Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология экспериментальных исследований личности.Способы сбора экспериментальной информации о личности.






Основные способы сбора информации о личности:

1. L - данные (life record data) - данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Данный способ сбора информации строится на внешнем наблюдении и регистрации конкретных поступков или достижений личности. L-данные используются в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов другого метода. Данный метод имеет ряд недостатков: чрезмерная субъективность.

2. Q - данные (questionnaire data) - это метод использования опросников и других методик, построенных на основе самоотчетов. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации этот метод занимает центральное место в исследованиях личности. Этот метод имеет ряд недостатков. Поскольку он построен на основе самоотчетов, то результаты обследования могут быть искажены. Эти искажения могут быть вызваны: низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых; характером мотивации испытуемых, из-за которой результаты могут быть смещены в сторону социальной желательности или подчеркивания своих дефектов; использованием неверных эталонов; искажения могут быть обусловлены ошибочной теоретической точкой зрения, заложенной в основу конструкции теста.

3. T - данные (objective data) - метод, который основывается на регистрации объективных данных. Этот метод имеет ряд недостатков: высокая трудоемкость, сложность формализации результатов и другие.

Основные направления исследований личности с помощью опросников:

1. Подход на основе выделения черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, и личностные различия определяются степенью их выраженности. Черты объединяют в группы тесно связанных признаков (психологических характеристик) и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, которая содержится в данной группе признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства. Подход на основе черт требует группировки личностных признаков. Для группировки признаков используются методы факторного анализа.

2. Типологический подход предполагает, что тип личности является целостным образованием, несводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Оба подхода предназначены для формирования понятийного аппарата, систематизирующего информацию об индивидуальных различиях. Типы объединяют группы похожих испытуемых и составляют иной набор объяснительных понятий, где в качестве понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного (усредненного) представителя. Подход на основе типов требует группировки испытуемых. Для группировки испытуемых используются методы автоматической классификации.

Способы построения обобщений:

1. По столбцам (признакам личности). Обобщение данных путем группировки признаков (по столбцам) состоит в выделении групп тесно связанных признаков при помощи методов факторного анализа.

2. По строкам матрицы данных (группировкам испытуемых). Обобщение данных путем группировки испытуемых (по строкам) - группировка испытуемых по степени их близости в пространстве измеряемых признаков. В данном случае осуществляется группировка по принципу близости испытуемых.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.