Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расстройства психологического развития у детей






Расстройства психологического развития имеют общие черты: начало обязательно в младенческом или детском возрасте, нарушение или задержка развития функций, связанных с созреванием центральной нервной системы, устойчивость проявлений.

Эти расстройства называют специфическими, так как чаще всего нарушение наблюдается в изолированном виде, ему не сопутствует интеллектуальная недостаточность, как при умственной отсталости, и невозможно объяснить эти нарушения каким-либо известным в психиатрии заболеванием. Причина этих расстройств неизвестна.

В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация.

Эти нарушения могут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, но некоторая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

 

Расстройства развития речи

Сюда относятся расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития.

Расстройства развития речи часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие нарушения.

Выделяют 3 категории расстройств:

1. Неспособность обучиться речи.

2. Вторичная, приобретенная в результате травмы или неврологического заболевания неспособность обучиться речи.

3. Задержка в овладении речью (задержка развития речи).

Наиболее частый вид расстройств языковой сферы — расстройство развития речи. Оно подразделяется на расстройство экспрессивной речи и расстройство рецептивной речи.

 

Расстройство экспрессивной речи

Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на значительно более низком уровне, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание речи других людей не выходит за пределы нормы. При этом возможны расстройства артикуляции, но они наблюдаются не всегда.

Расстройство экспрессивной речи — расстройство речевого выражения — начинает проявляться примерно в возрасте полутора лет, когда ребенок не произносит отдельные слова и даже звуки. Он не говорит даже таких простых слов как «мама», «папа», «дай», «хочу», а для выражения своих желаний использует жесты, показывая пальцем на желаемый предмет.

При этом у ребенка есть желание общаться, он хорошо относится к матери, улыбается ей и другим людям, если они ему приятны, выражение лица и глаз живое и соответствует его желаниям.

До двух лет он понимает простые команды и может указать на предметы пальцем, когда их называют. Когда ребенок начинает говорит, выясняется его ограниченный запас слов. В течение 1-2 лет ребенок может произносить только отдельные простые слова, и этих слов всего несколько десятков.

Фразовая речь появляется с большим запаздыванием, и тогда дефицит словарного запаса становится ещё более явным.

Чаще всего у таких детей нарушена артикуляция, они плохо произносят такие буквы как «т», «р», «с», «з», «в» и другие. Трудные для ребенка звуки либо пропускаются, либо заменяются другими.

В возрасте 4 лет дети могут говорить короткими фразами, но по мере выучивания новых слов они могут забывать старые. Обучение речи у них происходит гораздо медленнее, чем должно быть в их возрасте.

Особенностью этого расстройства является то, что ребенок понимает чужую речь, и у него нет интеллектуальной недостаточности, но уровень его языковых способностей значительно ниже, чем можно было бы ожидать при его интеллектуальных способностях.

Менее тяжелые формы этого расстройства могут обнаружиться лишь в подростковом возрасте, когда обычно речь значительно усложняется.

Расстройство речевого выражения может сопровождаться колебаниями настроения, гиперактивностью, неустойчивостью внимания, непослушанием и нарушениями поведения. Может быть сосание пальца и ночное недержание мочи. У некоторых детей отмечаются легкая неврологическая патология по органическому типу и изменения на электроэнцефалограмме..

Речевая грамматика очень проста, словарный запас мал. Но умственные способности и успехи в других областях, не требующих речевого выражения, находятся в пределах нормы.

А при умственной отсталости имеет место полное нарушение интеллекта и низкие показатели коэффициента интеллектуальности.

При психологическом обследовании выявляется следующее. Исследование коэффициента интеллектуальности (IQ), при котором обследуемый не говорит, а отвечает на тесты письменно, у таких детей и подростков обнаруживает нормальный коэффициент интеллектуальности, вполне соответствующий их возрасту. Но при обследовании показателей экспрессивной речи, когда обследуемый должен отвечать на ответы устно, показатели существенно ниже, чем положено по его возрасту и не соответствуют его коэффициенту интеллектуальности.

В речи такие дети и подростки используют ограниченный запас слов, применяют только простые предложения, некоторые из них не могут склонять глаголы. Например, они используют глаголы только в настоящем времени. Качество языка значительно ниже среднего уровня.

В более легких случаях могут быть колебания или ошибки при произнесении сложных слов или ошибки при произнесении длинных и сложных предложений.

Это расстройство может сочетаться с затруднением чтения, особенно чтения вслух, и у детей может быть плохая успеваемость по тем предметам, которые требуют речевого выражения. А с письменными заданиями и контрольными такие дети могут справляться без особых затруднений.

Это расстройство наблюдается у 3-10% детей школьного возраста. У мальчиков оно встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Чаще всего это расстройство наблюдается у детей, чьи родители тоже используют ограниченный запас слов, имеют расстройства артикуляции или другие расстройства речи и развития.

Это нарушение существенно мешает обучению в школе, особенно в подростковом возрасте, когда появляются сложные предметы, требующие богатой речи, а также мешает нормальному общению в повседневной жизни, которая требует постоянного языкового выражения.

Из-за затруднений речевого выражения, общения и плохой успеваемости у таких детей может развиться комплекс неполноценности и депрессия. Некоторые из них стремятся избегать общения со сверстниками из опасения их насмешек.

Прогноз расстройства экспрессивной речи в целом благоприятный. Лечение обычно успешно. При своевременно начатом лечении происходит выздоровление. Легкие расстройства речевого выражения в 50% случаев проходят самостоятельно. В тяжелых или нелеченных случаях затруднения речевого выражения остаются и у взрослых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.