Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об авторе. Распутин Валентин Григорьевич (р






Распутин Валентин Григорьевич (р. 15.03.1937), русский писатель и общественный деятель.

Родился в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком " Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе " Ангара". Окончив университет, несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска. Первая книга рассказов Распутина " Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске.

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества.

 

 

Проблему взаимоотношений человека и природы по-своему разрешает В. Распутин в повести «Пожар». Орудием возмездия природы за нерадивое потребительское от­ношение к себе в повести выступает огонь — одна из могу­чих и неукротимых природных стихий.

" Горит село, горит родное..." Эти строки, взятые из народной песни, являются эпиграфом к произведению В. Распутина.

Одной из композиционных особенностей является то, что свои мысли о прошлом и настоящем, о нравственных и экономических проблемах автор вкладывает в уста главного героя - ветерана войны и труда шофера Егорова. Иван Петрович видит, что пламя охватывает не только строения, оно выжигает души людей, оставляя пустоту. Егоров уверен в правоте своих взглядов, не зря автор подбирает для него основательные, весомые слова: " Правда - это река, ложе которой выстелено твердым камнем... Правда проистекает из самой природы... поправить ее нельзя". И не может понять герой, почему в затопленной деревне Егоровке все жители были рачительными, бережливыми хозяевами, добросовестными работниками, любящими свою землю, твердо стоящими на ногах. Может, потому, что это был их дом, их земля, которую завещали им предки. И стояло бы это село, если бы не уничтожили, не затопили старую деревню, если бы не приехали " архаровцы" - безответственные люди, не имеющие дома и семьи, твердых моральных убеждений. Их цель - заработать деньги и весело пожить. С появлением новых безалаберных жителей, руководствующихся принципом " не свое - не жалко", меняются и облик деревни, и психология людей.

Бывшие хлеборобы заняты несвойственным им делом: корчуют, валят лес. Уничтожают, а не созидают! Деревья вырубают варварски и безжалостно, не оставляя ни подрост, ни молодняк. У всех на первом месте план и заработок.
" Несворачиваемая правда", по мысли Егорова, состоит в том, что бесхозяйственная вырубка леса повлечет тяжелые экономические последствия: обмелеет река, начнется заболачивание местности. Лес - это не только деревья, это грибы, ягоды, орехи, дичь и пушнина, чистый воздух.

И тогда случился в Сосновке пожар. Село строили наспех, кое-как, о средствах тушения пожара не думали. И оказалось, что в критической ситуации людей организовать некому, а отдельным лицам даже выгодно, чтобы сгорели склады. Пожар высветил социальную и нравственную разобщенность жителей. Немало тех, кто отстаивает государственное имущество до конца: Афоня Бронников, Семен Кольцов - " надежный человек", Борис Тимофеевич Водников - «мужик свой», дядя Миша Хампо. Все они идут в огонь, как в атаку. Но есть и те, кто пришел просто " погреть руки". " Архаровцы" вроде работают азартно, " вдохновенно", но работают там, где можно поживиться. Пьяные, поддавшись общему порыву, они ведут себя почти героически. Но это продолжается недолго: одни спят, другие, не скрываясь, воруют водку, валенки - все, что можно, убивают Хампо.

По мысли В. Распутина, пожар - это не только стихийное бедствие, это и предупреждение. Подумайте, люди! Надо ли разорять родной край, уничтожать старое, нарушать законы общества и природы, чтобы создать новое?!
В конце повести главный герой задает вопрос: " Что делать будем? " - и слышит ответ Афони: " Жить будем..." Валентин Распутин заканчивает повествование на оптимистической ноте, оставляя читателям надежду на изменения к лучшему.

 

Сергей Есенин «Сорокоуст»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.