Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инвалидность






Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: " Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физически­ми, умственными, сенсорными и психическими от­клонениями, вызванные существующими в обще­стве условиями, при которых люди исключаются из активной жизни". Таким образом, инвалид­ность - одна из форм социального неравенства. Она - социальное, а не медицинское понятие. А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответст­вующую терминологию.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций орга­низма, обусловленное заболеваниями, последстви­ями травм или дефектами, приводящее к ограни­чению жизнедеятельности и вызывающее необхо­димость его социальной защиты.

Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими рас­стройствами функций организма, приводящая к

ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Социальная недостаточность - социальные по­следствия нарушения здоровья, приводящие к на­рушению жизнедеятельности человека и необхо­димости его социальной защиты.

Основные категории жизнедеятельности:

• способность к самообслуживанию;

• способность к самостоятельному передвиже­нию;

• способность к обучению;

• способность к трудовой деятельности;

 

• способность к ориентации во времени и в про­странстве;

• способность к общению (установление конта­ктов между людьми, переработка и передача ин­формации);

• способность контролировать свое поведение. Признание лица инвалидом осуществляется

Государственной службой медико-социальной экс­пертизы на основании Классификаций и времен­ных критериев, установленных Министерством -руда и социального развития и Министерством здравохранения Российской Федерации.

В большинстве случаев глухим присваивается инвалидность с детства III группы. При определе­ нии инвалидности принимаются во внимание соци­альная недостаточность, требования по социаль­ной защите или помощи, степени нарушения здо­ровья и расстройства функций организма, харак­тер последствий травм или дефектов, степени ог-раничений жизнедеятельности или их сочетание. К примеру, для установления группы инвалидно-

сти (глухота, слепоглухота) обязательно учитыва­ются следующие показания:

• нарушения сенсорных функций (зрения, слуха);

• способность к общению - способности к уста­новлению контактов между людьми путем воспри­ятия, переработки и передачи информации;

• ограничение самообслуживания;

• способность к обучению в учебных заведени­ях общего типа, потребность в соблюдении специ­ального режима учебного процесса и (или) с ис­пользованием вспомогательных средств, с помо­щью других лиц (кроме обучающего персонала);

• способность к выполнению трудовой дея­тельности, уровень квалификации или объем про­изводственной деятельности, невозможность вы­полнения работы по своей профессии;

• способность к общению, скорость и объем ус­воения, получения и передачи информации.

В 1995 г. Президентом РФ был подписан Феде-) ральный Закон " О социальной защите инвалидов в | Российской Федерации". Этот закон имеет боль-' шое значение, так как ранее действовавшее зако­нодательство не имело единого правового акта об инвалидах. Инвалидность трактовалась только как частичная или полная утрата трудоспособно­сти, что означало невозможность причисления к категории инвалидов детей до 16 лет (с выходом приказа Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 г. в нашей стране официально появился тер­мин " дети-инвалиды", однако данный приказ не являлся правовым документом).

В соответствии с указанным Законом инвали­дом считается лицо, имеющее нарушение здоро-вья, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, связанное со стойким рас­стройством функций организма и ведущее к огра­ничению жизнедеятельности организма. Именно последнее вызывает необходимость особой соци­альной защиты инвалидов. Назначение инвалид­ности ребенку является юридическим актом и осу­ществляется в соответствии с приказом Министер­ства здравоохранения РФ (№ 117 от 4 июля 1991 г.) (" О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет". К этой ка­тегории относятся дети, имеющие " значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самооб­служиванию, передвижению, ориентации, контро­лю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем".

Согласно действующей нормативной класси­фикации в России, реабилитация инвалидов - это процесс и система медицинских, психологических и социально-экономических мероприятий, направ­ленных на устранение или возможно более пол­ную компенсацию ограничений жизнедеятельно­сти. Цель реабилитации определяется как восста­новление социального статуса инвалида, достиже­ние им материальной независимости и его соци­альная адаптация. Закон " О социальной защите / инвалидов в Российской Федерации" обозначил смену приоритетов социальной политики государ­ства по отношению к инвалидам: целью государст­венной политики ныне является не социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им рав-

ных с другими возможностей полноценного уча­стия в экономической и общественной жизни, т.е. их активная реабилитация и социальная инте­грация.

В соответствии с указанным Законом, образо­вательные учреждения совместно с органами со­циальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспита­ние и образование детей-инвалидов, получение детьми-инвалидами общего среднего образования, среднего и высшего профессионального образова­ния в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Государство гарантирует необходи­мые условия для реализации права инвалидов на образование. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях. Предусмотрено создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дош­кольных образовательных учреждениях общего типа.

В 1996 г. Постановлением Правительства РФ была утверждена комплексная программа " Соци­альная поддержка инвалидов", включающая 5 це­левых программ:

- " Медико-социальная экспертиза и реабили­тация инвалидов";

- " Научное обеспечение и информатизация про­блем инвалидности и инвалидов";

- " Формирование доступной для инвалидов сре­ды жизнедеятельности";

- " Разработка и производство технических средств реабилитации инвалидов";

- " Разработка и производство средств протези­рования; строительство, реконструкция и техниче­ское перевооружение протезно-ортопедических предприятий".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.