Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Евангелие от Марка






Марк

Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?

Евангелие от Марка — самое краткое из четырех библейских описаний жизни и служения Иисуса Христа. Предание считает автором этой книги Иоанна Марка - молодого человека, который оставил команду Павла во иремя их первого миссионерского путешествия (Деян 12: 25, 13: 5). Варнава, первый миссионерский спутник Павла (Деян 15: 36-41), дал Марку еще один шлнс, и позднее Марк снова примирился с Павлом (Кол 4: 10; 2 Тим 4: 11). МноголетспустяМаркстановитсяспутником Петра(1Пет5: 13), и вэтом I иангелии отражена жизнь Иисуса со слов живого очевидца — Петра.

Евангелие от Марка — это стремительно разворачивающееся, напущенное событиями повествование о жизни и делах Иисуса Христа. Хотя, в сравнении с другими Евангелиями, Марку недостает более полного изложения учений Иисуса. Вместо этого он сосредотачивается на Его деяниях. Христос представлен энергичным человеком, который использует Свой неоспоримый авторитет в борьбе с оппозицией, болезнями н и1ыми духами. Марк не принимает участия в богословских прениях; он раскрывает перед читателем живой образ Того, Кто называл Себя Сыном Ьожьим и Кто действовал, как Сын Божий.

Марка 1: 4

Что такое «крещение покаяния», и какое отношение оно имеет к прощению грехов?

И греческой конструкции фраза крещение покаяния стоит в родительном падеже качества. Это означает, что крещение должно указывать на то, что иокаяние уже имело место, - иначе говоря, крещение было последующим знаком индивидуального покаяния. Слово «покаяться»— metanooia — означает «переменить ум». Писание называет покаянием глубокое, радикальное и полное изменение человека. Нужно не просто сказать «Я сожалею», — а по-революционному перестроить сердце и жизш., при этом человек отворачивается от грехов и обращается к Богу. Такое покаяние, которое является действием веры, ведет к прощению грехов. Эти тоже выражено в греческом, где eis означает «конечный результат».

Марка 1: 8

Что значит быть крещенным Святым Духом?

Проблема понимания этой фразы тесно связана с тем, что в Писании от используется в одном значении, а в наших современных богословских традициях - в другом. В Библии крещение Духом означает работу Святок» Духа, посредством которой верующий соединяется со Христом и другими верующими. Это определение взято из 1 Кор 12: 13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободны«1, и все напоены одним Духом» (см. также Рим 6: 3-8). Впервые это произошло вдень Пятидесятницы, который общепризнанно назван «днем рождении церкви» (Деян 2: 1-4; см. также Деян 10: 45-47, 11: 15-17).

Тем не менее, в одной из современных богословских традиций форм крещение Духом рассматривается, как единое целое с доктриной о том, что Бог Дух Святой наполняет верующих и наделяет их определенными полномочиями. Это крещение Духом есть «второй труд благодати, Многие из сторонников этой традиции видят в говорении на иных языки в знак истинного крещения верующего Духом.

Когда кто-то произносит данную фразу, необходимо понимать, в каком значении — богословском или библейском — она используется. Кроме топ», важно не вкладывать богословский смысл в какие-то места из Нового Завета вместо библейского.

Марка 1: 23

Кто такой «нечистый дух», и откуда он приходит?

Смотри объяснение в Мф 10: 1.

Марка 1: 41

Почему Иисус, исцеляя больного проказой, прикоснулся к нему?

Большинство чудесных исцелений, совершенных Иисусом, сопровождались простым произнесением повелительного слова. Тем не менее, в этом случае Он говорит и прикасается к прокаженному. Причину такого поведения Христа нужно искать в природе этой болезни: по обряду больной проказой считался нечистым, что приводило к изоляции человека и остального общества. Прокаженному не позволялось присоединяться к общине, поклоняющейся Богу, и никто из тех, кто считался чистым но обряду, не имел права прикасаться к нему. Когда Иисус, движимый состраданием, коснулся прокаженного, Он отозвался не только на его потребность в исцелении, но и на страшное чувство изолированности от остальных людей.

Марка 2: 4

Как можно прокопать крышу (в Синодальном переводе «раскрыть» — прим. пер.)?

Плоская крыша обычного палестинского дома времен Нового Завета была сделана из жердей, покрытых слоями веток и высохшей грязи. Люди, принесшие своего друга- паралитика (синод. Расслабленный, пир. Парализованный) к Иисусу Христу, действительно в буквальном смисле прокопали эти слои, чтобы спустить его вниз через проделанное отиерстие.

Марка 2: 15

Почему Иисуса обвинили в том, что Он ел с «мытарями и грешниками»?

Религия Ветхого Завета требовала строго разграничивать «чистое» И «нечистое». Например, нельзя было есть животных, которые по обряду считались нечистыми. Женщина во время месячных также считалась временно нечистой, и ее мужу не позволялось вступать с ней в половые отношения в это время. Тела умерших тоже были нечистыми, а тем, кто прикоснулся к мертвому, нужно было выстирать свою одежду; сам же человек, который прикоснулся к мертвому, считался нечистым до вечера. Это представление о разделении на чистое и нечистое бытовало и в иудаизме І в. по Р.Х., подобным образом характеризуя и межличностные взаимоотношения. Те, кто ревностнее всего стремился соблюдать закон Ветхого Завета, смотрели свысока на своих распушенных собратьев по религии и могли легко назвать других грешников нечистыми. Религиозные люди чувствовали, что любое общение с грешниками может осквернить их так же, как оскверняет прикосновение к предмету, считавшемуся нечистым.

Поведение Иисуса вызывало у фарисеев и других религиозных вождей полное недоумение. Как мог Иисус иметь что-то общее с этим народом Он, несомненно, осквернялся от них. Они не понимали, что Иисус пришел на землю, дабы выполнить цель Бога и спасти грешников посредством Евангелия. В отличие от религиозных людей, Он любил и принимал всех, кто приходил к Нему с верой. Вместо того, чтобы отпрянуть от человека в страхе оскверниться им, Иисус протягивал руку тем, кот считали отбросами общества, чтобы спасти их и преобразовать, сделав новыми людьми.

Марка 2: 17

Что имел ввиду Иисус, когда сказал: «Я пришел призвать не права) ников, но грешников к покаянию»?

Прежде всего Иисус заявляет о Своей миссии на земле: донести до грешников благую весть о Божьей любви и прощении. Но здесь Ом делает точное психологическое наблюдение: человек, который считап себя праведным, не станет слушать призыва к покаянию и спасению такой человек полагается на добрые дела, которыми надеется заслужить, расположение Бога. Тот же, кто знает, что он — грешник, будет готои услышать Евангелие и с желанием отзовется на его приглашение.

Марка 2: 21

Что хотел сказать Иисус, сравнив Свое учение с новым вином и новой одеждой?

Смотри комментарий к Мф 9: 16-17.

Марка 2: 26

У Марка сказано, что Авиафар был первосвященником, когда люди Давида ели хлебы предложения в скинии. А в Ветхом Завете написано, что первосвященником был Ахимелех. Итак, в Библии, в действительности, имеются ошибки.

Но слова Иисуса не означают, что Авиафар уже был первосвященником. Дословно греческий текст говорит следующее: «При [ epi с родительным падежом] Аиафаре первосвященнике», т.е. при жизни Авиафар; который стал первосвященником. Если мы воспримем слова, сказанные Иисусом, так, как их должны были понять в I в., то здесь не будет никакой ошибки.

 

Марка 2: 27

Что имел ввиду Иисус, когда сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы»?

Иисус хотел сказать, что суббота была благодатным подарком, который Бог дал человечеству. Суббота не должна была стать смирительной рубашкой. Делать добро друг другу в субботу было законно, и таких ограничений на нужды человека, как у фарисеев по отношению к расслабленному, которого исцелил Иисус, не было.

Сотни страниц подробных исследований древних раввинов о том, что может, и чего не может делать в субботу добропорядочный иудей, являют гобой увлекательное чтение. Все они построены на одной простой заповеди: Помни день субботний» (Исх 20: 8), и на запрещении выполнять какую- либо работу в этот день. Это привело к тому, что раввины вывели тридцать донять видов «работы», которую нельзя было делать в субботу: даже связывать и развязывать что-либо. В более позднем формулировании»того постановления сказано: «Запрещается вырывать или сплетать нити или волосы... в узел... также запрещено вязать. Если завязанное причиняет боль, то язычник может развязать его».

Замечание Иисуса показывает субботу с совершенно иной точки зрения: суббота — это дар Божий человечеству, поэтому именно человек должен быть на первом месте. А превращать субботу в бремя, считаясь с человеческими традициями, которые ставят «работу» выше потребностей человека, шачит совершенно неверно понимать смысл и значение этого дня.

Марка 2: 27

Что имел ввиду Иисус, когда назвал Себя «господином и субботы»? См. комментарий к Мф 12: 8.

Марка 3: 6

Кто такие иродиане?

Название предполагает, что это были влиятельные иудеи, поддерживающие политику Ирода подстраиваться под Рим. Когда фарисеи стали готовить заговор против Иисуса, видя, что исцеление, совершенное Им в субботу, подвергло серьезной опасности их религиозные взгляды и популярность в народе, иродиане, по-видимому, также присоединились к ним из страха, что растущее число последователей Христа может только усугубить и без того напряженную политическую ситуацию в Палестине.

Марка 3: 29

Что такое непростительный грех?

См. комментарий к Мф 12: 31.

Марка 3: 31

Были ли у Иисуса братья и сестры?

См. комментарий кМф 12: 46.

Марка 4: 24-25

Что хотел сказать Иисус, когда заявил: «гКакою мерою мерите, такою отмерено будет вам»?

Когда покупали или продавали зерно, то его насыпали в меру — корзину или квадратную деревянную коробку. Часто нечестный человек имея у себя две меры: одну поменьше, которая была нужна ему для продажи и вторую побольше—для закупки. Слова Иисуса Христа — это про дупреждение. Если слушатель реагирует на то, что сказал Иисус, Бої отреагирует и на него. А если кто-то не хочет принять, то и Господь ни проявит ответной реакции по отношению к нему. В результате тому, кім реагирует, будет «дано», у того же, кто не принимает, «отнимется и к», что имеет».

 

Марка 4: 31

Иисус ошибся, назвав горчичное зерно наименьшим из всех зерен Следовательно, в Библии есть ошибки.

См. комментарий к Мф 13: 32.

Марка 5: 1-6

Евангелия расходятся в числе одержимых. Вот вам прекрасное доказательство того, что в Библии есть ошибки.

См. комментарий к Мф 8: 28-34.

Марка 5: 34

Не свидетельствует ли этот стих о том, что если у человеки достаточно веры, то он может всегда быть уверенным в том, что Бог исцелит его от болезни?

В Евангещлиях приведено достаточно много случаев исцелений, совершаемых Иисусом, и многие из них связаны с верой больного человека (Мф 8: 1-3, 9: 20-22; Деян 5: 16, 14: 9). В других сообщениях о чудесных исцелениях вера не упоминается вообще (Мф 9: 23-26; Мк 6: 5; Ин 3: 1-10, 8: 7, 28: 8). Конечно, именно вера приводила больных к Иисусу, амк и случае с женщиной, которая твердо верила, что как только она прикоснется к Господу, то будет исцелена.

И хотя вера приводит нас к Иисусу, и мы уверены в том, что Он может исцелить, —это еще не гарантирует нашего исцеления. Примером тому шиется апостол Павел, который три раза взывал к Господу об исцелении от, вероятно, серьезной и обезобразившей его болезни. Господь же, Им ос то того, чтобы исцелить Павла, объявил ему, что Он даст достаточно Лшодати с тем, чтобы позволить апостолу жить как победителю, даже несмотря на его проблему (2 Кор 12: 7-10). Позднее Павел, вместо того, (Мы сказать Тимофею молиться об исцелении, советует ему «употреблять Немного вина» для лечения его хронического желудочного заболевания (І Тим 5: 23; см. также Флп 2: 27). Конечно, никто не станет обвинять этих Лидеров первой церкви в том, что у них недоставало веры.

Иаков советует больным обращаться к пресвитерам, чтобы они помолились над ними. Однако мнение о том, что христиане могут претендовать ил полное физическое исцеление, как на принадлежащее им по праву, или что наличие веры гарантирует исцеление в любом случае, просто № имеет достаточного обоснования ни в ярко выраженных примерах Лицейского учения, ни среди самих свидетельств о болезнях и исцелениях.

Марка 5: 39

Во всех Евангелиях написаны слова, сказанные Иисусом Христом м дочери Иаира: «Она не умерла, но спит». Но все евангелисты им бацают также и о том, что люди в толпе засмеялись: они знали, что она умерла.

Ми не знаем точно, что имел ввиду Иисус. Возможно, девушка впала и кому, и Иисус воскресил ее. Возможно также, что Иисус использовал И» выражение, имея ввиду то, что вскоре Он собирался «пробудить» и Заметьте, Иисус употребляет похожее выражение, когда говорит о Лазаре, который вот уже несколько дней, как был мертв (Ин 11). В библии слово сон часто употребляется, как эвфемизм слова смерть. Эта сцена прекрасно свидетельствует о том, что существование человека оканчивается с его биологической смертью.

Марка 7: 3

В чем заключались «предания старцев»?

Вавилонский плен дал толчок возникновению сильного движения, ми правленного на изучение Писаний Ветхого Завета (Езд 7: 10). Иудеи, будучи убеждены в том, что это несчастье обрушилось на народ из-за того, что их предки игнорировали Слово Божие, начали усердно исследоомм Писания, чтобы научиться, как жить богоугодной жизнью и избежим подобных катастроф в будущем.

В течение нескольких веков это движение накопило огромное количество материала. Это были толкования, написанные несколькими поколениями людей, посвятившими свои жизни изучению и объяснению закона Ветхого Завета. Ко времени Иисуса всякий, кто считался экспертом закона должен был не только знать текст Ветхого Завета, но и толковать счи в свете экспозиции мудрецов, живших до него. По существу, Ветхий Завет объясняли через призму традиционных толкований, поэтому традиции в некотором смысле имела больший вес, чем Писание.

Иисус безжалостно критиковал тех, чье восприятие Ветхого Завета было искажено традиционными человеческими представлениями. В этом отрывке Иисус нападает на фарисеев и законников, которые обвинили Его в том, что Он не соблюдал традиций. Слишком часто их релшим оказывалась ничем иным, как соблюдением «заповедей человеческим (Мк 7: 8).

Эти слова Христа предупреждают и нас, современных христиан. Мы ценим и изучаем труды великихучеников Слова Божия, но мы не должим никогда забывать о том, что Писание, а не толкования человека, - наш авторитетный источник.

Марка 7: 11

Что называлось «Корваном», и каким образом он мог освободит» человека от ответственности перед своими престарелыми родителями?

См. комментарий кМф 15: 3-8.

Марка 7: 24-30

Как мог Иисус отказать в мольбе женщине-сирофиникиянке, и даже дать понять, что Он считает таких псами?

См. комментарий к Мф 15: 21-28.

 

Марка 7: 36

Почему Иисус сказал наблюдавшим, чтобы они никому не говорили о том, что Он исцелил глухонемого, если, как написано в Мк 5: 18-20, ()н повелевает человеку, исцеленному от одержимости, рассказать об этом другим?

Здесь уместно привести известную пословицу: «Обстоятельства меняют дело». У этих двух случаев есть одно очевидное отличие: чудо в Мк 5: 18 было совершено в языческой стране, а чудо в Мк 7: 36-на территории иудеев. Конечно, есть и другие отличия. Например, одержимый хотел последовать за Иисусом Христом, толпа иудеев была возбуждена и любопытна, но у нее не было преданности Иисусу. Кроме того, одержимый должен был лично засвидетельствовать о том, что Господь сделал пли него, а толпа могла только говорить о том, что Иисус делал для мругих. Комментаторы, исследуя эти два примера, приходят к разным выводам. Иисус призывает людей молчать (как и в Мк 1: 44) с тем, чтобы сделать акцент на Своем учении и потому, что возбуждение, вызванное Его чудесами, могло легко спровоцировать мессианский бунт, в основу которого было бы положено неверное представление о Его истинных нолях.

Марка 8: 11

Почему фарисеи потребовали «знамения с неба»? Иисус уже совершил немало значительных чудес, которые подтверждали Его заявление о том, что Он — посланник Бога.

В тексте сказано, что фарисеи намеревались испытать Иисуса (то же самое греческое слово еще переводится, как «искушать»). Они не желали принимать чудес, которые совершил Иисус, и хотели получить какое-то более значительное знамение с неба, в котором можно было безошибочно у шать знамение Божье. Реакция фарисеев на чудеса Иисуса, особенно, мнда они обесценили их, назвав демоническими, напоминает нам об одной илжной истине. Не хватит никаких доказательств, чтобы создать веру у человека, который твердо решил не верить. Чудо воскрешения Лазаря, совершенное Им впоследствии, и даже Его собственное воскресение ие убедили религиозных зилотов. Мы никогда не сможем предоставить человеку достаточно доказательств, чтобы привести его к Богу. Вера - это выбор. Когда мы выбираем веру, мы неожиданно осознаем, как много у нее доказательств, и тогда вера оказывается более здравым выбором, чем неверие.

Марка 8: 15

Как понимать «закваску фарисейскую и закваску Иродову»?

Как сказано в Мф 16: 12: «...Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского», Иисус имел ввиду учении фарисеев и саддукеев. Многие иродиане были саддукеями.

Марка 8: 34-37

Какой смысл заключен в следующих словах Иисуса: «Отвергнись себн, и возьми крест свой и следуй за Мною... Ибо какая польза человека если он приобретет весь мир, а душе своей повредит»?

См. комментарий к Мф 16: 24.

Марка 9: 1

Как могли те, кто жил во времена Иисуса, увидеть Его Царство «пришедшее в силе»? Прошло уже две тысячи лет, а Христос все ещч не пришел в силе.

См. комментарий к Мф 16: 28.

Марка 9: 11

Как может Иисус говорить, что Илия пришел первым, когда Мши фей, цитируя Его, говорит, что Иоанн мог исполнить пророчеспши Ветхого Завета обИлие, если бы иудеи приняли Иисуса своим Meccией (Мф 17: 12-13)?

Ученики подняли этот вопрос в связи с заявлением Иисуса о том, что Ему суждено пострадать и умереть (Мк 9: 9-10). Иисус сказал, что Илим должен будетявиться и «устроить все» (Мф 17: 11).

Но если Иоанн исполняет пророчество об Илие, то где здесь место дли смерти Христа? Оба Евангелия единодушно соглашаются, что служеии«Иоанна отвечает требованиям пророчества об Илие. Просто Марк боли» эмфатичен, если смотреть с точки зрения того вопроса, который задали ученики. Илия пришел, но Иисусу, Мессии, еще предстоит умереть.

Марка 9: 25

Почему Матфей называет недуг мальчика бесноватостью, a Maрк сообщает, что Иисус диагностировал эту проблему, как «дух немт) и глухой»?

Матфей описывает симптомы, проявившиеся у мальчика: не только мухота и приступы, напоминающие эпилепсию. Описание Марка самое полное среди всех Евангелий, и в нем названа настоящая причина этих эпилептических симптомов: демоническая одержимость.

Марка 9: 40

Последователен ли Иисус, если здесь Он говорит, что всякий, «кто не против вас, тот за вас», а в другой ситуации заявляет совершенно противоположное?

см. комментарий к Мф 12: 30.

Марка 9: 42-49

Что имел ввиду Иисус, когда сказал о том, что нужно отсечь руку и/ш вырвать глаз, если они могут ввести человека в грех?

см. комментарий кМф 18: 8-9.

Марка 9: 50

Как может соль потерять свою соленость?

см. комментарий к Мф 5: 13.

Марка 10: 9

Что говорил Иисус о разводе?

см. комментарий кМф 19: 6-9.

Марка 10: 17-21

Но подразумевает ли ответ Иисуса богатому юноше, что человек может спастись добрыми делами?

см. комментарий кМф 19: 16-22.

Марка 10: 25

Почему ученики так удивились, когда Иисус заметил, что богатому трудно войти в Царство Божье?

В иудаизме I в. по Р.Х. бытовало мнение, что богатство является доказательством благосклонности Бога. Более того, богатство позволяло человеку совершать великодушные добрые дела, которые, как полагали, и завоевывали эту благосклонность Бога.

Богословское доказательство этого взгляда основано на Второзаконии, где Израилю обещается процветание, если он будет любить Бога и гш виноваться Ему (Вт 30: 1-10). ВI в. это обетование было неверно применит по отношению к отдельным лицам. Поэтому Иисус увидил учеников, когда отверг это мнение, и показал, что богатство усложняло человеку вход в царство Божье. Иисус хотел сказать, что человек, имеющий значительное богатство, врядли поставит духовные интересы на первое место.

Это учение о материальном богатстве имеет свое начало в Ветхом Завете. В Пс 72 Асаф с пониманием говорит, что богатства нечестивые не благословенны Богом, но, на самом деле, они стоят «на скользких путях» (Пс 72: 18). Богатство может разрушить мировоззрение человека и лишить его какой-либо потребности в Боге.

Марка 10: 38

Что символизируют чаша и крещение, которые Иисус призвал Иашш и Иоанна разделить с Ним?

Иаков и Иоанн просили Иисуса дать им высокие посты в царстве, которпг, как они думали, Он собирался установить на земле. Иисус спросил их, под силу ли им разделить с Ним Его чашу и Его крещение, которые выступили здесь, как образы Его страданий (Пс 74: 9; Ис 51: 17) и горя (Пс 17: 11», 68: 2-3; Мф 3: 10). Иисус хотел сказать, что Ему предстояло пройти черо» страшные страдания, воскреснуть из мертвых и стать прославленным Господом, поэтому Его последователи достигнут будущей славы своими страданиями и служением другим.

Марка 10: 46-52

Марк упоминает только об одном слепце, а Матфей и Лука — о двух. Разве это не пример ошибок и несоответствий в Евангелиях?

См. комментарий к Мф 20: 29-34.

 

Марка 11: 12-14

Почему Иисус проклял смоковницу? И почему этот случай о смоковнице описан по-разному?

Эта история считается одной из самых сложных в Писании. Она помопнч нам вспомнить, что в Ветхом Завете Израиль нередко показан в образе виноградника или дерева, которому Бог предназначил приносить плод (Ис 5: 1-5; Ос 9: 10; Наум 3: 12).

Листья и плод смоковницы появляются одновременно. И хотя сезон спелых смокв еще не наступил, покрытое листвой дерево, которое увидели Иисус и ученики, должно было иметь плоды. Большинство комментаторов соглашаются, что проклятие Иисусом смоковницы было символическим и связано с Его гневным очищением храма. Дерево олицетворяло собой народ Божий, несомненно, очень религиозный (дерево, полностью покрытое лиг той), но не имеющий набожности (без плода). Поэтому проклятие смковницы было притчей в действии, символизирующей суд Божий над лицемерным и вероломным поколением.

И хотя у Матфея несколько иное описание, чем у Марка, каждый из них называет проклятие смоковницы с очищением храма, благодаря чему эта история раскрывает свое истинное значение. У Матфея в Мф 21: 19 отмечено: «И смоковница тотчас засохла», а Марк в Мк 11: 20 говорит: «Поутру... увидели, что смоковница засохла до корня». Здесь нет противоречия, если мы понимаем, что сразу же опали листья, как только дерево начало умирать, а к следующему дню этот процесс окончился, и дерево «засохло до корня». Конечно, это было удивительное событие, и поэтому Циники комментировали его и в тот день, и в последующий.

Марка 11: 23-24

Цриется ли в словах Иисуса правда о том, что Его ученики способны щрцдвигать горы своей молитвой? А что вы скажете всем тем людям, вторые молились и верили, что они получат то, о чем молятся, но так н получили этого?

Именно этих слов Христа нет в ранних и наилучших греческих манускриптах, и многие полагают, что в оригинале Марка их также не было. Тем не менее, это подлинное высказывание: в Мф 17: 10 мы читаем те же слова.

Первая часть этого высказывания станет нам более понятной, если мы обратим наше внимание на то, что в Ветхом Завете горы служили символом больших трудностей (Зах 4: 7). Поэтому слова Иисуса можно считать метафорой. Он хочет сказать, что верующий может просить Бога и молитве о том, что по человеческим понятиям кажется невозможным.

К сожалению, некоторые рассматривают это обещание Иисуса о вере вне контекста всего учения Писания о молитве. Ответ на молитву не зщависит от того, как сильно мы верим или как горячо мы молимся. Ответ Мннсит от Бога, Который милостиво отвечает на нужды Своего народа и действует на их стороне. Иисус не говорит, что вера — это условие, кототорое мы должны исполнять, если желаем, чтобы на наши молитвы был отич скорее, Он говорит описательно. Когда мы молимся, и Дух Божий говори нашим сердцам, что наши молитвы услышаны, давая нам внутренним»» уверенность, тогда мы знаем, что Бог ответит на наши молитвы. Ггдм мы верим - это внутренний знак того, что Бог собирается ответить, но это не предварительное условие, которому мы должны отвечать преже чем Бог станет слушать нас.

Марка 11: 27-28

Что это за вопрос о власти, который был так важен для перм священников и книжников?

В иудаизме I в. по Р.Х. окончательное суждение о значении текстов Писшни» и об их применении принимал Синедрион — орган высшей религио тин и светской власти. И если кто-то в иудаизме и был наделен властью, то исходила она из этого источника. Эти религиозные вожди так ником» и не дали своей печати одобрения Иисусу, но, тем не менее, Он не только учил и совершал чудеса, но и взял на Себя ответственность изгнан, и храма всех торговцев, допущенных туда первосвященниками.

Иисус показал пустоту их притязаний на власть, когда призвал их вынести официальный вердикт служению Иоанна Крестителя. Когда сии отказались, зная, что какой бы ответ они не дали, он будет использоним против них, они, по существу, отреклись от власти, на которую ошиСшши претендовали, и отказались от права подвергать сомнению авторпим Иисуса Христа.

Марка 12: 13-17

Почему в Палестине I в. по Р.Х. вопрос о налогах вызывал таким реакцию? И в чем состояла ловушка фарисеев, когда они зади ш Христу этот вопрос?

Бремя налогов было невероятно тяжелым. Иудеи должны были давать десятину со своих доходов в храм. Ироды, будучи второстепенными монархами при римлянах, также взымали налоги. Фактически Ирой Архелай, правивший Иудеей, ввел такие тяжкие налоги, что римлим» были вынуждены снять его, чтобы не было бунта. Кроме того, само римское правительство изымало жестокие налоги. Эти налоги не толыко подорвали экономику, но и стали причиной религиозной оппозиции. Не прекращались богословские дебаты о том, нужно ли считать уплату

 

налогов иностранным правителям предательством. Ведь только Один Бог был Царем Израиля. Чем тяжелее становились налоги, тем большую популярность приобретало это учение среди простого люда. Поэтому когда фарисеи задали Христу свой вопрос, они ожидали, что Он скажет, что налоги Риму нужно платить, заняв, таким образом, самую непопулярную позицию, которую они могли затем использовать против Него; или Он ответит, что им не нужно платить налоги Риму. Если бы Иисус ответил I пк, то римский губернатор мог выступить против Него, чтобы подавить оунт из-за налогов. Аналогичный бунт, основанный на таком учении, действительно имел место в Палестине приблизительно в 6 г. по Р.Х. Иисус просто ошеломил их, когда попросил дать Ему монету и, показав нм изображение кесаря на ней, сказал отдавать кесарево кесарю, а Божие Боогу.

Марка 12: 26

Каким образом Иисус, процитировав слова Бога «Я Бог Авраама», вступил в противоречие с саддукеями?

(1м. комментарий к Мф 22: 32.

Марка 13: 14

Чем была «мерзость запустения»?

('м. комментарий к Мф 24: 15.

Марка 13: 22

Но Вт 18 сказано, что чудеса свидетельствуют о том, что данная личность является Божьим глашатаем. Тогда каким образом сатана сможет наделить антихриста способностью совершать чудеса?

Действительно, способность совершать чудеса, как правило, считалась знаком того, что пророк был «человеком Божьим» (4 Ц 1: 10). Тем не менее, этого было недостаточно, чтобы доказать, что Бог послал этого человека в качестве Своего глашатая. Во Вт 13: 1-4 говорится, что даже если человек «представит тебе знамение или чудо», и оно сбудется, этого пророка не нужно слушать, если он станет призывать Израиль: «Пойдем вслед богов иных». Вт 18: 17-23 добавляет, что истинный пророк «из среды братьев их» будет говорить во имя Бога и продемонстрирует свое призвание тем, что станет предрекать будущие события во имя Господа, которые непременно сбудутся.

 

Поэтому одних только чудес недостаточно для того, чтобы показать, что данную личность Сам Бог наделил этими полномочиями. Библия говорит, что сатана — реальное существо, падший ангел, обладающий огромной силой. Модернисты могут назвать сатану мифом, а чудеса — объяснением, которое примитивные люди давали явлениям природы. Однако Библия серьезно относится и к сатане, и к чудесам, и говорит, что между силами зла и силами Бога идет духовная битва.

Марка 13: 30

Иисус Христос ошибся, потому что поколение, которое жило при Нем, ушло в вечность прежде, чем случилось все то, что описывал здесь Иисус.

См. комментарий к Мф 24: 34.

Марка 14: 22-24

Не означает ли утверждение Иисуса «Сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя», что элементы причастия действительно превращаются в кровь и тело Христа?

Римско-католическая церковь воспринимает эти слова буквально. Их теория утверждает, что хлеб и вино, к которым мы причащаемся, освященные священником и принятые внутрь, в буквальном смысле становятся кровью и телом Христа. Лютеране придерживаются доктрины присутствия. Это означает, что тело и кровь Христа присутствуют с хлебом и вином и при хлебе, и при вине, которые верующий принимает во время причастия. Большинство остальных протестантов считают, что Христос говорил метафорически, и что хлеб и вино являются символами тела Иисуса, ломимого на Голгофе, и Его крови, пролитой там же.

Интересно, что в первые годы Реформации протестанты (Лютер — в Германии, а Цвингли — в Швейцарии) предприняли попытку объединить свои движения. Но попытка оказалась неудачной из-за гневного и настойчивого требования Лютера признать, что когда Иисус сказал: «Сие есть [по-гречески estin ] Тело Мое», то Он имел ввиду, что хлеб действительно становится Его телом. Цвинги в свою очередь также яростно утверждал, что слова Христа нужно толковать символически. Он напомнил, что Христос однажды сказал и такие слова: «Я дверь овцам» (Ин 10: 7). В этом стихе греческое слово «есть» имеет такое же эмфатическое значение. Ведь Лютер не верит в то, что Иисус действительно присутствует в досках двери. И хотя богословские разногласия будут продолжаться, нет никаких причин, почему мы не можем понимать слова «сие есть Тело Мое» метафорически. А для этого нам не нужно верить в то, что хлеб и вино на самом деле становятся телом и кровью Христа, когда мы принимаем их во время совершения Вечери Господней.

Марка 14: 36

Почему Иисус просил Отца пронести мимо Него чашу? Был ли ответет ту молитву?

«м. комментарий к Мф 26: 39.

Марка 14: 61-65

Цсйствительно ли Иисус утверждал, что Он — Бог? Многие говорят, что Он не претендовал на это, и что вера в это родилась позднее среди учеников, и, в частности, благодаря апостолу Павлу.

Что бы ни предполагали отдельные люди тысячи лет спустя, преследуя какие-то свои цели, ясно одно: враги Христа восприняли Его слова, как слова о Его Божественности: «Сын Благословенного» (ст. 61). То же мивление Он делал неоднократно и в других обстоятельствах (Ин 6: 31-38, 8: 52-59, 14: 8-12).

Всякий, кто примет евангельские рассказы о жизни Христа такими, какие они есть в действительности, не отвергая тех отрывков, которые ему могут не понравиться, будет вынужден сделать вывод, что Иисус твердо мерил в то, что Он есть Сын Божий и что Он представлял Себя людям именно так—Сыном Божьим, равным Отцу (см. также комментарий к Флп 2).

Марка 15: 25

И каком часу Иисус был прибит ко кресту? В этом стихе сказано: «Был час третий», а у Иоанна 19: 14 написано, что суд продолжался, и был «час игестый». Как вы можете объяснить эти расхождения?

Матфей и Лука согласны с Марком, что Иисус уже висел на кресте, когда сильная тьма, продолжавшаяся до Его смерти в девятом часу, покрыла место действия. Так как эти три евангелиста считали часы от восхода солнца, распятие должно было произойти около девяти утра, а тьма наступила в полдень и продлилась до трех часов пополудни.

Иоанн, по всей вероятности, использовал официальную систему исчисления времени, основанную на римском гражданском дне, а не на иудейской традиции. В римской системе отсчет времени начинался не на рассвете, а в полночь. Поэтому римский шестой час был первым часом по-еврейски, — и конфликт решается.

Но тогда почему Иоанн воспользовался римской системой? Все согласны с тем, что Евангелие от Иоанна было написано последним, а Иоанн, вполне возможно, жил в Эфесе - столице римской провинции. Кроме того, Иоанн писал церкви, где большую часть составляли язычники, которые привыкли к римскому исчислению времени. Получается, что читатели этого описания у Иоанна поняли бы, что Христос был распят около девяти утра, а умер около трех часов того же дня. То же время указано и в Евангелиях, которые воспользовались палестинской традицией отсчета времени.

Марка 15: 26

Во всех Евангелиях табличка с надписью вины Иисуса, прибитая кн кресту, имеет разное содержание. Не является ли это примерам ошибки в Библии?

Римский обычай требовал, чтобы человек, идущий к месту казни, нес на себе или перед собой забеленную деревянную досточку, на которой были написаны чернилами (или выжжены) обвинения, выдвинутые протни него. На месте казни этот список с обвинениями прибивали ко кресту над головой жертвы. Ни в одном из Евангелий не записан весь список целиком. Вместо того, чтобы считать это ошибкой, можно просто взять все стихи, и восстановить все обвинение в целом: «Сей есть Иисус из Назарета, царь Иудейский».

Марка 15: 44

Почему Пилат удивился тому, что Иисус уже умер?

Распятие было невыносимо мучительной и, как правило, затяжном формой экзекуции. Человека прикрепляли ко кресту таким образом, чтобы для каждого вдоха ему нужно было подтягивать свое тело вверх, снизу упираясь пригвожденными ногами, а сверху помогая себе руками, тоже прибитыми гвоздями ко кресту. Нередко человек продолжал так дышать, испытывая страшную боль в течение нескольких дней, — до тех пор, пока жертва уже больше не могла поднять своего тела.

Пилат удивился, потому что Иисус умер приблизительно через шесть часов-очень быстрая смерть для распятого. Вспомните, что солдаты сломали ноги двоим разбойникам, распятым вместе с Иисусом, чтобы они больше не могли поднимать себя идышать, иумерлидо наступления мочи и начала великих святых дней у иудеев (Ин 19: 32).

Марка 16: 1

Сообщения Евангелий о тех, кто пришел к гробнице и увидел Иисуса в то воскресное утро, не одинаковы. Не означает ли это, что в Библии допущена ошибка?

Нет. Ни один из авторов Евангелий не претендует на то, что события того воскресного утра изложены им в строгой последовательности. Исследователи Библии сопоставили все евангельские повествования, и определили, что, вероятнее всего, события развивались в такой последовательности:

Три женщины направляются к гробнице Лк 23: 55-24: 1

Они обнаруживают, что камень отвален Лк 24: 2-9

Мария Магдалина оставляет их,

чтобы рассказать об этом ученикам Ин 20: 1-2

Мария, мать Иакова, видит ангелов Мф 28: 1-2

Прибегают Петр и Иоанн

и заглядывают в гробницу Ин 20: 3-10

Мария Магдалина возвращается,

видит ангелов, а затем — Иисуса Ин 20: 11-18

Мария, мать Иакова, возвращается

с другими женщинами Лк 24: 1-4

»ти женщины также видят ангелов Л к 24: 5; Мк 16: 5

Ангелы говорят им, что Иисус воскрес Мф 28: 6-8

Иисус встречает их, когда

они возвращаются Мф 28: 9-10

Марка 16: 9-20

Принадлежат ли эти слова Библии? Если нет, то как они туда попали?

Ранние греческие манускрипты предполагают, что Евангелие от Марка оканчивается на стихе 16: 8. Евсевий, церковный историк писал и III в. по Р.Х., что «правильные» копии Марка оканчиваются на стихе 8. Ьольшинство христиан раннего периода придерживалось того же мнения. Кроме того, современные ученые доказали, что эти дополнительные строки не могли быть написаны Марком, так как по языку они очень отличаются от остальной части книги.

И хотя не все ученые считают этот аргумент достаточно веским, чтоПм отказаться от этих стихов, большинство согласны с тем, что в оригишин не было отрывка 9-20, и что эти стихи был и добавлены позднее в попы I к» сгладить несколько резкое окончание Евангелия от Марка на стихе 8

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.