Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ж.-Ж. Руссо. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании.






Ле. Точно так же, если бы мы захотели изобразить бегущего коня или какое-нибудь другое животное, ты ведь знаешь, мы бы всем своим телом и его по­ложением постарались походить на них.

Гермоген. Безусловно, это должно быть так.

Сократ. Таким образом, подражание чего-либо с помощью тела - это подражание тому, что вы­ражает тело, которому подражаешь.

Гермоген. Да".

Один из христианских просветителей Авре­лий Августин (354-430) в 388 г. написал книгу " Об учителе", которая представляет собой диалог меж­ду Августиным и его 16-летним незаконнорожден­ным сыном Адеодатом, готовящимся принять кре­щение. В ряду очень тонких рассуждений по пово­ду понятий " знак", " слово", " имя", " смысл слова" и т.п. встречается следующее:

" Августин. Разве ты никогда не видел, как с глухими ведут особого рода разговор посредством жестов, а сами глухие при помощи жестов же ц спрашивают, и отвечают, и показывают, и учат, и высказывают все что хотят или по крайней ме­ре очень многое? Когда так делают, то без слов показывают не только видимое, но и звуки и вку­сы и прочее в том же роде. Да и комедианты час­то показывают и развертывают в театрах целые фабулы большей частью без слов, пляской.

Адеодат. Не имею ничего возразить, кроме того, что значения слова " из" не только я, но и плясун мим не сумел бы показать тебе без слов.

Августин. Пожалуй, правда твоя; но предста­вим себе, что сумел: полагаю, ты не усомнишься, что каким бы ни было движение тела, каким он постарается показать мне обозначаемую этим словом вещь, то будет не сама вещь, а знак. Так что и тут будет указывать пусть не слово сло­вом, но все же знак знаком, и односложное " из" и его телодвижение будут нечто обозначать, то самое, что я хотел бы видеть показанным мне без обозначения".

Далее собеседники называют слова знаками, относящимися к слуху, а жесты - знаками, относя­щимися к зрению.

Августин был первым, который, классифицируя знаки, встречающиеся в природе и человеческой де­ятельности, одной из их разновидностей признал не только словесную, но и жестовую речь!

В 1637 г. выдающийся французский мыслитель Рене Декарт (1596-1650) в " Рассуждениях о мето­де" писал: " Между тем, люди, рожденные глухоне­мыми, лишенные подобно животным или еще бо­лее, органов, служащих другим людям для речи, обыкновенно сами изобретают знаки, которыми они объясняются с людьми, находящимися возле них и имеющими досуг изучить их язык". Первая часть фразы просто неверна: глухие не лишены органов речи, но зато вторая - очень точна.

Перейдем к " движениям пальцев и рук" глухих.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.