Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дрейф этничности






Современные концепции этничности варьируют в диапазоне от признания исконности «этноса» (примордиализм) до оценки наций как «воображаемых сообществ» (конструктивизм). Если в версии примордиализма «народ» считается объективной реальностью и задача науки состоит в воссоздании его истории и праистории, то конструктивизм представляет нацию как воплощенный миф и задачу науки видит в выявлении акторов и технологий этого воплощения.

По существу, примордиализм и конструктивизм — взаимодополняющие измерения, одно из которых показывает стойкость этничности в череде поколений, другое — механизм ее действия.

Антропология движения предлагает концепт дрейфа этничности, в котором изменчивость народов, культур и персональной идентичности представляется обыденностью, а не отклонением, в котором смена традиций рассматривается как своего рода традиция. В этом измерении понятие «этничность» не только удобнее «этноса», но и отлично от него, поскольку обозначает сущность динамичного явления, а не его статичный образ. «Этносы» могут появляться и исчезать по воле правителей или ученых, тогда как «этничность» остается естественным и устойчивым свойством человека. Каждая этноистория — бесконечная череда перерождений, каждое поколение заново воссоздает свою этничность, и всякий раз в чем-то по-новому. Поскольку поколения рождаются не сплоченными шеренгами, а плавным потоком, сдвиги этничности не всегда заметны современникам. Жизнестойкость общности далеко не всегда выражается в фиксируемых характеристиках (переписях, административных границах), а отмечаемые летописцами и историками благополучные состояния народов вовсе не обязательно со впадают с реальными пиками этничности. Ее взлет часто зарождается в политической смуте, а спад приходится на фазу социального благоденствия. Дрейф этничности напоминает скорее цепь ситуативных реакций, чем линейную эволюцию. Этничность сродни иммунной системе, которая активируется при кризисах и вирусах, а в здоровом теле неприметна, будто дремлет.

В древности дрейф этничности во многом предопределялся взаимодействием магистральных и локальных культур. По роду деятельности агент магистральности (политик, торговец, воин) — этнодипломат, интегрирующий различные сообщества, партнерские связи, ценности. Его собственные ценности состоят во власти над чужими ценностями и контроле над обширным социальным пространством. По мотивации и деятельности земледелец привязан к «почве» и родственно-соседской среде, торговец и политик — к «пути» и разноликому кругу партнеров. (Магистральность ярко олицетворена финикийцами и викингами; локальность – славянами). Локальная микроэтничность и магистральная макроэтничность различаются не только территориальным размахом, но и мотивами генерирования. Микроэтничность основана на родстве, понятиях «родина, родная земля». Макроэтничность основана на власти в её функциях подчинения, интеграции и выражается понятиями «народ, семья народов». В результате взаимодействия и синтеза двух культур появляется дрейф этничности – изменение этничности в зависимости от разных внешних факторов.

7. Культура: вариации подходов и толкований

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

В языках, имеющих романскую основу, слово culture первоначально имело смысл «развивать, совершенствовать», «накапливать позитивные моменты» и только в последствии стало обозначать особую сферу человеческой практики, нечто противостоящее природе.


· В самом общем виде «идея культуры» была сформулирована философами-софистами ещё в V в. (Протагор, Антифонт, Гиппий), которые говорили, что наряду с миром природы существует мир, созданный волей, разумом и руками человека. Культура – результат нравственного, эстетического, интеллектуального совершенствования человека в ходе его исторической эволюции.

· Непревзойдённый римский оратор I века Цицерон имел своё представление о культуре. Он полагал, философия, как возделывание души, есть убежище от всех жизненных бурь. Культура души – личностное качество, говорящее о духовном развитии человека, о его способности к рефлексии, логическому, трезвому мышлению.

· Величайший поэт Древнего Рима Вергилий рассматривал культуру как деятельностное единство человека и действительности, как результат обживания, очеловечевания мира людьми, как итог внесения в него креативного, созидательного начала (культура проявляется в уважении к традициям, в сохранении знаний, в преумножении духовного и материального богатства).

· Культура Средневековья заключалась в подавлении и принижении человеческой личности. Культура представлялась как нечто вечное и неизменное, а культурный был тот – кто всячески ограничивал и лишал себя.

· Эпоха Возрождения: культура – нечто творимое и творящее, результат целенаправленного воспитательного воздействия. Культурный человек – итог «обработки души и тела», совершённый талантливым учителем.

· В русском языке слово «культура» начало употребляться приблизительно с середины 19 в., и, как свидетельствует толковый словарь русского языка Даля, первоначально обозначала обработку, уход, возделывание, со временем же – образование, воспитание как нравственное, так и физическое.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.