Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация слуховых нарушений






В медицине нарушения слуха обозначаются
терминами " тугоухость" и " глухота". Диагноз " ту-
гоухость" подразумевает различное по тяжести
ухудшение способности слышать, а диагноз " глу-
хота" означает практически полную утрату этой
способности.

Классификация глухоты и тугоухости состав-
ляется с учетом Международной номенклатуры
нарушений, в которой глухота и тугоухость опре-
деляются как уровни слухового нарушения, и при-
водится в сопоставлении с используемой в настоя-
щее время Классификацией тугоухости, предло-
женной ВОЗ.

Слуховая чувствительность определяется сред-
ним слуховым порогом в децибелах (дБ) для чис-
тых тонов на частотах 500, 1000 и 2000 Гц и вос-
приятием разговорной речи в метрах.

Эта классификация в отоларингологической
практике применяется для оценки степени потери
слуха, при экспертизе трудоспособности, исполь-
зуется в качестве оценочного критерия эффектив-
ности реабилитации.

Асимметричное нарушение слуха оценивается
по лучше слышащему уху.

Для измерения степени тугоухости применяет-
ся аудиометрия (несколько подробнее о ней - ни-
же). При тональной аудиометрии исследуется спо-
собность слышать каждый тон на определенной
частоте. Аудиометр подает простейшие сигналы,
изменяющиеся по частоте и силе звука. Если в ходе теста испытуемый различает звуки основных
частот, подаваемые в наушники с силой до 25 дБ,
то его слух можно считать нормальным.

Если же для того, чтобы тестируемый услы-
шал тон, нужно усилить последний до 26-40 дБ
(т.е. увеличить давление по сравнению с нормой на 100 раз), то речь идет уже о легких нарушениях
слуха. Эти люди плохо понимают речь на фоне об-
щего шума. При усилении звука до 41-55 дБ речь
идет о тугоухости I степени. Как " нарушение слуха
средней тяжести" (т.е. тугоухость II степени) ква-
лифицируется потеря слуха при усилении частоты
от 56 до 70 дБ (увеличение давления в 3200 раз).
Глубокая тугоухость (IV степени) фиксируется,
когда подаваемый в наушники пациента звук уси-
ливается до уровня 90 дБ и выше. Такой человек
не слышит шума работающего пылесоса, заведен-
ного автомобильного двигателя. В случае полного
отсутствия у испытуемого реакции на подаваемый
в наушники звук, даже если сила такового превы-
шает 100 дБ, ставится диагноз " глухота" (табл. 1).

Для оценки состояния слуха в нашей стране
широко использовалась классификация Л.В. Ней-
мана (1961), в которой установлены три степени
тугоухости в зависимости от средней арифметиче-
ской потери слуха в области речевого диапазона'
частот (500, 1000, 2000, 4000 Гц):

- потеря слуха не превышает 50 дБ, - от 50 до 70 дБ, - потеря слуха превышает 70-80 дБ.

I степень

 

II степень

III степень

Диагноз «глухота»

 

 

 

 
 

Диагноз " глухота" ставится уже при потере
слуха 75-80 дБ. Тех, у кого потеря слуха не превы-
шает 75-80 дБ, обычно называют " слабослыша-
щими".

Детей с нарушениями слуха также делят на
группы по объему воспринимаемых частот: 1-я
группа - дети, воспринимающие самые низкие ча-
стоты - 128-256 Гц; далее с каждой группой диапа-
зон воспринимаемых частот растет до 2048 Гц и
выше.

Если медицинские классификации остаточной
слуховой функции у детей с нарушениями слуха дают оториноларингологам ориентиры для проведе-
ния лечения и профилактики заболеваний, веду щих к нарушениям слуха, то педагогические клас-
сификации адресованы учителю-сурдопедагогу и
направлены на обоснование различных подходов к
обучению лиц с недостатками слуха.

Имеется, например, классификация для школы
(G. Beckman, 1966) (табл. 2).

Для определения уровня восприятия разговор­ной и шепотной речи существует таблица (М. Portmann и CI. Portmann), построенная на пере­счете данных тональной аудиометрии (табл. 3).

 

Таблица 2

Школьная классификация остроты слуха

35-40 40-60 60-90 Свыше 90
Понижение слуха (ДБ)

Вид школы

 

Нормальная школа, без слуховых
аппаратов, первая парта

Нормальная школа с употреблением
слуховых аппаратов

Школа для слабослышащих

с употреблением слуховых аппаратов

Школа для глухих

 

 

Таблица 3

Восприятие речи

 

 

Расстояние, с которого воспринимается речь (м) Потеря слуха (ДБ)
разговорная шепотная
Норма Норма До 35
4-5 0, 5-0, 8  
2-4 0, 25-0, 5 35-45
1-2 0, 25-0, 5 45-50
0, 25-1 У ушной раковины 50-60
У ушной раковины Не слышит  

 

 

1.3. Виды тугоухости и причины поражения слуха

Различают типы тугоухости:

кондуктивная тугоухость, когда нарушен процесс проведения звуковых волн из внешней среды к внутреннему уху из-за повреждения, дис­функции или недоразвития ушной раковины, на­ружного слухового прохода, барабанной перепон­ки и слуховых косточек или мембран, передающих звуки во внутреннее ухо;

сенсоневральная тугоухость, когда имеют место нарушения во внутреннем ухе или головном мозге из-за повреждений, дисфункции или патоло­гических изменений в улитке, волокнах слухового нерва и центрах нервной системы, отвечающих за анализ звуковых сигналов;

смешанная тугоухость с элементами конду-ктивной и сенсоневральной тугоухости, т.е. когда страдает и проведение звука, и его восприятие.

По своей причине тугоухость и глухоту подраз­деляют на:

наследственную;

врожденную;

приобретенную.

В зависимости от времени возникновения туго­ухости и глухоты нарушения слуха классифициру­ются как:

прелингвальные (или долингвальные), возни­кающие у человека в предречевой период, т.е. в первые три года жизни. Естественно, к ним отно­сятся и врожденные нарушения слуха;

постлингвальные, возникающие после того, как человек овладел речью.

Причины развития тугоухости разнообразны. Нарушения слуха могут быть следствием инфек­ционных заболеваний, токсических поражений, со­судистых расстройств, механических, акустиче­ских или контузионных травм и т. д. Они возника­ют в результате заболеваний, поражающих на­ружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв.

Среди причин недуга значительное место зани­мают последствия острого воспаления среднего уха. Острый средний отит (13-25% всех ЛОР-забо-леваний) может возникнуть из-за инфекции от на­сморка, гриппа, скарлатины, кори или травмы ба­рабанной перепонки.

Воспалению среднего уха нередко способству­ют ринит, охлаждение тела. Осложнения (менин­гит, парез лицевого нерва и др.) и хронический ха­рактер заболевания надолго растягивают воспали­тельный процесс. От хронического отита в возрас­те 46 лет скончался английский писатель Ос­кар Уайльд. Стойкое понижение слуха часто воз­никает в результате заболеваний носа и носоглот­ки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.) и связанной с этими заболеваниями непрохо­димостью евстахиевой трубы.

Причиной прогрессирующей тугоухости мо­жет быть отосклероз, связанный с младенческим видоизменением костных структур. Явные клини­ческие признаки заболевания, начавшегося в мо­лодом возрасте, обнаруживаются в 20-26 лет. В большинстве случаев им страдают женщины, при­чем глохнут обычно после беременности, родов. Хирургическая операция позволяет восстановить слух.

Поражение звуковоспринимающего аппарата обычно заключается в разрушении сенсорных во-лосковых клеток, отвечающих за преобразование акустических раздражителей в электрические дей­ствующие потенциалы, что ведет не только к сни­жению звукового восприятия речи, но и к ее рез­кому искажению. К невриту слуховых нервов при­водят и инфекции при менингите, тифе, гриппе, свинке, скарлатине, сифилисе; воспаление во внут­реннем ухе; болезнь Меньера; травмы; нарушение кровообращения в сонной артерии; интоксикация после приема ототоксических препаратов (к ото-токсичным препаратам, т.е. таким, которые могут вызвать сенсоневральную тугоухость или глухоту, относятся гентамицин, канамицин, линкамицин, мономицин, неомицин, стрептомицин и другие препараты аминогликозидного ряда).

В нашей стране до 1990-х гг. наблюдалось не­обычайно большое число оглохших от стрептоми­цина - антибиотика, популярного в 1960-70-е гг. Врачи вводили его детям даже в случаях неопас­ных и легких заболеваний. Хотя стрептомицин в развитых странах был запрещен еще в 1979 г., у нас его продолжали вводить до 1991 г. Сенсонев-ральные нарушения слуха ведут, как правило, к еще более тяжелым нарушениям слуховой функ ции, чем заболевания среднего и наружного уха (кондуктивные нарушения слуха), и вносят опреде­ляющий вклад в инвалидизацию детского населе­ния. Значительная часть сенсоневральных нару­шений слуха проявляется уже к моменту рождения и в самом раннем детстве.

На нарушения слуха способны повлиять и по­ражения центральных отделов слухового анализа­тора, возникающие в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, череп­но-мозговая травма, кровоизлияние, опухоль); при этом наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, ко­гда утрачивается способность понимания того, что человек слышит.

Люди с возрастом, как правило, после 50 лет, перестают воспринимать звуки самых высоких ча­стот, хуже слышат женские и детские голоса (вы­сота основного тона у женщин и детей в среднем на 200 Гц выше, чем высота основного тона муж­ских голосов, который находится в пределах 150-400 Гц), пение птиц. По измерениям амери­канского специалиста по физиологии слуха Д. Бе­кеши, после 40 лет верхняя граница звуковых час­тот, воспринимаемых ухом, ежегодно снижается в среднем на 160 Гц. Между прочим, к высоким зву­кам относятся и согласные звуки, особенно важ­ные для понимания речи.

В пожилом возрасте римский император Кай Юлий Цезарь оглох на левое ухо. Возрастным снижением слуха страдали: писатель Жан деЛаб-рюйер (1645-1669), философ Жан-Жак Руссо (1712-1778), писатель Пьер Бомарше (1732-1799), создатель " Севильского цирюльника" и " Свадь­бы Фигаро", французский писатель Франсуа Ре-не Шатобриан (1768-1848), Виктор Гюго (1802-1885) (в романе " Собор Парижской богома­тери" он с симпатией изобразил фигуру полуглу­хого звонаря Квазимодо), крупнейший чешский писатель Карел Чапек (1889-1938). Микеландже-ло Буонаротти (1475-1564) в конце своей жизни имел проблемы со слухом, на что жаловался в од­ном из своих стихотворений:

В одном ухе у меня паук сидит, Во втором всю ночь сверчок поет...

Император Австро-Венгерской империи Франц Иосиф 1 плохо слышал, держал ладонь за ухом и наклонялся вперед к собеседнику. Был ту­говат на одно ухо и германский император и прусский король Вильгельм II.

Профессиональные заболевания уха под воз­действием вибраций и шума на рецепторный отдел слухового анализатора могут начаться и в доста­точно молодом возрасте. Длительное воздействие звуковых нагрузок ведет к отмиранию чувстви­тельных клеток во внутреннем ухе. Опасным для органа слуха считается шумовой уровень в 75-95 дБ.

На ткацких фабриках, в цехах многих заводов он составляет 100-105 дБ. Из-за постоянной виб­рации бормашин теряют слух многие стоматологи, страдают и телефонистки. Опасно, естественно, длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (дискотеки, аудиоплее-ры, включенные на полную мощность). В группу риска входят все музыканты. Они могут получить акустическую травму от резкой звуковой волны. Так пострадал, к примеру, знаменитый рок-музы­кант С. Стинг (рис. 2). Тугоухостью страдает и по­пулярная российская рок-певица Земфира.

Около 5, 2 млн молодых американцев в возрас­те от 6 до 19 лет в разной степени страдают от ча­стичной потери слуха, вызванной слишком гром­кой музыкой на рок-концертах, взрывами петард

Рис. 2. Стивен Стинг

 

 

во время праздничных фейерверков. На органы слуха влияет шумная работа двигателей машин, особенно сельскохозяйственной техники. По дан­ным американских исследователей, 1% молодых людей до 25 лет страдает нарушениями слуха. Эта цифра достигает 36% для лиц старше 70 лет.

Встречаются и случаи, когда человек слышит хуже или не слышит вообще звуки определенной частоты.

Состояние органов слуха людей, увлекающихся серфингом, стало предметом тщательного изуче­ния исследовательской группы Калифорнийского университета, руководимой доктором Брайа­ном Вонгом. Обследовав 307 серферов (в русско­язычном варианте - " серфингистов"), ученые об­наружили значительную распространенность из­менений наружного слухового прохода у этой кате­гории страстных " любителей волн и ветра". Цифры впечатляют: у 73, 5% серферов " со ста­жем" были диагностированы разрастания кост­ной ткани (экзостозы) слухового прохода.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.