Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психопатии и акцентуации характера 4 страница






Во время очередной ссоры с женой, когда он утром рвался из дома, а она уже знала, что будет очередной «загул», и пыталась его удержать, он резко оттолкнул её, и она упала. Но это его не остановило, и он ушел. После этого жена забрала грудного ребенка и ушла к своим родителям. Спустя три месяца оформили развод.

Из института его отчислили. Мать устроила его к себе в редакцию, чтобы он «был на виду», но с работы часто отпрашивался под благовидными предлогами, а потом неделями мог не появляться. Некоторое время его держали на работе из уважения к его матери, но потом попросили её, чтобы сын сам уволился. Периодически устраивался на работу, когда родители особенно настаивали, но долго нигде не удерживался, так как во время «загула» подолгу на работе не появлялся.

Выпив, уже не мог остановиться, пил все подряд, и пиво, и вино, и водку. Мог сам напроситься на выпивку, если не было денег. Опохмеляется с 24-летнего возраста. Может выпить до 750, 0 крепких спиртных напитков.

Если была возможность, пил по несколько дней подряд, пока не кончались деньги, потом ехал к матери и просил у неё денег. Плакал, говорил, что ему очень плохо, и он может покончить с собой. Она его жалела и давала денег. Получив их, он быстро прощался с матерью и бегом бежал за выпивкой.

Пил с кем угодно, а если надо было похмелиться, мог выпить и один, зайдя в ближайший подъезд. Денег на выпивку не хватало, постоянно брал в долг у знакомых и даже малознакомых людей, сочинив правдоподобную историю, что они ему срочно необходимы.

Пустил в свою квартиру квартирантов, они жили в комнате, а он спал в кухне на полу. Все деньги пропивал, постоянно просил у них «квартплату» вперед.

Перестал следить за собой, неделями не мылся, не менял белье. Общался преимущественно с алкоголиками в местном пивном баре, так как институтские приятели уже стали его избегать, его анекдоты и шутки уже всем надоели, не раз ему говорили, что он повторяется, и эту историю уже не раз рассказывал.

В 27 лет, будучи пьян, пытался перелезть через перила с соседней лоджии на свою, так как потерял ключ от квартиры, сорвался с 9 этажа и погиб.

 

В этом случае изначально личность больного можно охарактеризовать как истерическую, что всегда неблагоприятно в аспекте алкоголизма. Кроме того, личностная патология сочетается с недостатками воспитания и бесконтрольностью. Из-за этого и произошло очень быстрое наступление социальной декомпенсации и деградации личности.

 

Клинический пример.

Оксана Н. 35 лет, образование незаконченное высшее, разведена, имеет дочь.

Родилась на Украине, в маленьком городе, в малообеспеченной семье, старшей из трех детей.

С детства Оксана любит быть на виду. В любом коллективе старалась быть лидером и командовать другими, но сверстники не принимали её лидерства и смеялись над её самомнением.

Оксана всегда была очень высокого мнения о своих способностях, причем, совершенно необоснованно — по всем предметам у неё были «четверки», бывали и «тройки», но она считала, что учителя к ней просто придираются, она знает предмет гораздо лучше преподавателя, так как много читает, а педагоги, по её мнению, знают предмет только в объеме школьной программы. Но читала Оксана преимущественно справочники и энциклопедии, чтобы потом «блеснуть эрудицией» среди одноклассников. На уроке Оксана могла бесцеремонно перебить учителя и сказать, что он неправильно освещает какую-либо проблему. Ее школьным прозвищем было «Мисс Всезнайка». Оксану это прозвище ничуть не смущало, она даже гордилась им, называя остальных «Незнайками».

Одноклассники не любили Оксану за её высокомерие, амбиции и бахвальство. Подруг у неё не было, но она этим не тяготилась. Она считала себя первой красавицей в школе, якобы из-за этого все девочки ей завидуют. Тем не менее, у других девочек были поклонники, а за Оксаной никто из ребят не ухаживал — она всех отпугивала своей надменной улыбкой и высокомерием. Одноклассников она презрительно называла «прыщавыми сексуально озабоченными молокососами».

Оксана таинственно намекала, что за ней ухаживают мужчины из высших социальных слоев, якобы у неё десятки поклонников, все они «умирают» от неразделенной любви, а она ещё не решила, кому из них отдать предпочтение. Любой популярный артист, приезжающий на гастроли в их город, тоже зачислялся Оксаной в число её безутешных поклонников. В 10-ом классе Оксана говорила всем, что якобы получила приглашение из ВГИКа, куда её возьмут даже без вступительных экзаменов, намекая, что протекцию ей составил известный киноактер, который летом был на гастролях в их городе.

Оксана мечтала «пробиться на самый верх», «блистать в светском обществе». Ее мать удивлялась, откуда у дочери такие амбиции — сама она работала швеей, отец Оксаны был техником на небольшом предприятии, семья имела небольшой достаток, а Оксана требовала красивых нарядов и дорогих вещей, которые родители не могли себе позволить. Но Оксана заявила родителям, что сама всего добьется в жизни благодаря своим способностям и красоте.

После окончания школы приехала в Москву. Пыталась поступить во ВГИК, но провалилась на экзаменах. Поступила в МГУ, жила в студенческом общежитии. Вела беспорядочную сексуальную жизнь, как и многие сокурсницы. Сексуальными партнерами выбирала преимущественно москвичей, надеясь выйти замуж и после окончания Вуза остаться в Москве. Всегда интересовалась, кто родители её любовника, сколько они зарабатывают, есть ли у него квартира. Но с замужеством ничего не получалось, ни одного любовника она не смогла удержать. Отношения ограничивались несколькими сексуальными контактами, а потом очередной любовник бежал от Оксаны.

На третьем курсе Оксана влюбилась в заведующего кафедрой, профессора, который был старше её на 35 лет. Пыталась обратить на себя его внимание и буквально преследовала его — писала ему записки с признанием в любви, поджидала на кафедре, узнала номер домашнего телефона и звонила ему домой и добилась того, что стала его любовницей. Но часто встречаться они не могли, так как он был очень занят, к тому же уединиться им было негде, кроме его кабинета на кафедре. Но он и не стремился видеться чаще, так как очень боялся, что об их связи узнает его жена.

Его жена тоже преподавала в университете, была доцентом на другой кафедре, он её очень уважал и любил и не собирался разводиться. У него было двое взрослых детей и двое внуков.

Оксане очень хотелось иметь свой дом, мужа-профессора, хотелось «утереть нос» удачным замужеством всем своим сокурсницам, которые её недолюбливали. И она решила добиться своего во что бы то ни стало. Ей казалось, что он не может не любить её, поскольку она красива, молода и поэтому у неё есть все преимущества перед его женой.

Когда Оксана забеременела, она решила, что это её шанс. Она сразу сказала об этом любовнику, но он был категорически против внебрачного ребенка.

Он уже тяготился связью с Оксаной. Она вела себя довольно бесцеремонно и компрометировала его, являясь на кафедру в любое время и демонстрируя всем его сотрудникам их близкие отношения. Она оставалась в его кабинете, пока все остальные не расходились, и настаивала на близости. Ему было уже 55 лет, и он был далеко не силен в сексе, к тому же бывало, что за ним заходила его жена, чтобы вместе ехать домой.

Любовник пытался порвать с Оксаной, но она пригрозила, что всем расскажет об их связи. Это могло серьезно повредить его карьере, и он уступал Оксане.

Когда у неё была пятимесячная беременность, а её любовник по-прежнему не собирался на ней жениться, Оксана явилась к нему домой, зная, что в это время он работает на кафедре, и рассказала все его жене. Та вела себя спокойно, сказав, что у каждого мужчины бывают романтические увлечения в том возрасте, в котором сейчас её муж, и она не видит в этом никакой трагедии. Она прожила с мужем 31 год и хорошо его знает. А Оксане она посоветовала оставить напрасные надежды, поскольку она уже не девочка, и знала, на что идет. Оксане пришлось уйти ни с чем, но перед уходом она наговорила много оскорбительных слов жене своего любовника. На что та спокойно отпарировала, что у Оксаны тем более нет никаких шансов завоевать её интеллигентного мужа, поскольку она даже не умеет себя прилично вести.

Она ничего не рассказала мужу о визите Оксаны, и он узнал о разговоре от самой Оксаны. Он был возмущен её бесцеремонностью и заявил, что больше не желает её видеть. Сказав, что он об этом ещё пожалеет, она ушла, но от своих намерений не отказалась и, как и грозилась, написала заявление ректору, что он её якобы соблазнил ещё на первом курсе, пообещав жениться. У него были неприятности, жена была в курсе всех этих событий. Отношения в семье разладились, любовника Оксаны упрекали даже его взрослые дети.

Он был подавлен всеми свалившимися на него неприятностями, а Оксана сменила тактику и стала его утешительницей. Она постоянно твердила, как она его любит и только она сможет сделать его счастливым, у них будет ребенок, и все будет хорошо. Оксана была уже на последнем месяце беременности, и ей удалось убедить своего любовника снять ей квартиру, так как с ребенком ей будет трудно жить в общежитии.

Когда родилась дочь, он стал часто бывать у Оксаны. Она бросила учебу, так как ей надо было ухаживать за ребенком. Содержал её любовник. Через два года ей удалось его уговорить развестись и жениться, так как дома у него обстановка накалилась до предела, и жена сама заявила, что ему лучше уйти, ей надоело быть посмешищем для всех коллег, которые знают, что у её мужа внебрачный ребенок, который младше его внуков.

Оксана прожила с мужем 5 лет, все годы не работала. Отношения с мужем не складывались. Он тяготился такой жизнью, скучал по жене и детям, а они не хотели его видеть, пока он живет с Оксаной. В Оксане его все раздражало, им не о чем было говорить. Ее муж был интеллигентным человеком, а она — малообразованной девушкой из провинции, которой три курса института не привили ни интересов, ни воспитания.

У Оксаны не было даже подруг, так как она перессорилась со всеми сокурсницами, когда те ехидничали по её адресу, что ей так не хотелось возвращаться в городок, где она родилась, что она решила стать москвичкой с помощью самого древнего способа. А она им отвечала, что они ей просто завидуют.

Муж часто задерживался на работе, а когда Оксана стала устраивать скандалы, говорил, что у него нет никакого желания приходить вовремя, поскольку квартира, которую они снимали, так и не стала его домом. Его дом тот, где он прожил большую часть своей жизни, там его кабинет, его библиотека с любимыми книгами, его жена, к которой он по-прежнему испытывает уважение и понимает, почему она его выгнала. Он чувствовал себя виноватым и сожалел о случившемся.

После очередной истерики Оксаны он ушел и вернулся к жене. Она его приняла и никогда не упрекала. Он настоял на разводе, и вскоре они с Оксаной развелись. Она осталась одна с дочерью, без квартиры, специальности и средств к существованию. Муж платил ей алименты, но этого ей было недостаточно. У неё не было даже московской прописки, но возвращаться к родителям она не хотела.

Оксана стала встречаться с мужчинами, которые чаще всего были пьющими, и пила вместе с ними. Она не работала, жила на то, что давали ей её любовники. За одного из своих сожителей она вышла замуж, но он был алкоголиком, бил её, и она вскоре с ним развелась. Ее мать приехала и забрала дочь Оксаны к себе, так как та нередко оставляла девочку одну, если у неё был очередной «загул».

К 32 годам у неё был алкоголизм 2-ой стадии, и она поступила в наркологическое отделение на лечение. После выписки снова стала пить, и в дальнейшем поступала неоднократно.

 

У некоторых больных истерической психопатией бывает расторможенность влечений. Они ведут беспорядочную половую жизнь, часто меняя партнеров, вступая в сексуальные контакты с первым встречным. Нередки случаи сексуальных извращений — гомосексуализм, эксгибиционизм, нарциссизм и другие. Клинические примеры приведены в соответствующих разделах. Могут быть различные сексуальные дисфункции и задержка психосексуального развития.

 

Клинический пример.

Аркадий 3. 20 лет. Образование среднее, лаборант. Не женат.

С детства капризный, избалованный, не привык ни с кем считаться. Со сверстниками вел себя высокомерно, считал себя гораздо умнее всех.

Детские учреждения не посещал, до 7 лет воспитывался бабушкой, которая в нем «души не чаяла», все позволяла и всю свою пенсию тратила на игрушки и сладости для любимого внука. Получив новую игрушку, уже через несколько дней терял к ней интерес, ломал её или забрасывал и требовал новых.

Родители периодически пытались вмешаться в «воспитательный» процесс, наказывали сына за шалости, но бабушка всегда защищала внука, а после бурного объяснения у бабушки обычно повышалось давление, приходилось вызывать врача, и родители перестали ей выговаривать, что она слишком балует ребенка.

В 8-летнем возрасте, возвращаясь из школы с матерью, потребовал у неё купить понравившуюся игрушку. которую увидел в витрине магазина. Когда мать отказалась, сказав, что в доме и так некуда деваться от его игрушек, а требуемая игрушка слишком дорогая, чтобы позволить ему через два дня сломать её, разрыдался, топал ногами, несколько раз пнул мать и обозвал её грубыми словами. Когда мать его сильно отшлепала, упал на землю и стал кататься и колотить по земле руками и ногами, закатываясь в пронзительном крике. Рядом останавливались прохожие, которые комментировали поведение ребенка и давали матери советы. Мать была очень смущена таким поведением сына, пыталась поднять его с земли, но он вырывался и орал ещё громче. Весь перепачкался и промок, так как намеренно закатился в лужу.

Мать выбрала самую неверную тактику — пошла и купила ему требуемую игрушку. После этого спокойно встал и пошел вместе с ней домой. Как всегда, через пару дней дорогая игрушка валялась среди кучи остальных, к которым он давно потерял интерес.

В школе учился неровно. Память у него была хорошая, бабушка рано обучила его читать, писать и считать, поэтому сразу заявил учителям, что он все знает, и ему в школе неинтересно. На уроках, когда всем давали задания, демонстративно смотрел в окно, на замечания учителей говорил, что не будет «писать закорючки».

В начальных классах значительно опережал сверстников по своему развитию и ещё больше загордился. Всех называл «балбесами» и «недоумками», себя считал очень способным.

Когда учительница после его очередного отказа выполнить её задание велела ему идти домой, раз он все уже знает, не подчинился ей, заявив, что он сам знает, когда ему приходить в школу и когда уходить. Она взяла его за руку и пыталась вывести из класса, чтобы отвести к завучу. У дверей он упал на пол и повторил ту же сцену, как и с матерью. Но учительница никак не прореагировала на такое его поведение, вернулась к своему столу, приказала всем ученикам не обращать на него внимания и продолжила урок как ни в чем не бывало. Аркадий ещё немного поколотил в пол руками и ногами, поглядывая на одноклассников и учительницу, надеясь на их ответную реакцию, но никто в его сторону даже не смотрел. Он остался лежать на полу, униженный и растерянный.

Когда прозвенел звонок, его окружили одноклассники и стали над ним смеяться, спрашивали, мягко ли ему было валяться на полу.

С тех пор за ним закрепилось прозвище «припадочный». Но больше он таких истерических припадков не практиковал.

В более старших классах, когда стали изучать новые предметы, которых он не знал, а уроков дом готовить не желал, возникла резкая диспропорция между его повышенной самооценкой и реальным объемом знаний. Появились «тройки» и «двойки», его часто ругали. В таких случаях мог уйти из класса, демонстративно хлопнув дверью.

На переменах вклинивался в группу одноклассников и тут же пытался взять на себя руководящую роль, приказывая одному делать то, другому другое, но его никто не слушался.

Чтобы привлечь к себе внимание, рассказывал о себе разные фантастические истории, например, что у него есть настоящее ружье, с которым он ходит на охоту вместе с отцом и однажды убил медведя. Одноклассники не верили и смеялись, откуда в Подмосковье взялись медведи и как он смог поднять ружье, когда на уроках физкультуры не может выполнить элементарных заданий, отличаясь хилым телосложением и абсолютной неспортивностью. Или он якобы занимался в секции парашютного спорта и не только прыгал с вышки, но даже сделал несколько прыжков с парашютом из самолета. Или он «геройски» спас из горящего дома целую семью, а также кошку и собаку. И множество других таких же вымышленных историй, которые не имели даже намека на реальность.

Одноклассники не любили его и смеялись над ним, называли «вруном» и «бароном Мюнхаузеном, говорили: «Даже соврать складно не умеешь, куда уж тебе быть героем». Никто не хотел с ним дружить. То же самое было и во дворе.

Обидевшись на кого-нибудь, мог устроить дома истерику, рыдал и грозился покончить с собой. Бабушка пугалась, успокаивала его, говорила, что все ему завидуют, он такой умный и способный, и не стоит ему обращать на них внимания и дружить с «плохими», «грубыми» и «невоспитанными» детьми, давала ему деньги, чтобы он купил себе что-нибудь и играл дома.

Однажды его сильно поколотил одноклассник, которого он назвал «дебилом». После чего одноклассник пообещал Аркадию регулярно «обламывать рога», если он ещё раз попадется на его пути. Дома Аркадий рыдал, весь трясся, дрожал, не мог сказать ни слова, вел себя нелепо, защищался руками, как будто обороняясь, хотя дома были только бабушка и родители. После этого случая в школу и из школы его стала провожать бабушка, что вызывало ещё больше насмешек ровесников.

Бабушка жаловалась классному руководителю, что одноклассники Аркадия «травят» и «преследуют». На что учительница сказала, что Аркадий сам своим поведением провоцирует такое отношение, он слишком высокомерен, считает себя лучше и умнее всех, непонятно почему, так как он плохо учится и у него нет ни способностей, ни прилежания, одни амбиции.

В 13-16 лет влюблялся в разных девочек, но все знали его слабости, смеялись над ним и отвергали его. После очередной неудачи озлоблялся, обзывал девочку, к которой был неравнодушен.

Поллюции с 12 лет, с этого же возраста регулярно мастурбировал. С 17-18 лет называл себя «Печориным», «героем нашего времени», так как якобы разочаровался в девушках. Сочинил о себе очередную историю о трагической любви, из-за чего к женщинам у него теперь нет никакого интереса.

После окончания школы в институт поступать не стал, так как в аттестате были одни «тройки», ни к чему склонности не было, учиться не хотел. Но и работать не хотел. Отец предлагал ему устроить на работу в свое учреждение, но Аркадий не хотел и около года болтался без дела. В конце концов отец настоял, и Аркадий устроился на работу лаборантом. С коллегами был высокомерен, держался загадочно, говорил, что он здесь временно, у него совсем другие планы и многозначительно замолкал, якобы предполагается какая-то особая, секретная работа. Но его и там быстро раскусили, и никто к нему не относился серьезно.

В 20-летнем возрасте Аркадий назначил свидание новенькой лаборантке, которая ему нравилась. При встрече стал рассказывать о себе невероятные истории, так что в конце концов она рассмеялась и заявила: «Ври, но знай меру, а то совсем заврался». Аркадий очень оскорбился, повернулся и ушел.

На следующий день она сама подошла к нему, сказав, что он зря обиделся, и Аркадий сразу воспрял духом.

В обеденный перерыв, когда все ушли обедать, он предложил ей остаться в комнате, и когда она согласилась, попытался опрокинуть её на стол и овладеть ею. Она боялась закричать, чтобы не привлечь внимание сотрудников из соседней комнаты и молча боролась с ним.

Раздеть её ему не удалось, но удерживая её одной рукой, Аркадий драгой расстегнул брюки и извлек половой член. Эрекции у него не было, и увидев его вялый член, девушка стала истерически хохотать и даже перестала сопротивляться. Она смеялась и, показывая на его пенис пальцем, сказала: «Это вот этим ты меня хотел изнасиловать?» Аркадий дал ей пощечину и выбежал из комнаты, даже не приведя в порядок одежду. Только на улице он спохватился и застегнул брюки.

Он вбежал в аптеку, которая была рядом и купил, не глядя, несколько упаковок разных лекарств, на которые просто показывал пальцем. Тут же в аптеке он стал демонстративно заглатывать купленные лекарства, давясь и кашляя, а потом с умирающим видом рухнул на подоконник и застыл.

Сотрудники аптеки вызвали «Скорую помощь», и Аркадия госпитализировали в городскую больницу.

Ничего опасного в его состоянии не было, ему промыли желудок, и он был в удовлетворительном состоянии. Но он заламывал руки, кричал, что напрасно его спасли, он все равно наложит на себя руки, больше он жить не может и рассказывал историю о «неразделенной любви», жаловался. что его никто не понимает и все отвергают.

Через несколько дней его выписали, так как истинных намерений покончить у него не было, а попытка были чисто демонстративно-шантажной, как и вообще при истерической психопатии.

 

Может быть сочетание истерических черт с другими, в частности, с повышенной возбудимостью (эксплозивностью), эпилептоидностью, неустойчивостью (см. дальше). Могут быть и другие смешанные типы психопатий или акцентуации характера.

 

.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.