Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное, ненаучное, псевдонаучное знание.






Чтобы несколько разобраться в причудливых судьбах вненаучного знания, полезно, на наш взгляд, ввести некоторые терминологические уточнения, позволяющие установить градацию в весьма неоднородной мозаике возникающих вне науки специализированных видов знания. Это важно, поскольку наиболее ходовой термин - " псевдонаука" - нередко употребляется в чрезмерно расширительном смысле, охватывающем и рассмотренную выше народную науку, а иногда и вообще все виды знания, которые чем-то отличаются от признанных научных теорий. Подобное употребление неплодотворно, поскольку оно априори содержит резко отрицательную оценку вненаучного знания и не позволяет заметить грани между псевдонаучным знанием и целым рядом спорных и пограничных познавательных традиций, которые сыграли немалую роль в развитии человеческого познания. В самом деле, правомерно ли ставить в один ряд вульгарные формы астрологии и, например, теорию цвета Гёте или традицию русского космизма лишь на том основании, что ни то ни другое не отвечает привычным стандартам научности?

Представляется, что в рассматриваемой сфере можно выделить по меньшей мере три вида познавательных феноменов:

паранормальное знание,

псевдонауку

девиантную науку.

К паранормальному (от греч. рага - около, при) относятся учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными, происходящими в пространстве и времени явлениями. Это область мистических учений, спиритуализма, спекулятивной метафизической и натурфилософской мысли. Сторонники паранормального знания, как правило, считают, что методы обычных наук грубы и ограниченны, что, лишь отдавшись мистическому созерцанию как высшей познавательной способности, можно проникнуть в таинственные связи мира.

В отличие от этого сторонники псевдонаук не только не отрицают, но и, напротив, подчеркивают свое стремление пользоваться научным методом. Они собирают факты, выдвигают догадки и гипотезы, обосновывают их. Но, несмотря па эту имитацию научной деятельности, большинству ученых, да и самим занимающимся псевдонаукой людям совершенно ясно, что их деятельность осуществляется за гранью нормальной науки. Нет универсального критерия, однозначно разграничивающего науку и псевдонауку, но-существует масса " признаков", по которым можно достаточно точно квалифицировать соответствующую интеллектуальную активность как псевдонаучную. К типичным псевдонаукам можно отнести учение о древних астронавтах, уфологию, целый ряд популярных историй (о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс и т. п.).

Существует две группы причин, которые обостряют проблему соотношения науки и псевдонауки. Первая – это причины социального характера, связанные с поиском новых ценностей (люди не хотят заниматься научной деятельностью и мыслить вообще); вторая – причины внутреннего характера самой науки, связанные с запаздыванием процессов интеграции постоянно дифференцирующегося научного знания (в силу слишком узкой специализации ученого, псевдонаучные знания из другой области могут приниматься им на веру).

Один из возможных путей борьбы с псевдонаучным знанием – отлаженная система образования, основанная на преподавании фундаментальных наук.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.