогом тоже достойно быть упомянутым, однако, этот тип всё же существовал в средневековье и раннем возрождении и даже тогда не был главенствующим, поэтому о нём будет рассказано на отдельном примере.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.