Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция концепции науки в позитивизме. Постпозитивизм.






(лат. Positivus - положительный)

Позитивизм – парадигмальная гносио-методологическая установка, согласно которой позитивное знание м.б. получено как результат сугубо научного (не философского) познания. - фил. Словарь

Хотя позитивизм не представлял собой единой школы, его сторонников объединяла общая платформа. Во-первых, неприятие «метафизики», традиционных вопросов о бытии, о сущем, о свободе и т.п., признание бессмысленными философских споров, стремление подняться над материализмом и идеализмом, найти «третий путь». Во-вторых, сведение философии к науке, подчинение философии задачам научного познания. В-третьих, эмпиризм и феноменализм в гносеологии.

В эволюции поз-ма могут быть выделены следующие этапы: 1- так называемый «первый П.» (Конт, Миль, …); 2 – «второй П.», или эмпириокритицизм (Мах, Авенариус); 3 – «третий П.», или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер); 4- постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд).

Родоначальник позитивизма О. Конт (1798-1857) полагал, что следует перенести точные методы на изучение общества и сформулировать социальную науку по образу и подобию наук о природе. Важным условием прогресса науки К. считал переход от метафизики к позитивной философии. Термин «позитивный» К. применял как характеристику научного знания. Позитивное в его трактовке – это реальное, достоверное, точное и полезное знание, в противоположность смутным, сомнительным и бесполезным утверждениям и представлениям, имеющим хождение в обыденном сознании и метафизических рассуждениях. Научное познание п. трактовал как накопление опытных фактов, их описание и предвидение посредством законов. Из традиционного набора функций науки – объяснение, описание и предвидение - К. исключил объяснение. У К. наука и ее методы управляются постоянными и не изменяющимися законами, открытие которых должно обеспечить продуктивную методологию исследований.

В п. превращение науки в фундаментальную ценность цивилизации было истолковано в духе абсолютной автономии науки, ее независимости от влияния других областей культуры. Идеал науки как автономной и независимой от влияния других сфер духовной жизни нашел свое выражение в концепции К. о трех стадиях развития чел-го духа: 1) теологической (стремление объяснить явления путем изобретения сверхприродных сил), 2) метафизической (стремление объяснить явления с помощью введения абстрактных сущностей), 3) научной (открытие точных законов).

В первом п. основное внимание уделялось проблемам систематизации научных знаний и классификации наук. Конт считал, что соотношения между науками и их классификация должны осуществляться с учетом последовательности их возникновения и по принципу простоты и общности. Иерархия наук в классификации К.: вначале математика с механикой, затем науки о неорганической природе (астрономия, физика, химия), потом науки об органической природе (биология и социология).

Позитивизм следует критиковать за то, что его программа задавала крайне узкое понимание науки.

На втором этапе п. особое значение приобрел вопрос об онтологическом статусе фундаментальных понятий, представлений, принципов науки, т.е. проблема их отождествления с самой исследуемой реальностью. Лидер второго п. - Эрнест Мах (1938-1916) считал, что источником заблуждений и трудностей в науке является ее «нагруженность метафизикой». Чтобы не повторять ошибок, связанных с включением в фундаментальные представления науки различных вымышленных сущностей типа теплорода или флогистона, нужно последовательно очистить от метафизических положений не только теоретические знания, но и научный опыт. Критика опыта, нагруженного метафизикой, объявляется важнейшей задачей «позитивной философии». В соответствии с этой задачей Мах именовал свою философию эмпириокритицизмом.

Научные законы Мах интерпретировал как экономный способ описания ощущений, представляющих данные наблюдения. Целью научного познания является накопление опытных данных, а также отыскание таких понятий и законов, которые давали бы наиболее экономное описание элементов опыта. Теоретические законы, представления и понятия Мах рассматривал как сжатую сводку опытных данных, как способ их упорядочивания. По мере расширения опыта идет смена теорий. Прежние теории отбрасываются и заменяются новыми, более экономно описывающими опыт. В качестве методологического регулятива науки Мах выдвигает принцип «экономии мышления»

(исключение из теорет-х описаний ссылки на метафизические сущности и выбор из всех возможных теорет-х описаний опыта наиболее экономных).

Неопозитивизм (3 позит-м) сосредоточил свое внимание на анализе языка науки и разработке логической технике такого анализа, полагая, что применение в этих целях математической логики позволит реализовать идеал позитивной философии – решить проблемы методологии науки средствами самой науки. Н.п. стремиться создать универсальный язык для всех областей знания (эта попытка проваливается). С т.з. н.п. развитие науки – это накопление эмпирических фактов с последующим уточнением существующих знаний. Но проблема в том, что таким образом нельзя получить новые знания.

Постпозитивизм (Кун, Лакатос, Фейерабенд).

П.п. выводит на первый план идею погруженности науки в исторический контекст, и присутствия в ней рационально рассуждающего субъекта.

П.п. задает историко-методологический инвариант по осмыслению научного знания.

Основные положения этого инварианта:

- теоретическое понимание науки возможно лишь при условии построения динамической структуры знания

- научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбивать на независимые друг от друга уровень наблюдения и теории (введение понятия теоретической нагруженности эмпирических данных)

- философские позиции тесно взаимосвязаны с научными знаниями, философия не только оказывает влияние на науку, но она присутствует в самом теле науки

- динамика научного знания не представляет собой строго кумулятивного процесса

- целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких следующих задач

- получение лучшего понимания феноменов

- решение большого числа научных проблем

- построение более компактных теорий






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.