Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глухие среди слышащих 7 страница






Украшением Амстердамского Королевского
музея изящных искусств является картина " Каток
i катающимся фламандцами" работы глухого ху-
дожника Хендрика ван Кампена или Аверкампа
(ISK5-1634). А в Гронингенском музее искусств
Имеются три картины, изображающие евангели-
1 ти Луку, Марка и Иоанна. Автором работ, дати-
рованных серединой XVII в., был глухой худож-
ник, ученик великого Рембрандта, Й.Й. Стомме.
Около 1776 г. в Гоордренте жил Элзенерус Гель-
мих. глухой пейзажист и портретист. В 1783 г.
умер в Гааге француз, родившийся глухим, - худож-
иик-самоучка Делакруа, выполнивший портреты
принца Вильяма V и его сестры Каролины.

Глухой скульптор Феликс Мартин (1844-1917)
создал в 1879 г. статую Делепе, которая до сих пор
стоит во дворе Национального института глухих в
Париже. Он же выполнил серию из 12 бронзовых
тарелок на тему " Жизнь Делепе". В Париже есть
две статуи работы Феликса Мартина, изображаю-
щие Трюдо - основателя Высшей технической шко-
лы - и Пикара, академика и драматурга, который
стал директором Национального театра на плац де
Л'Одеон. Ф. Мартин, внучатый племянник Пикара,
изваял еще две статуи: для фокс Национального те-
атра и для главного фокс Оперы. Мартин получил
второй приз на конкурсе в Риме в 1869 г. за свою ра-
боту " Александр Великий и его врач Филипп".

Внешний облик Делепе до наших времен до-
несли работы его глухих учеников. Поль Грегуар
нарисовал несколько портретов еще при жизни
Делепе. Один из этих портретов - " Учитель в про-
филь" (1776) был репродуцирован в 1898 г. Авгу-
стом Коласом, глухим гравером и учителем Па-
рижской школы. Последний имел глухого брата,
Виктора, искусного литографа. Клод-Андре Де-
сейн (1740-1823), " ле Сурд-Мует", тоже ученик
Делепе, был скульптором, автором подкрашенно-
го гипсового бюста своего учителя (1786). Десейн
известен также скульптурными портретами Мира-
бо (1791) и первой жены Дантона (1793).

Автор работы " Урок аббата Делепе" Начо Жн-
новье, глухой воспитанник школы Св. Ипполита
(Гард, Франция) посещал Школу изящных искусств
в Монпелье. В этом городе жил выдающийся глухой
живописец Фредерик Пейссон (1807-1877), глухой с
двух с половиной лет от роду. Он нарисовал шедевр

" Последние мгновенья аббата де Лепе". В Париж-
ской школе изящных искусств Пейссон получал
призы от своих учителей, в том числе и от Энгра.
Картина Пейссона " Цыганское семейство" (1843)
практически предшествовала зарождению реали-
стической школы.

Несколько улиц Парижа оформлены Никола
Хсннекуином, глухим архитектором и декорато-
ром (1834-1918), который обучался в школе для
глухих в Нанси и в Парижской школе изящных ис-
кусств. Сорбонна выходит фасадом на площадь,
где поставлен памятник ректору Греару, изваян-
ный Хеннекуином.

Поль Франсуа Шоппин (1856-1937), француз-
ский скульптор, глухой с двух лет, изваял две чудес-
ные гипсовые статуи учителя глухих Я.Р. Перейры.
Шоппин, чья жена была искусной глухой миниа-
тюристкой, изваял " Марсельзу", которая была вы-
ставлена во дворе Монумента Инвалидам; из дру-
гих его скульптур известны: " Победитель Бастилии " (1888), " Доброволец 1792 года", " Прачка", а
сю работа " Доктор Поль Брока" получила пер-
иую премию в 1887 г., когда скульптору было
2ч лет.

Фсрнан Хамар (1869-1943), оглохший в возрас-
те года от роду, посещал спецшколу, изучал деко-
ративные искусства с 1888 по 1890 гг. Известна его
' | чуя, изображающая фельдмаршала де Рошамбо
(1750-1813), героя Американской войны за неза-
Висимость: первая статуя стоит в Вандоме, на ро-
лпне скульптора, вторая - в Саду Инвалидов в Па-
риже, а третья в Ньюпорт-парке (США) и четвер-
ым во дворе Белого Дома в Вашингтоне (1902).

В настоящее время во Франции известен глу-
хой скульптор, выпускник Высшей школы изящ-
ных искусств в Париже, постоянный участник вы-
ставок Осеннего салона в Париже - Жан-Пьер
Маллаусена.

Гравированный портрет фельдмаршала Мак-
Магона, который стал Президентом Франции в
1873 г., был выставлен в 1874 г. глухим живопис-
цем Рене Принсето (1843-1914). Позже Принсето
завоевал золотую медаль в Филадельфии за свой
конный портрет Джорджа Вашингтона. Любопыт-
ный факт: Принсето учил рисованию великого
А при де I \.i> з-Ло грека (1864-1901), чей отец был
близким другом глухого художника.

Большая часть вышеприведенного материала
об итальянских и французских художниках по-
черпнута из доклада, сделанного на Международ-
ной конференции по истории глухих (1991) фран-
цузским исследователем Ивом Бернардом.

Г. Амброз (род. Вена, 1893), потерявший слух в
7-летнем возрасте после тяжелой болезни, был из-
вестен как выдающийся скульптор, художник и
интересный поэт-лирик.

Р. Шуман (род. 1899), оглохшая в шестилетнем
возрасте, стала скульптором, художником-фафи-
ком, писала стихи.

Шарль Эйк (род. Меерсен, 1894) - голланд-
ский художник, учился живописи в Роттердам-
ской академии. Его картина " Блудный сын" по-
лучила первую премию на одной из выставок в
Риме. По заказу королевского дворца он напи-
сал в честь королевы Юлианы картину " Перед
коронацией".

Также в Нидерландах творил Э.-Э. Фелкема,
родившийся в Леувардене, в семье художника. Его
учителем был выдающийся художник-пейзажист
/Керар дю Го. Фелкема уже в юности получил пер-
вую премию на выставке в Академии Гронингена.
Он получал стипендию Гийома I - голландского
короля, совершенствовал мастерство в Париже. В
наши дни многие из картин мастера хранятся в му-
зеях Амстердама и Харлема.

А. Пичини - глухой итальянский художник
XIX в., ученик Д. Морелли. Наиболее известные
работы - " Танцор", " Пещерный цирюльник", " Ма-
теринство". Выставки при жизни художника уст-
раивались в Риме, Петербурге, Мюнхене, Рио-де-
Жанейро и Лондоне. Его гравюра " Кормчий" -
один из шедевров живописи.

В Германии в 1924 г. глухой художник Бернхард
Томас (1879-1946) вместе с единомышленниками
организовал объединение глухих художников и про-
вел выставку, на которой экспонировались работы
20 глухих живописцев и скульпторов. Следующая
выставка была организована им в Нью-Йорке.

 

11.2.1.1. Deaf Art - существует ли оно?

В Америке конец 60-х и начало 70-х гг. прошло-
го века ознаменовались движением " Deaf Pride/Deaf
Power", которое привело к движению глухих худож-
ников Deaf Art Movement (DAM), а в 1989 г. послед-
нее оформилось как De'VIA (Deaf View/Image Art -
искусство визуального образа).

Профессор Дебора Сонненстрал, являвшаяся
деканом кафедры истории искусств в Галлодетском

университете, в статье " Визуальные искусства в
Deaf Studies" (1993) подняла вопрос об искусстве
глухих художников: " Мы видим работы глухих ху
дожил ков. которые отражают их опыт как глухих и
особое восприятие мира. Это направление может
быть классифицировано как De'VIA Movement".
Образование движения De'VIA ознаменовано мани-
фестом, сочиненным в 1988 г. восемью глухими ху-
дожниками, которые собрались и пожелали " клас-
сифицировать" суть искусства, демонстрирующего
их Deaf видение мира. De'VIA стиль создается, когда
художник сознательно использует визуальное ис-
кусство, чтобы выразить Deaf опыт, персональный
или общий. Пока проводились исследования, кото-
рое бы идентифицировали формальные элементы
De'VIA, но эти восемь художников отметили ряд
элементов, определяющих их искусство. De'VIA мо-
жет быть идентифицировано с помощью таких фор-
мальных элементов, как интенсивные, контрастные
цвета и контрастная текстура. И еще, в фокусе мо-
жет быть центральный образ, и часто - преувели-
ченные или " подчеркнутые" части тела, в частно-
сти, глаза, рот, уши и руки. Часто художественные
работы в стиле De'VIA отражают стороны жизни
глухих, например, изображают сцены в классах
школ для глухих или клубы глухих. Нередко встре-
чаются изображения глухого человека, общающе-
гося со слышащим, или символические изображения
слуховых аппаратов и жестов.

Д. Сонненстрал упоминает художника Морриса
Бродерсона (р. 1928), в нескольких работах которо-
го руки изображены в " дактильных положениях", и
Бетти Дж. Миллер (р. 1934), которую она называет
пионером в " утилизации" Deaf опыта в арт-работах.
Далее докладчик, обращаясь к истории, рассуждает,
кому можно давать ярлык " Deaf artist" с заглавной
буквы " D". Был в XVIII в. глухой портретист Ога-
стес Фуллер, который изобразил семейную пару
глухих, державших в руках письменные перья. Как
быть с ним? Уилльям Спаркс является автором
портретов нескольких президентов Галлодетского
колледжа, хотя он не " инкорпорировал" свой опыт
глухого в содержание художественных работ. А как
быть в случае Грэнвилла Рэдмонда, художника-пей-
1лжиста, друга Чарли Чаплина, или Дугласа Тилде-
на. выдающегося скульптора? Они не отразили свой
опыт глухих в своих работах. Но для того времени
они были своего рода Deaf героями. Так с какой бу-
квы их называть?

Энн Сильвер в статье " Reframing Deaf Art/De'VIA
lor 21s1 Century: New Directions" продолжает эту тему:
" Я никогда не забуду своего присутствия на рожде-
нии Deaf Art, когда она (Бетти Миллер) попросила
меня помочь с ее персональной выставкой в 1972 г.
Нмставка " The Silent World" была из ряда вон выхо-
дящим событием, который продемонстрировал по-
зицию Глухих людей как угнетенной группы. В те
дни выступить открыто против патернализма с ки-
стью в руках было действительно чем-то весьма
жстраординарным. Стержневая роль Бетти как ар-
хитектора Движения искусства Глухих и " конструк-
Гора" Манифеста De'VIA заслуживает почетного
места в истории американского искусства".

Докладчик критикует евроцентризм, выстро-
ивший свой канон, в котором нет места для " дру-
гих". Она, конечно же, уверена, что традиционная

перспектива должна смениться в угоду мульти-
культурному подходу, который оценивает и интер-
претирует культурный контекст и философию ис-
кусства " других". Энн Сильвер ставит вопрос: как
критики могут разработать эпистемологию Deaf
Art? Какими критериями они могут руководство-
ваться при анализе и интерпретации Deaf Art?

Мир искусства не признал Deaf Art. Deaf худож-
ники не сумели убедить других людей, что Deaf Art -
способ сообщения опыта Глухих и способ рассмот-
рения культуры глухих изнутри. Э. Сильвер считает,
что проблема заключается в том, что люди рассма-
тривают " глухоту" в медицинских терминах, относя
к норме только слышащих людей. Эти традицион-
ные предрассудки препятствуют восприятию глухих
в культурно-лингвистическом контексте. В этом, по
ее мнению, и кроется причина отказа сотрудников
Музея современного искусства в Нью-Йорке орга-
низовать выставку глухих художников. Другая при-
чина слабости движения кроется в амбивалентности
чувств глухих художников насчет их идентичности.
По мнению Э. Сильвер, глухие художники должны
добиваться признания в качестве именно Deaf (с за-
главной буквы) художников.

 

11.2.2. Изобразительное искусство глухих
в России

Многие неслышащие люди, как правило, вос-
принимают зрительно больше предметов и явле-
ний окружающего мира, нежели слышащие люди.
И не удивительно, что многие глухие проявляют
склонность к изобразительной деятельности и за-
частую добиваются больших успехов. " Говоря о
рисовании, мы вступаем в истинную стихию глухо-
немых. Глухонемые начинают рисовать окружаю-
щие предметы... когда они еще не научились раз-
говаривать. Поэтому понятно, сколь ошибочно...
подвергать глухонемого экзаменам академиче-
ским и заставлять технически копировать хоро-
шие образцы", - писал директор Санкт-Петер-
бургского училища глухонемых Виктор Флери.
Академик живописи Г. Венецианов заметил, что
" глухонемые, лишенные удовольствия вполне на-
слаждаться предметами, к умозрению относящи-
мися, не лишены возможностей чувствовать изящ-
ное и вникать в подробности зрению подлежащие.
Глухонемые могут быть этими сотрудниками,
они, лишенные возможности заниматься Истори-
ческой живописью, должны быть направляемы к
двум последним родам: Портретному и Ландшафт-
ному, как доступным их органам; не имеющие же
дара сделаться по сим двум родам самостоятель-
ными художниками, могут содействовать Литера-
торам, Зоологам, Ботаникам, Минералогам, Ну-
мизматикам и другим. Кажется, если не в год, то
верно в полтора можно приготовить несколько
глухонемых к изданию Литографией наших Рус-
ских монет, Медалей и прочего...".

В России среди глухих было немало замеча-
тельных художников.

Первым профессиональное образование полу-
чил преподававший с мая 1810 по февраль 1815 г.
" живописное искусство" в Петербургском учили-
ще глухонемых " выпущенный из Академии худо-
жеств XIV класса Павел Батенин (глухонемой)",

показавший, как говорится в его аттестате, " вс|
обучении того училища питомцев рисовальном^
искусству довольно значущий успех".

Наиболее известен Карл Карлович Гампелы
(1794-1860) - виртуозный рисовальщик и лито
граф первой половины XIX в. Хорошо извести Л
его портреты отца великого поэта СЛ. Пушкина
героя войны 1812 г. Д.В. Давыдова, М.С. Воронцо-
ва - Новороссийского генерал-губернатора и др.
В 1824-25 гг. художник выполнил огромную гра-1
вюру в технике акватинты " Екатерингофское гу-|
лянье", признанную многими специалистами под-)
.чинным шедевром русской гравюры первой поло-
вины XIX в.

11800-1880), который воспитывался в Петербург- ском училище глухонемых, а потом учился живо- писи у Г. Венецианова, в чьем доме жил одно вре- мя. В 1833 г. Беллер получил звание свободного художника по живописи перспективой. Свыше 30 лет он преподавал в Петербургском училище глухонемых. Картина А. Беллера " Вид Аполлоно-

Уроженец Москвы, глухонемой с рождения
(свои работы Карл Гампельн часто подписывал
" Le sourd-muet"), еще в малолетстве он был отпра-
влен в Вену для обучения в " превосходном заведе-
нии для глухонемых". Он брал уроки в Венской
Академии художеств. В 1817 г. Гампельн вернулся
в Россию и при участии президента Академии Ху-
дожеств А.Н. Оленина был принят в Училище глу-
хонемых, где проработал учителем рисования до
1821 г. А.Н. Оленин принял горячее участие в
судьбе художника. Карл Гампельн не только жил в
доме Оленина, но и состоял на его попечении. В
Третьяковской галерее хранится его акварель
" Автопортрет в мастерской", выполненная в При-
ютине. Сохранились портреты братьев Коновни-
цыных работы Гампельна, а также прекрасный
акварельный портрет их сестры - Е.П. Нарышки-
ной, последовавшей позже за мужем-декабристом
в Сибирь. Известен гампельновский рисунок

" А.А. Оленина с подругами". Именно в альбом
Анны Алексеевны Пушкин записал бессмертное:
" Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем...".
В 1826 г. художник переселился из Петербурга
на родину - в Москву. Москва тепло встретила ху-
дожника. Поэты-любители приветствовали Гам-
пельна стихами:

" Любезный Гампельн наш талантами богат.
С безмолвным языком, с запечатленным

слухом.

Рисует гениальным духом

И образы его все сходством - говорят".

(Глухонемому живописцу Гампельну. " Гала-
тея". 1829, ч. VIII).

" Не слышит он, не говорит:
Так суждено его звездою!
Но он волшебною рукою
Бездушное живым творит".

(К портрету глухонемого живописца Гампель-
на. " Дамский журнал". 1829, ч. XXVII).

Современником Гампельна был другой глухой
художник Александр Иванович Беллер

 

 

вого зала" ныне хранится в прославленном Эрми-
таже.

В конце XLX - начале XX вв. творил Алек-
сандр Николаевич Степанов, родившийся в 1861 г.
в Петербурге в семье художественного критика.
Одновременно с учением в Петербургском учили-
ще глухонемых он занимался живописью в Рисо-
вальной школе Общества поощрения художеств.

Позже, пройдя полный курс обучения, он
окончил Академию художеств со званием классно-
го художника первой степени. С 1892 г. его карти-
ны стали появляться на выставках. За свои худо-
жественные произведения А.Н. Степанов имел че-
тыре поощрительные медали и многие высшие на-
грады. Уже в начале 1890-х гг. художник опреде-
лился как анималист и с каждым годом все больше
совершенствовался в изображении мира живот-
ных. " Степанов знает этот мир (животных), как
никто из русских художников и немногие из ино-
странных", - писал в биографической справке сек-
ретарь Общества им. А.И. Куинджи.

К сожалению, художник скоропостижно скон-
чался в возрасте 50 лет от грудной жабы. На его
смерть появились отклики и некрологи в петер-
бургских газетах:

" Умер художник А.Н. Степанов, милейший че-
ловек и прекрасный акварелист, избравший своей
специальностью животных...

Степанов был глухонемой и может быть, отто-
го в его картинах заметна была удивительная на-
бл юдате л ьность.

Говорят, что глухонемые обладают способно-
стью подмечать то, чего не в состоянии подметить
здоровые люди. Потеря слуха и речи обостряет
зрение. Как бы то ни было, но рисуя коров или гу-
сей, Степанов ухитрялся каждое животное изобра-
жать разно, подмечая неуловимые для другого
i лаза его отличительные черты.

Талантливый был человек, покойный!

Глухонемой, он умел мимикой и жестами копи-
ровать, до полной иллюзии, своих товарищей. Го-
мерический хохот вызывали его " глухонемые"
имитации Каразина, Бергтольца, Писемского, Ку-
инджи, Соломко и т.д.".

Современник А.Н. Степанова, слабослыша-
щий художник-маринист Евгений Иванович Сто-
лица родился в 1870 г. на Украине в семье лесниче-
го. Учился в 1891-1897 гг. в Петербургской Акаде-
мии художеств у прославленного А.И. Куинджи.

Художник увлекся суровой красотой Крайнего
Севера, совершил длительную творческую коман-
дировку на Мурманское побережье и Новую Землю.
Адмирал СО. Макаров пригласил его участвовать в
путешествии по полярным морям. На борту ледоко-
ла " Ермак" Столица создал серию пейзажей Аркти-
ки. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. боль-
шим успехом пользовалась работа " Ледокол " Ер-
мак" в полярных льдах". Рядом были выставлены
другие работы: " В царстве белых медведей", " По-
лярное лето". В ходе русско-японской войны Е. Сто-
лица находился в Порт-Артуре; его высокохудоже-
ственные работы на порт-артурскую тему являются
единственными живописными документами, отра-
жающими оборону крепости.

Е.И. Столица участвовал в пяти конкурсах им.
А.И. Куинджи и завоевал пять главных премий.

В 1909 г. ему было присвоено звание академика жи-
вописи. В годы первой мировой войны две тысячи
(!) его картин, сданных на хранение в частный склад,
бесследно исчезли. Поэтому его творчество так бед-
но представлено в музеях и о нем знают немногие;
большинство работ известно лишь по фотографиям.
Умер художник в 1929 г., будучи членом Ассоциа-
ции художников революционной России.

Андрей Афанасьевич Егоров (1878-1954)
учился в Петербургском училище глухонемых. Ди-
ректор училища помог ему поступить в рисоваль-
ную школу Общества поощрения художеств. Поз-
же, будучи студентом Академии художеств в мас-
терской исторической и бытовой живописи под ру-
ководством Д. Кардовского и И. Репина, он приоб-
щился к лучшим традициям русского реалистиче-
ского искусства. Его дипломная работа " В дерев-
не" (1909) имела большой успех на выставках в
России, в 1913 г. получила положительный отзыв
на выставке живописи русских художников в Лон-
доне; картина была воспроизведена на обложке
популярного журнала " Нива". Получив звание ху-
дожника, Егоров живет в Петербурге, участвует
во многих выставках. В 1911 г. художник стал чле-
ном Общества им. Куинджи.

В 1921 г. художник поселился в Таллине, кото-
рому он посвятил множество поэтичных работ.
Многие полотна Егорова конца 1920-30-х гг. напи-
саны в радостном колорите и пронизаны светлым
настроением. Его работы находятся в музеях Эсто-
нии, в Национальной галерее в Праге...

Следует особо отметить, что именно глухие ху-
дожники (Батенин, Гампельн, Беллер) были пер-
вымн глухими учителями в России, а И.К. Ар-
нольд, получивший серебряную медаль Дрезден-
ской Академии художеств, являлся основателем
Московского Арнольдо-Третьяковского училища
глухонемых.

Г.пухие художники и художественная галерея
в Доме Московской организации глухих

Заметной вехой в жизни Всероссийского об-
щества глухих стала большая выставка изобрази-
тельного творчества глухих художников, которая
прошла в 1958 г. в столице.

В 1960-е гг. началась планомерная подготовка
неслышащих художников на художественно-офор-
мительском отделении политехникума Ленинград-
ского восстановительного центра в Павловске.
Здесь в 1967 г. прошла Всероссийская выставка
работ мастеров изобразительного искусства.

В 1982 г. при Дворце культуры глухих в Моск-
ве было образовано творческое объединение " Ко-
лорит". Художники встречались, обменивались
опытом, пытались организовать выставки, - прав-
да, с переменным успехом.

В 1991 г. была создана Ассоциация глухих ху-
дожников России. На учредительном съезде (в до-
ме отдыха " Крюково") АГХР присутствовало
64 чел. из 25 городов России. Президентом АГХР
съезд художников избрал известного художника-
монументалиста Александра Назарова (на состо-
явшейся в 1982 г. в Мадриде 6-й Всемирной вы-
ставке глухих художников " Гран При" по разделу
" живопись" был присужден Александру Назарову

за работу " Рязанка"). Но вскоре Назаров по при-
глашению Галлодетского университета отбыл в
США. Во главе АГХР встал график Николай Бан-
ников. В Галлодетском университете Назаров про-
работал восемь месяцев в качестве преподавателя
живописи, успел получить признание как " лучший
преподаватель года". В 1993 г. Назарова не стало.
Ныне АГХР возглавляет живописец Анатолий
Микляев.

В 1992 г. в ЦДХ прошла организованная АГХР
Первая московская международная выставка
творчества неслышащих, к которой был издан
красочный каталог.

В 1991 г. был образован Реабилитационный
культурный центр " Гефест", который возглавила
московская художница Наталья Софронова. В
группу вошли не только москвичи, но и талантли-
вые художники из Санкт-Петербурга, Саратова и
других городов. С тех пор " ГеаЪест" планомерно
занимается выставочной деятельностью. Верниса-
жи " гефестовцев" проходили в Бельгии, Франции,
Финляндии. А в России лучшие выставки " Гефе-
ста" проходят обычно в Доме Дружбы народов на
Воздвиженке.

К слову, аналогичные объединения глухих ху-
дожников имеются в Белоруссии, Казахстане, на
Украине. В майские дни в Киеве проводится еже-
годная Международная выставка неслышащих ху-
дожников " Киевские каштаны", в которой прини-
мают участие и россияне. При Ассоциации глухих
художников в республике Казахстан, возглавляе-
мой талантливым живописцем Алексеем Утки-
ным, существует Студия-центр обучения детей
изобразительным искусствам, занятия в которой
ведут глухие мастера. Недавно, в 2001 г., глухие ху-
дожники из Санкт-Петербурга создали свою твор-
ческую организацию " Арт-Нева".

В 1993 г. в Москве и Рочестере (США) состоя-
лись выставки молодых американских и россий-
ских глухих художников.

В 1995 г. Московской первичной организацией
глухих художников под руководством Виктора Ка-
ренина была проведена выставка " Глухой человек
и его мир". Здесь на впервые проведенной распро-
даже картин Московская организация глухих при-
обрела пять работ: " Проникновение" В. Карепова,
" Пьеро" А. Мартьянова, " Жестовый язык" 14-лет-
него М. Микляева, " Адам и Ева" А. Башкловкина,
" Автопортрет" В. Антонова.

Прелестна работа Александра Башкловкина,
исполненная в оригинальной манере, - " Адам и
Ева" (вариант названия: " Первые глухие"). Адам
жестами предлагает подруге предаться земным
утехам, в широко раскрытых глазах Евы - непри-
крытое любопытство: " Это что-то новенькое! "
Жесты просты и недвусмысленны, - никакой
змей-посредник " грешникам" не нужен.

Но не эти картины ознаменовали начало свое-
образной картинной галереи в Московской орга-
низации глухих. Первые работы глухих художни-
ков успел приобрести бывший председатель орга-
низации И.А. Абрамов. Это и большая по разме-
рам картина Геннадия Фадина " Императрица Ма-
рия Федоровна и Александр Меллер": изображена
их встреча в Павловском парке, и прекрасная гра-
фическая работа Сергея Князева " Циолковский".

Яркими красками привлекает картина Алексея
Гладкова " Композиция", за которую художник по-
лучил Гран При на выставке в Италии.

Число художественных работ в галерее
пусть медленно, но растет. Интересны три рабо-
ты прекрасного московского художника Андрея
Аверьянова, выдвигавшегося на Госпремию РФ.
Представлены и две работы талантливого жи-
вописца Юрия Чернухи. Приковывает взгляд
посетителя большое полотно " Против течения"
соратника Чернухи по " Гефесту" Михаила
Горюнова. Пользуется неизменной популярно-
стью у иностранных визитеров " Русская дак-
тильная азбука", выполненная в гипсе скульпто-
ром Юрием Левченко. Картины глухих масте-
ров - гордость Дома Московской организации
глухих.

Остается добавить, что с 1996 г. в помещении
МГО ВОГ регулярно проводятся персональные
выставки неслышащих художников.

 

11.2.3. Известные глухие художники

На одном из автопортретов виртуозный живо-
писец, президент Лондонской Академии худо-
жеств Джошуа Рейнольде (1723-1792) изобразил
себя с ладонью, приложенной к уху. Он страдал
прогрессирующей тугоухостью.

Анатолий Знак (р. 1939) закончил Ленинград-
ский художественный институт им. И.Е. Репина,
ученик Е.Е. Моисеенко. В марте 1988 г. он был из-
бран членом-корреспондентом Сибирско-Дальне-
восточного отделения Академии художеств СССР.

Имеет орден " Знак почета", звание Заслуженного
художника РСФСР.

Юрий Масютин (р. 1928) - член Союза худож-
ников РФ. Виртуозный рисовальщик, тонкий ко-
лорист.

Мир Миркасимов (р. 1924) - известный азер-
байджанский скульптор. С " Портретом девушки"
он стал лауреатом на V Всемирном фестивале мо-
лодежи и студентов в Варне. Выполненный им па-
мятник драматургу Джафар Джабарлы (1982) ус-
тановлен в центре Баку.

Во второй половине 1980-х гг. Агентство печа-
ти " Новости" издавало журнал " Совьет лайф", в
котором печатались рисунки Владимира Свиридо-
ва, неслышащего графика. Его рисунки часто
появлялись также в газете " Известия". Автор 15
плакатов, выпущенных издательством " Плакат".
Последние годы жизни он работал в Швеции, где
стал исключительно популярен (рис.45).

Алексей Светлов (р. 1964) - художник, вырос-
ший в Питере. Достиг успехов в цветной графике.
Работал в США, ФРГ, Швеции. Ныне живет в
Зальцбурге. Выполняет заказы Финской ассоциа-
ции глухих, где его чрезвычайно ценят.

В " Огоньке" время от времени появлялись пуб-
ликации о глухих художниках. В 1992 г. была опуб-
ликована статья " Отшельник среди нас" - о глу-
хом художнике Юлии Ведерникове (р. 1943), рабо-
ты которого находятся в коллекциях Западной Ев-
ропы и Америки.

Ярославский художник Сергей Корнеев на вы-
ставке-конкурсе глухих художников Европы в
Трани (Италия) весной 1996 г. был удостоен Гран






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.