Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация основных видов представлений.






Данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный. Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам:

1. По содержанию представлений - математические, географические, технические, музыкальные и т. д.

2. По степени обобщенности - частные и общие представления.

Классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий – произвольные и непроизвольные представления.

Зрительные представления. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем, но чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе.

Характер зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. Речевые представления также могут подразделятьсяна несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда человек представляет на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом.

Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда человек представляет себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека.

Суть музыкальных представлений заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений — двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда человек представляет себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц.

Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. Двигательные представления можно разделить на две группы: представленияо движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления. Представленияо движении всего тела или отдельных его частей являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо-двигательными (речевые представления).

Слуховые и двигательные речевые представления — качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений.

Таким образом, все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом. Мы говорим об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.