Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реакция отказа






Реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков может быть у подростков, когда родители оказывают им противодействие в общении с привычной компанией сверстников, оказывающих нежелательное воздействие на их сына или дочь.

В нерезкой форме она может проявиться у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения, например, когда подростка переводят в новую школу или семья переезжает на навое место жительства. В таких случаях подросток может винить в этом родителей и именно с ними отказывается общаться, а со сверстниками из нового класса или двора общаться может.

Реакция отказа от еды или общения может быть при помещении подростка в детский дом или интернат, например, когда родителей лишают родительских прав или сами родители помещают ребенка в такое учреждение.

Эта реакция может быть и у детей, лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью.

Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все разительно отличается от его домашних условий и где с ним чрезмерно строги, наказывают его и он лишен любви и заботы.

При этом подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие. Он не хочет ни с кем разговаривать, ничем не хочет заниматься, даже своими любимыми увлечениями, не проявляет интереса к окружающему.

Из-за отказа от занятий у подростка может быть серьезное отставание в учебе от одноклассников.

Внешне подростки выглядят подавленными, поникшими, печальными, ходят с опущенной головой, сторонятся сверстников и воспитателей, могут пассивно подчиняться требованиям взрослых, но сами на контакт не идут.

Если ситуация не меняется и такое поведение подростка продолжается, то могут возникнуть подозрения о психическом заболевании или умственной отсталости.

Но если подросток попадает в нормальные условия, где к нему относятся тепло и ласково или он возвращается в семью, то его поведение нормализуется, и никаких психических нарушений не выявляется.

 

Реакция протеста (оппозиции)

Это одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью.

Чаще всего реакция протеста возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним.

Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.

Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка.

Протестные реакции могут быть у подростков из-за предъявляемых родителями чрезмерных претензий, требований выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребенка «вундеркинда», ставят перед ним непосильную задачу — в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, в занятиях музыкой и прочее, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, что ожидают от него родители.

Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя ругают их за плохую успеваемость или какие-то проступки.

Реакции протеста бывают пассивными и активными.

Пассивные реакции протеста — это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним.

Реакции активного протеста проявляются в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.

Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями подростка. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником переживаний подростка.

Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера.

Но у подростков с психопатией или с органическими заболеваниями головного мозга реакции активного протеста могут быть интенсивными, сопровождаться двигательным возбуждением по типу «двигательной бури», когда подросток в гневе может проявить агрессию, сломать предметы, разразиться бурной злобной тирадой в адрес тех, кто, по его мнению, виноват в такой ситуации. Наряду с нарушением поведения, у подростка возникают и вегетативные реакции — лицо краснеет, потоотделение повышено, пульс учащен, подросток часто и глубоко дышит.

Активные реакции протеста могут выражаться и в стремлении делать назло, причинить вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийства животного, принадлежащего этому человеку. Таким поведением подросток мстит обидчику.

В некоторых случаях реакция протеста может закрепиться и в последующем распространяется на взрослых вообще. Подросток может проявить протестную реакцию в разной обстановке, и сила его реакции может не соответствовать раздражителю.

Из-за обиды, после наказания или из-за чрезмерных претензий родителей подросток может убежать из дома. Некоторые подростки с истерическими чертами характера стараются не убегать далеко, хотят, чтобы их заметили знакомые или родители, обратили внимание на его побег и вернули домой. Некоторые после этого требуют к себе особого внимания или стремятся вернуть прежнее отношение родителей.

Реакция оппозиции бывает и при повторном браке родителей, когда в семье появляется отчим или мачеха и их дети, или если в семье рождается ещё один ребенок.

В этих случаях это своеобразная детская ревность, когда в этих условиях подростку уделяется меньше внимания, чем было раньше, это и соперничество с новым членом семьи за ту же степень внимания матери.

Проявляя такую реакцию, подросток пытается вновь вернуть прежнее внимание, избавиться от «соперника», на которого переключилось внимание матери.

В поведении таких подростков может быть нарочитость, демонстративность, стремление шокировать всех своим поведением.

С этой целью подростки могут начать употреблять спиртное, с родителями ведут себя вызвающе, могут совершать прогулы в школе, могут нелепым образом изменить свою внешность — «назло всем стану панком» и выбрить себе часть волос на голове и тому подобное.

Такое поведение чаще всего свойственно подросткам с истерическими чертами характера — истерической психопатией или акцентуацией характера.

При этом главная цель неправильного поведения подростка — привлечь к себе внимание любым способом, стараясь вернуть прежнюю любовь родителей. В пьянстве тоже элемент нарочитости, они и не стремятся скрыть его от родителей, а намеренно выставляют напоказ, бравируя выпивками и получая от этого удовлетворение — «Вот я им отомстил, так им и надо», особенно если родители негативно относятся к пьянству.

Несмотря на все трудности их поведения, их очень жалко, всеми своими подчас нелепыми, утрированными поступками они как бы взывают о помощи: «Помогите мне, полюбите меня, я так одинок!» Они не умеют это выразить словами, такое выражение эмоционального состояния вообще несвойственно подросткам, а тем более не скажут этого родителям, на которых они обижены за их невнимание, но этот безмолвный призыв о помощи отчетливо звучит в каждом их поступке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.