Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема человека в философии. Проблема антропосоциогенеза.






Проблема чел. занимает центр. место в ф., к-рая изучает чел. всесторонне, как биосоц. целостность, изучает: природу и возможности чел. разума, особенности ощущений, соотношение биологического и соц. в чел, разнообразные проявления дух. мира чел. и т.п. Фил. антропология — фил. учение о чел. Античная ф.: космологизм в понимании чел. Милетская школа: чел. содержит в себе все основ. элементы стихии, космоса. Демокрит: чел. явл. микрокосмосом. Софисты: чел. в условиях социокультурного бытия. Платон: различ. в чел. бессмертную душу и тело. Аристотель: чел. — вершина мировой иерархии, внутренне связан с природой, но также ей противостоит. Средневек. ф.: соотношение между Богом и чел. Августин Блаженный — понятие личности: чел., созданный по образу Творца, тоже явл. личностью. Но: идея грехопадения. Возрождение: чел. — главный предмет дух. поисков. Превыше всего — своеобразие и уникальность индивидуума; идея о самодостаточности и автономности личности. Новое время: всеобщая природа, соц. сущность, универсальность чел. Декарт: сущность чел. связана с его мышлением. Немецкая классич. ф.: чел. — субъект дух. деятельности, идеальное начало. Кант: моральный хар-р природы чел. Гегель: духовность чел. Фейербах: любовь к ближнему; чел. — природное существо, высшая ступень природного саморазвития; чел. — неизменное, абсолютное. Марксистская ф.: чел. — продукт и субъект общественно-практической деятельности; чел. саморазвивает себя в процессе историч. и культур. жизни. Трудовая теория происхождения чел.: от биологического к социальному. Нач. XX в. — множество концепций: биологические (психологизм, натурализм, волюнтаризм), социальные (социологизм), спиритуализм (в основе сущности чел. — его внутр. дух. мир).

Важность решения проблемы чел. связана с тем, что чел. - творец истории общества, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс. В современных условиях при обострении глобальных проблем повысилась ответственность человека за свою деятельность и прежде всего его ответственность за сохранение природы и сохранение жизни на Земле.

Фил. понимание чел. никогда не станет однозначным (противоречивость бытия).

Антропосоциогенез – процесс происхожд. чел-ка и его становления как социального существа. А – длит. процесс, масса гипотез, много неизвестного.

Проблемы антропогенеза:

1. Недостающие звенья в эволюц. ряду. Не обнаружены переходные формы от обезьяны к человеку. Она решается наблюдением за человекопод. обезьянами;

2. Большие различия м/д физиологич. строением неандерт. и хомосап. Мозг homo sapiens устроен гораздо соверш., что ставит под сомнение происхожд. его от неандерт.;

3. Что явл-ся движ. силой антропогенеза? (сейчас не происходит процесс превращ. обезьяны в человека);

4. Пробл. прародины человека: 2 теории (1. – полицентрич.: челов. вышел из Азии или Африки; 2. моноцентрич.: из центральн. Африки. 2 теория предпочтительней);

5. Пробл. р-ия мышления и речи человека (что повлияло?);

6. В целом пробл. происхождения человека: много теорий (теологическая; эволюционная – Дарвин – не доказана; космическая; морская; радиационная).

Антропогенез тесно связан с социогенезом. С. – процесс происхождения и р-ия человеч. общ-ва. Процесс этот гораздо менее уловим в вещественных источниках. Для реконструкции общественных отношений большую роль играют этнографические сведения, поэтому этот процесс восстановить ещё сложнее, чем антропогенез.

Этапы С.:

1. первоб. человеч. стадо (праобщина). 30 особей во главе с вожаком; кочевой образ жизни, родство не осознавалось. Беспорядочн. полов. отношения. Занятия: собират-во и охота.

2. ранняя родовая община охотников и собирателей. Наука не знает, что заставило челов. перейти к родств. связям и осознать своё родство. Экзогамия – запрет половых отнош. внутри общины (версии появл. экзогамии: 1. интуитивно догадались, что это вредно-кровосмешение происходит и произойдёт вырождение (Морган); 2. Мужчины д.б. искать женщин на стороне, т.к. в нек. родах был обычай убивать новрожд. девочек;

3. дети, выросшие вместе, осознавали родство и отрицат. относились к половым отнош. м/д собой (Дарвин);

4. полов. отнош. в роду запретили, т.к. стычки на фоне ревности нарушали хоз. жизнь общины). Занятия: охота и собират-во. Из охоты и собир. Возникло земледел. и скотов-во. Этот переход (от присваив. хоз-ва к производящ.) – неолетич. революция. Этот переход отразился и на соц. стр-ре: на смену ранней родовой общине пришла поздняя родовая община; 3. поздняя родовая община. Занятия: землед. и скотов. Появл-ся излишки. Родовая община уже не нужна; возник. сосед. община (связана территориально, а не кровно). Начинается процесс разложения п-о строя (из-за накопления, появления ч/с и как следствие – неравенства) и переход к классовым гос-вам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.