Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дон Кихот - безумец или мудрец?






Дон Кихот - “мудрый безумец”

Это произведение было написано в Испании М. Сервантесом. Во времена, когда создавалось произведение люди зачитывались рыцарскими романами, и Сервантес решил показать нелепость этих романов. После того как издалось его произведение “Дон Кихот” рыцарские романы потеряли свою популярность.

Главный персонаж книги - Дон Кихано, Испанский идальго. На вид ему 50 лет. Автор описывает его как худощавого, сильного, крепкого человека, который в праздники одевает одежду из тонкого сукна и бархата и попроще в будни. На ужин он ел кусок коровьего мяса или баранины, чечевицу в постные дни и жареного голубя по воскресеньям. Все свободное время он проводил за чтением рыцарских романов и вскоре от своего увлечения, которое переросло в страсть он потерял рассудок. И однажды в его голову пришла самая невообразимая мысль: стать странствующим рыцарем. На мир он смотрит не глазами обычного человека, а словно это происходит во времена странствующих рыцарей. Однако простой народ не понимает его мировоззрения и только смеется и шутит над ним. Только сумасшедший может отправиться на войну с этим миром. Он верит в обещания и клятвы и судит человека по его делам. Конфликт произведения заключается в сталкивании между воображаемым миром Дон Кихота и реальным миром, без которого он не может жить.

В восьмой главе первой части, в схватке с мельницами наиболее хорошо проявляется его храбрость до безрассудства и, он не побоялся выйти на бой с группой “Великанов” - мельниц. В 17-ой главе в схватке со львами он готов пожертвовать жизнью ради своих безумств. В 19-ой главе в истории с мертвыми телами проявляется его справедливость. И хотя он окончательно потерял рассудок, во второй части в споре с духовником проявляется его большая мудрость, образованность, человечность и демократизм. Также его мудрость проявляется в сцене, где он дает советы СанчоПансе по правлению островом. Если в первом томе произведении они противопоставляются друг другу, то во втором, после скитаний по Испании и разговоров они сближаются, и между ними стирается социальная граница – они становятся единым целым.

Его друзья: Бакалавр Карраско, Цирюльник Николас и Священник смотрят на него как на сумасшедшего и соответственно так к нему и относятся, пытаются вернуть домой. Даже во время его смерти они продолжают так же к нему относиться. А СанчоПансе очень сложно было перенести его смерть. В большинстве случаев Дон Кихота окружают злобные люди или те, кто хочет посмеяться над ним.

Дон Кихот и СанчоПансо – любимые герои Сервантеса.

Сервантес был убежден в подвиге Дон Кихота во имя справедливости. Когда Дон Кихот спасает герцогиню – это его настоящий подвиг, в котором был уверен Сервантес. В конце, когда Дон Кихот умирает, автор пишет послесловие, в котором заключает большой смысл.

В некоем селе Ламанчском, название которого у меня нет охоты припоминать, не так давно жил-был один из тех идальго, чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке... Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав, любитель вставать спозаранку и заядлый охотник”.

Герой не имеет предков, но мы знаем точно его место жительства (в плутовских романах оно всегда точно указывалось). Герой предстает перед нами в возрасте около 50-ти лет. Его мечта о славе не мотивирована благородным происхождением. Дон Кихот смешон внешне: он не молод, не красив, у него смешные доспехи, смешной конь, забавная возлюбленная, смешной оруженосец. Выражается герой высокопарно, как в рыцарских романах. Внешняя забавность объясняется тем, что автор задумал пародию на рыцарские романы: Сервантес перенес героя рыцарской литературы из фантастической обстановки в повседневную действительность, во всем дон Кихот руководствуется нормами поведения рыцаря. Для того чтобы совершать подвиги и называться странствующим рыцарем, нужно пройти обряд посвящения. Этот эпизод в романе пародийный: никто, кроме самого идальго, всерьез не воспринимает происходящее, герой просто смешон, и все присутствующие это понимают. Алонсо Кихана показан как единственный человек, всерьез воспринимающий рыцарство, верящий в необходимость защиты Добра и Справедливости. Он искренен, доверчив, трогателен в своей беззащитности перед злыми шутками окружающих. Когда герой посвящен в рыцари, он по праву может совершать подвиги. Что же он предпринимает дон Кихот? Герой защищает пастушка Андреса, сражается с ветряными мельницами, готовится биться со львами, участвует в поединке с рыцарем Белой Луны. В истории с пастушком герой поступает благородно, он верит в обещание хозяина не обижать мальчика, в этом проявляется наивность Дон-Кихота, его вера в лучшие начала в человеке. Но история с юным пастухом заканчивается печально: хозяин после отъезда рыцаря жестоко наказывает мальчика. Дон-Кихот доверчив, простодушен, честен, а Хуан Альдудо нет, он даже не стыдится использовать лучшие качества рыцаря, он далеко не так порядочен, как думает Дон-Кихот.

Сервантес показывает, что подвиги его героя бессмысленны в том мире и в то время, а спасение мальчика оборачивается новыми побоями в силу того, что люди, в которых верит наш герой, слишком злы и непорядочны. Поэтому даже пастушок Андрес обвиняет своего спасителя. Практически все люди, которых встречает на своем пути герой, смеются над ним, не понимая его благородных стремлений, издеваются над Дон-Кихотом. Некоторые побаиваются его отваги (погонщик волов), практически все его обманывают, потешаются над ним, не воспринимают рыцаря серьезно.

Рыцарь должен был искать приключений — герой Сервантеса трижды отправляется в путь. Все попытки Дон Кихота совершать подвиги заканчиваются плачевно: 1) слуги купцов его избивают; 2) на Родину его привозят в клетке; 3) после сражения с рыцарем Белой Луны (бакалавром Самсоном Карраско) герой возвращается домой, вскоре умирает. Перед кончиной он вспоминает свое настоящее имя.

У Дон Кихота всегда были добрые намерения, но он заблуждается, считая рыцарей силой, способной исправить зло в любые времена, идеализирует рыцарство, стремится исправить мир старыми средствами. Его заблуждения обусловлены отсутствием правильного понимания жизни, это порождено современной автору романа действительностью, когда люди не понимали реальности, ее проблем. Дон Кихот подобен испанским королям, которые мечтали о мировом господстве. Это делает героя смешным и внутренне, но мы постоянно ощущаем мудрость героя.

Мы ощущаем его мудрость потому, что он произносит много мудрых речей (о театре, о поэзии, богословии, нравах), высказывает здравые и глубокие мысли. Часто его умные речи не соответствуют обстановке, несообразность объясняется тем, что автор делает Дон Кихота носителем гуманистических идей (идея всестороннего развития личности, свободы, новое понимание благородства, гуманистическое представление о правителе). Разносторонняя личность, по мнению героя, это странствующий рыцарь, который должен быть борцом за правду, справедливость.

Безумие Дон Кихота — в непонимании новых форм жизни, в игнорировании обстоятельств своей деятельности, в отождествлении вечного “истинного рыцарства” человеческой натуры, ее общественной активности с идеализированным и исчезнувшим средневековым институтом. Безумие героя отражает социальные брожения испанского Ренессанса: воспоминания о рыцарской вольнице слились с новыми представлениями о человеке и его месте в жизни. В основе поведения героя лежит представление о том, что человек сам создает свою судьбу, Дон Кихота не останавливает опыт поражений. В образе тощего, слабосильного, но несгибаемого духом чудака воплощен в последний раз и в наиболее резкой форме ренессансный идеал “доблести”, юмористически схваченный с субъективной стороны. Странствующий рыцарь дон Кихот воплощает в романе идеал эпохи — всесторонне развитого человека, слово у него не расходится с делом. Настоящий антипод Дон Кихота — другой страстный любитель рыцарских романов, трактирщик Паломеке.

Источник юмора писателя — объективное движение времени, но герой Сервантеса не понимает этого движения. Характер безумия как наивная идеализация человека и мира — освобождение мальчика и каторжников. Помешательство героя — прекраснодушная “рыцарская” форма его гуманизма. По мнению литературоведа Льва Пинского, “Пародия на рыцарский роман переросла в последний и самый великий рыцарский роман, а эпос вымершего рыцарства — в памятник гуманизма и первый роман нового времени”.

Через всю реалистическую литературу Возрождения проходит образ шута или безумца, устами которого говорит сама мудрость. Образ Дон Кихота трагичен, так как 1) его никто не понимает, он никому не нужен; 2) он безумен. Сервантес сделал своего героя безумным, чтобы показать: в Испании того времени только безумец мог поверить в осуществимость принципов гуманизма. В своем романе на примере судьбы Дон Кихота писатель показывает невозможность воплощения идей гуманизма в жизни — кризис гуманизма.

Дон Кихот — вечный образ, так как 1) в нем есть многие черты, ценимые всеми народами во все времена — “активное служение идее”, “верность идеалам” 2) ситуация, изображенная в романе, тоже вечная: герой сражается за добро, победить зло не может, но продолжает бороться, вопреки очевидности.

Высшей ценностью для героя является свобода и честь.

Характер главного героя не столько меняется, сколько раскрывается, оказывается более глубоким и богатым, чем мы думали. Безумие и мудрость героя уже ясны в первой части романа, но смысл его безумия, то, что это не просто результат чтения рыцарских романов, характер его мудрости выясняется во второй части.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.