Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гайдн. Жизнь и творческий путь. Основные сочинения. Симфония №103.






Франц Йо́ зеф Гайдн (31 марта 1732 — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Йозеф Гайдн родился в нижнеавстрийской деревне Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье каретного мастера. Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году его заметил директор капеллы венского собора святого Стефана. Рейттер взял мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет (с 1740 по 1749 годы) пел в хоре собора святого Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах.

Капелла была для маленького Гайдна единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой и некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана. В 50-х годах XVIII века Йозеф написал целый ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес» (был поставлен в 1752 году в Вене, не сохранился), дивертисменты и серенады, струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга, около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

В период с 1754 по 1756 год Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр — для него композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена холодно относилась к его профессиональной деятельности. Брак был несчастливый, однако законы того времени не позволяли им разойтись. Оба завели себе любовников.

После расформирования музыкального проекта графа фон Морцина, Йозефу Гайдну была предложена аналогичная работа у князя Павла Антона Эстерхази — главы богатой семьи Эстерхази. Поначалу Гайдн занимал должность вице-капельмейстера, однако он сразу же был допущен к руководству большинством музыкальных учреждений Эстерхази, наравне со старым капельмейстером Грегором Вернером, сохранившим абсолютные полномочия только для церковной музыки. В 1766 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие — после смерти Грегора Вернера он возведён в капельмейстеры при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

1779 год становится переломным в карьере Йозефа Гайдна — был пересмотрен его контракт: в то время как ранее все его композиции были собственностью семьи Эстерхази, то теперь ему было разрешено писать для других и продавать свои работы издателям. Вскоре с учётом этого обстоятельства, Гайдн переносит акцент в своей композиторской деятельности: меньше пишет опер и больше создаёт квартетов и симфоний. Кроме того, он ведёт переговоры с несколькими издателями, как австрийскими так и зарубежными. О заключении Гайдном нового трудового договора Джонс пишет: «Этот документ подействовал в качестве катализатора на пути к следующему этапу карьеры Гайдна — достижение международной популярности. К 1790 году Гайдн находился в парадоксальном, если не сказать странном положении: будучи ведущим композитором Европы, но связанный действием подписанного ранее контракта, тратил своё время в качестве капельмейстера в отдалённом дворце в венгерской деревне».

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. 11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»).

Таким образом, годы службы (1761—1790) у венгерских князей Эстерхази способствовали расцвету творческой деятельности Гайдна, пик которой приходится на 80 — 90-е годы XVIII века, когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса 33), 6 Парижских (1785—86) симфоний, оратории, мессы и другие произведения. Прихоти мецената нередко заставляли Йозефа поступаться творческой свободой. Вместе с тем работа с руководимыми им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний (в том числе получившая широкую известность «Прощальная», 1772) и опер композитора.

В 1791 году, после смерти Николая Эстерхази, его сын и преемник, князь Антон Эстерхази, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Две поездки в Лондон (1791—1792 и 1794—1795), где он для концертов Заломона написал свои лучшие симфонии, расширили кругозор, ещё более упрочили славу и способствовали росту популярности Гайдна. В Лондоне Гайдн собирал огромные аудитории: на концерты Гайдна собиралось огромное количество слушателей, что повышало его известность, способствовало сбору больши́ х прибылей и, в конечном итоге, позволило стать финансово обеспеченным. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.

Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Гайдн вернулся и поселился в Вене в 1795 году. К тому времени принц Антон умер и его преемник Николай II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна, выступающим снова в роли капельмейстера. Гайдн принял предложение и занял предлагаемую вакансию, хотя и на неполный рабочий день. Он провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс. Но к этому времени Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́ льшую часть своего времени в своём собственном большом доме в Гумпендорфе, где написал несколько работ для публичного исполнения. Среди прочего, в Вене Гайдн написал две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста.

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, однако не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он справедливо считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Йозефа Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью. В последующие годы этот успешный для творчества Гайдна период сталкивается с началом старости и пошатнувшимся здоровьем — теперь композитор должен бороться, чтобы завершить свои начатые работы. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет опус 103 (1802). Примерно к 1802 году, его состояние ухудшилось до такой степени, что он стал физически не в состоянии сочинять. Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Две недели спустя состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта.

Композитор создал 24 оперы («Орфей и Эвридика», 1791), написал 104 симфонии («Прощальная симфония», «Оксфордская симфония», «Траурная симфония», 6 Парижских симфоний, 12 Лондонских симфоний, в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»), 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, 14 ораторий («Сотворение мира», «Времена года»), различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию), 14 месс и другие духовные произведения.

Симфония № 103 ми бемоль мажор — одна из «Лондонских симфоний» Гайдна. По своему строению она представляет собой сонатно-симфонический цикл в 4-х частях. Различные части симфонии объединены общим радостным, праздничным настроением музыки. Основу каждой из них составляют танцевальные мелодии народного склада.

I часть: Симфония начинается с медленного вступления в низком регистре. Начальное тремоло исполняется быстрой «дробью» двух литавр, настроенных по звукам тоники (ми бемоль). Их негромкое звучание напоминает отдаленный раскат грома. Отсюда происходит название симфонии — «С тремоло литавр». Неторопливо и сосредоточенно звучит в низком регистре мелодия в исполнении виолончелей, контрабасов и фаготов. Следующее проведение мелодии у скрипок в высоком регистре звучит нежно, светло и прозрачно. Завершается вступление печальными «секундовыми вздохами» в низком регистре, создающими настроение тревожного ожидания. Теме вступления противопоставляется музыка радостного оживленного характера, словно представляющая картину народного праздника. В 1 разделе — экспозиции — главная партия изложена в основной тональности ми бемоль мажор и имеет танцевальный характер.
Связующая партия начинается ярким звучанием всех инструментов оркестра. В ее развитии слышны начальные интонации темы главной партии. Побочная партия изложена в доминантовой тональности си бемоль мажор. Она звучит нежно, легко и грациозно. Трехдольный аккомпанемент придает ей черты австрийского и немецкого народного танца лендлера.
Тема заключительной партии — яркое заверше-ние экспозиции оркестровым (иШ в доминантовой тональности. Во 2 разделе — разработке — по-иному развиваются и изменяют свой характер темы главной партии, вступления и побочной партии. Начальный мотив главной партии звучит более тревожно и неустойчиво. Он многократно повторяется у разных инструментов, переходя в другие тональности и регистры. Тема вступления в подвижном темпе приобретает танцевальное движение. Побочная партия в разработке не изменяет свой характер, однако проведение ее мелодии у скрипок (вместо гобоя) и новая тональность ре бемоль мажор придают ей несколько иную окраску звучания.
В 3 разделе — репризе — все 4 темы следуют в том же порядке, что и в экспозиции. Здесь побочная и заключительная партии звучат в основной тональности ми бемоль мажор.
В коде вновь возвращается тема вступления в медленном темпе и первоначальном характере. Внезапно она сменяется ярким стремительным веселым танцем, завершающим I часть цикла.

II часть: Музыка второй части звучит неторопливо и спокойно. По форме она представляет собой вариации на две темы — двойные вариации. Первая тема (до минор) напоминает одну из хорватских народных песен. Она проводится в мягком звучании струнных инструментов. Размеренное движение ее мелодии чередуется с изящными украшениями мелких ритмических фигур. Вторая тема (до мажор) — в характере яркого победного героического марша. Обе темы различны по своему характеру (контрастны), однако имеют сходные черты: они одинаково начинаются с кварты, а также построены на восходящем и нисходящем движении мелодии с повышением IV ступени (фа диез). Далее следуют вариации в следующем порядке: первая вариация на первую тему; первая вариация на вторую тему; вторая вариация на первую тему; вторая вариация на вторую тему; кода. В вариациях сглаживается контраст двух тем: первая тема в них приобретает более тревожный и волевой характер, вариации на вторую тему звучат более мягко и изящно.

III часть. Менуэт - Музыка этой части яркая, жизнерадостная, с четким ритмом, широкими скачками в мелодии и синкопами. Второй раздел менуэта — трио. В более давние времена это название появилось в средних разделах некоторых оркестровых танцев и маршей, исполняемых тремя инструментами. В XVIII веке трио стали поручать более многочисленному составу инструментов, сохраняя при этом его традиционные черты — мягкость звучания и плавность движения. В симфонии Гайдна этот раздел исполняет струнная группа.

IV часть
. Финал - Заключительная часть цикла по темпу и характеру перекликается с первой частью, а также объединена с ней общей тональностью. Главная партия финала написана в характере народного танца. Она начинается кратким вступлением — «золотым ходом валторн», похожим на призывный сигнал лесных охотничьих рогов. Ее веселая, жизнерадостная мелодия также появляется и в других темах финала.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.