Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выносливость как физическое качество






Выносливостью называется способность к длительному выполнению какой-либо деятельностью без снижения ее эффективности. Выносливость можно определить, как способность противостоять к утомлению. Само же утомление рассматривается как вызванной интенсивной или длительной работой временное снижение работоспособности. Различают фазу компенсированного утомления, когда не смотря на возрастающие трудности, человек может определенное время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших волевых усилий. Если работа продолжается, но ее интенсивность снижается, то мы наблюдаем фазу декомпенсированного утомления. У более выносливых людей и первая и вторая фазы утомления наступают позже.

Выделяют 4 основных типов утомления:

А) умственное, например, при игре шахматы, решение математических

задач.

Б) Сенсорное. Наступает в результате напряженной деятельности анализаторов, например, утомление зрительного анализатора у спортсменов-стрелков.

В) Эмоциональное, нервное напряжение перед стартом, после выступлений на ответственных соревнованиях, при движениях, связанных с риском, преодолением страха и т.п.

Г) Физическое, вызванное мышечной деятельностью.

В практике физического воспитания и спорта наиболее полно представлено утомление, вызванное мышечной деятельностью, т.е. четвертый тип утомления. Механизмы утомления, а следовательно и выносливости при мышечной деятельностью различны, т.е. видов специальной выносливости очень много. Физические утомления можно сгруппировать по двум признакам:

1. В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе.

2. В зависимости от интенсивности мышечной работы, точнее от характера нагрузки.

А. Локальное, местное утомление – участвует менее 1/3 общего объема мышц тела;

Б. Глобальное утомление – при работе более 2/3 мышечной массы;

В. Региональное утомление в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 мышечной массы.

В физическом воспитании и спорте чаще всего приходится сталкиваться с глобальным утомлением, особенно в тех видах спорта, где требуется включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и около предельной интенсивностью.

В наиболее в общем виде выносливости называют способность к продолжительной работе без снижения ее эффективности (или, тоже самое – способность противостоят к утомлению).

Принято различать 2 вида выносливости – общую и специфическую.

Общая выносливость – это способность человека к продолжительной физической работе умеренной интенсивности с функционированием большой части мышечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля).

Специфическая выносливость – это способность человека выполнять отдельные виды заданной работы вопреки нарастающему утомлению. Примерами такой выносливости могут быть: силовая выносливость, скоростная, игровая, координационная и т.п.

Общая выносливость легко переносится с одного вида физической деятельности на другой, т.к. она обеспечивается аэробной производительностью организма. Поэтому независимо от того, плывет человек, бежит или продолжительное время идет на лыжах, механизм энергообеспечения во всех этих видов физической нагрузки будет практически единым. Работа определяется согласованным. Соотношения этих структурных комплектов методики воспитания выносливости определяют не только величину нагрузки, но и ее направленность на совершенствование разных видов выносливости.

Кратко охарактеризуем эти методические компоненты на примере циклических упражнений, как наиболее типичных для целенаправленного развития выносливости.

Интенсивность упражнения (скорость передвижения). Она определяет характер обеспечения организма энергией. При умеренной интенсивности в единицу времени расходуется не значительное количество энергии работа проходит в истинном устойчивом состоянии, т.е. кислородный долг не образуется. При высокой интенсивности кислородный долг запрос превышает аэробные возможности человека, и работа происходит в условиях кислородного долга за счет анаэробных поставщиков энергии.

Продолжительность упражнений. Также теснейшим образом связано с источниками энергии. Если человек способен выполнять предельную для себя работу более 3-5 минут, то ее энергия обеспечивается в основном за счет анаэробных реакций. Продолжительность предельно возможной интенсивной работы в диапазоне от 20 секунд до 2, 5 минут требует участия гликогического механизма обеспечения энергией. Максимально мощная работа до 8-10 секунд осуществляется за счет АТФ и креатинофосфатного механизма кроме того, от продолжительности работы и ее интенсивности зависит образования или отсутствия кислородного долга.

Продолжительность интервалов отдыха обуславливает уровень восстановления работоспособности после попытки. Определяя интервалы отдыха, необходимо иметь ввиду, что скорость восстановительных процессов в период отдыха неодинаково; сначала восстановление идет быстро затем оно замедляется, при этом различные показатели восстанавливаются не одновременно.

Деля небольшие интервалы отдыха между частями нагрузки, выполненной с невысокой интенсивностью, мы способствуем главным образом восстановлению за счет активизации аэробных процессов, это в определенной мере их совершенствует. Такие же неполные интервалы отдыха, но при высокоинтенсивных нагрузках вызывают развития анаэробных воспроизводителей вследствие суммации кислородного долга.

Характер отдыха между частями отдыха нагрузки при воспитании всех физических качеств, в том числе и выносливости, имеет большое значение. В частности, активный отдых, во-первых, обеспечивает плавность перехода организма от работы к покою и обратно, во-вторых, поддерживает деятельность ЦНС, и сосудисто-сердечных дыхательных систем на необходимом уровне функционирования, и в третьих, умеренная физическая активность не удлиняет, а наоборот, ускоряет восстановление работоспособности.

Число повторений фактически определяет общий объем нагрузки на организм увеличения числа повторений в аэробных условиях служит мощным фактором совершенствования общей выносливости. Увеличение числа повторений при анаэробной работе приводит к исчерпанию без кислородных организмов энергообеспечения, что в целом после окончания занятия стимулирует их совершенствование, а следовательно, увеличивает анаэробную производительность организма. Такова роль отдельных компонентов нагрузки при воспитании выносливости в действительности ситуация выглядит не значительно сложнее, т.к. обычно в процессе занятия меняется не один, а несколько компонентов. Это обстоятельство дает возможность для самых разнообразных педагогических воздействий на организм (В.Т. Зацнарский 1970). И наконец, еще одно обстоятельство. В полном составе все эти компоненты нагрузки характерны только для повторно-интервальной методики. При непрерывной продолжительной работе, естественно, последние три компонента отсутствуют. Нагрузка в этом случае регулируется как продолжительностью, так и интенсивностью упражнения.

Выносливость по правду считается одним из наиболее важных физических качеств человека. Она в значительной мере определяет физических качеств человека. Она его общую физическую работоспособность, а так же является основной базой для эффективной воспитании всех других физических качеств. Поэтому в отечественной системе физического воспитания во всех ее звеньях совершенствованию выносливости уделяется большое внимание.

Любая деятельность человека, если ею занимаются продолжительное время, неизбежно приводит к временному снижению работоспособности, т.е. к утомлению.

Существуют 4 типа утомления:

· Умственное, проявляемое в умственной деятельности;

· Сенсорное, происходящее при напряженной работе органов чувств зрения и слуха и т.п.

· Эмоциональное, связанное с различного рода переживаниями, типа неопределенности, высокой ответственности, страха и т.д.

· Физическое, вызываемое мышечной деятельности.

В физическом воспитании в разных соотношениях встречаются все типы утомления, однако наибольшее значение вполне естественно имеет физическое утомление. Поэтому вся излагаемая ниже методика связана с воспитанием физической выносливости






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.