Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Касты (пример Индии)






Каста - сословие или раса, на которые распадается население Индии. В период первоначального заселения Индии люди уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр.«качество, цвет, категория»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).Неприкасаемые. В период раннего Средневековья варны хотя и сохраняются, но распадаются на многочисленные касты (джати), ещё более жёстко закреплявшие сословную принадлежность.

Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. В древнейшие времена смысл каст сводился к понятиям разных степеней просветления, то есть на какой стадии находится просветленный, что не наследовалось. Переходы из каст в касту на самом деле, происходили только под присмотром старших (других просветленных из высшей касты), так же заключались и браки. Понятие каст относилось только к духовной стороне и поэтому не разрешалось высшему сходиться с низшим, во избежание перехода в более низкую стадию.

Классы различаются степенью их контроля над ресурсами и продукцией, а касты — группы по занятиям.

Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Согласно одной из теорий, кастовая система Индии возникла в результате стремления белокожих арийцев после их вторжения в середине II тыс. до н.э. дистанцироваться от покоренных темнокожих народов. Другая версия гласит, что касты существовали и до вторжения ариев. В любом случае кастовая система Индии представляет собой систему взаимодействия обособленных сообществ.

В Ригведе светлый цвет кожи, наравне с языком, служит главным признаком ариев, отличающим их от аборигенного населения даса — дасью — темнокожих, низкорослых и безносых, говорящих на другом языке и не поклоняющихся ведическим богам. Цвет кожи лежал в основе социального деления ведических ариев, общество которых делилось на классы varna (‘цвет’). Варны ариев жрецы-брахманы и воины-кшатрии или раджанья противопоставлялись варне аборигенов — даса, называвшихся «чернокожие». Согласно Ригведе, одеждой жрецов-брахманов была шкура черной антилопы, воинов-кшатриев — шкура оленя, а рядовых общинников-вайшьев — шкура козы.

Некоторые касты в отдельных областях Индии первоначально были племенами; в этом случае [при церемонии включения в касту] кастовую принадлежность не принимают во внимание, а сохраняют лишь характерные черты церемоний включения чужеземца в клан или племя… Для случаев этого порядка совместная трапеза становится особым обрядом пищевого включения. Включение в касту может происходить и благодаря браку. У племени кота, живущего в горах Нилгири, девушка меняет касту, выходя замуж, отсюда церемония, называемая «племенной рубеж»: женщины из племени жениха готовят обед, приглашают на него невесту и таким образом отделяют ее от касты, к которой она принадлежала прежде, и включают в свою касту. «Установленная в Индии система каст считалась обязательной для всех индусов. Это была особая структура этноса. Быть индусом — значило быть членом касты, пусть даже самой низшей, из разряда неприкасаемых, а все прочие ставились ниже животных, в том числе захваченные в плен англичане». В дравидийских языках Южной Индии существует различие между «старшим родом, или принадлежащим к высшей касте», который заключает в себе разумных существ, т.е. богов и людей, и «младшим родом, или не принадлежащим ни к какой касте», к которому относятся неразумные предметы, будь то животные или неодушевленные вещи.

В Древней Индии по законам Ману каждый член одной из трех высших каст (варн) должен был пройти в определенный момент жизни ритуал посвящения, состоявший в возложении шнура и пояса; для брахманов этот обряд совершался на 8-м году жизни (считая от зачатия), для кшатриев — на 11-м, для вайшья — на 12-м; те, кто в эти сроки не проходил посвящения, считались внекастовыми и подвергались презрению. [Брахман, «дважды рожденный», ] принадлежащий к своей касте по рождению и включенный в нее обрядами детства, затем подвергается церемониям инициации, в процессе которых он умирает для прежнего мира и возрождается в новом. Эти церемонии посвящения дают ему возможность заниматься магически-религиозной деятельностью, которая становится его профессией.

В Индии «каждая каста имела право на определенный род занятий, и тех, кому разрешалась военная служба, было мало. Это дало возможность мусульманам-афганцам овладеть Индией и измываться над беззащитным населением, причем больше всего пострадали жители Пенджаба. В XVI в. там появилось учение, провозгласившее сначала непротивление злу, а потом поставившее целью войну с мусульманами. Система каст была аннулирована, чем сикхи (название адептов новой веры) отделили себя от индусов. Они обособились от индийской целостности путем эндогамии, выработали свой стереотип поведения и установили структуру своей общины. По принятому нами принципу, сикхов надо рассматривать как возникший этнос, противопоставивший себя индусам. Так воспринимают себя они сами. Религиозная концепция стала для них символом, а для нас индикатором этнической дивергенции».

В Индии тысячи кастовых групп. Каста у индусов — эндогамное, социально иерархизированное сообщество, часто связанное одним занятием [идеал общественного разделения труда, если продолжать А. Смита]. Таковы касты чистильщиков, земледельцев, жрецов, парикмахеров, ткачей и др. За пределами каст неприкасаемые, которые заняты обработкой мяса и шкур. В Индии… огромные караваны, насчитывавшие до 10 тыс. [быков] одновременно, перевозили пшеницу или рис под предводительством погонщиков из касты мури. Каста брахманов (жрецов) имеет высший ранг, тогда как чамары (кожевники) и бханги (дворники) — низший. Обычно член касты может принимать пищу от члена его же или высшей по рангу касты. Человек, допустивший связь с женщиной более низкой касты, и особенно женщина, вступившая в связь с мужчиной более низкой касты, считаются загрязненными; человек не может принять пищу, приготовленную лицом низшей касты.! Низшие касты имеют собственные колодцы и отдельные кварталы в поселениях. Брахман берет воду выше, чтобы не пить одну воду с неприкасаемыми. Ничего, что еще выше по течению находится другое селение, где ниже берут воду те же неприкасаемые. Каждая каста отделена от других табу, достаточно человеку иной касты прикоснуться к человеку низшей касты, или поесть с ним, или лечь на его ложе, или войти в его дом, чтобы автоматически быть исключенным из своей касты (но при этом, впрочем, человек не включается в ту касту, к которой принадлежал некто, к кому он прикоснулся).

Некоторые касты, например джаты на севере Индии, не связаны с определенными видами занятий и происходят от отдельных племен. Многие горные племена в прошлом образовывали самостоятельные социальные общности с выраженными культурными особенностями и позднее были включены в общеиндийскую кастовую систему — обычно в низком ранге.

Обмен услугами между кастами. Эта система скрепляет индийское общество и поддерживает мир в селениях. Кроме зерна, другие касты получают бесплатно землю для домохозяйства, кое-какую пищу, фураж, дрова, а также кредит помощи от джатов. Низшие касты обменивают некоторые товары и услуги между собой. В наши дни деньги разрушают эту натуральную систему. Между тем, несмотря на многочисленные законы относительно кастового унижения (например, неприкасаемых), кастовая эндогамия остается в силе. На выборах каста стремится выступать блоком. В какой-то мере кастовая солидарность в последние годы даже усиливается (например, у чамар) в их борьбе против дискриминации. Касты стали выпускать свои журналы, открывать кастовые отели, больницы, кооперативы; обособленные места в парламенте, в школах и университетах. Сегодня касты не столь заморожены: представители низших каст часто игнорируют традиции; ныне есть нищие брахманы и богатые неприкасаемые.

Брахманов можно отличить по тяге к знаниям и привычке получать подарки и поучать окружающих. Говорят, что все индийские программисты — брахманы. Кроме четырех каст существуют отдельные группировки неприкасаемых, людей занятых наиболее грязной работой, включающей обработку кожи, стирку, работы с глиной и уборку мусора. Члены каст неприкасаемых (а это почти 20 % населения Индии) живут в обособленных гетто индийских городов и за околицей индийских деревень. Они не могут посещать больницы и магазины, пользоваться общественным транспортом и заходить в государственные учреждения.

Среди самих неприкасаемых также существует деление на множество групп. Верхние строчки в «табели о рангах» маргиналов занимают цирюльники и прачки, внизу находятся санси, промышляющие воровством животных. Наиболее загадочная группа неприкасаемых — хиджра — бисексуалы, евнухи, трансвеститы и гермафродиты, носящие женские одежды и промышляющие попрошайничеством и проституцией. При этом хиджра — непременные участники множества религиозных ритуалов, их приглашают на свадьбы и рождения.

Хуже участи неприкасаемого в Индии может быть только судьба парии. Слово пария означает человека, не принадлежащего ни к одной касте, исключенного из всех общественных отношений. Парии рождались от союза людей, принадлежащих разным кастам, или от париев. Кстати, раньше стать парией можно было просто дотронувшись до него.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.