Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные темы, понятия и персоналии русской философии.






Славянофилы и западники.

В истории русской философии ярко проявляется контраст между двумя направлениями - славянофильством и западничеством. Славянофильство (русофильство) - это прежде всего утверждение своеобразного типа русской культуры. Славянофилы чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. Этот путь предполагал опору на русское православие, самодержавие и общину. Философская мысль славянофилов связана с именами И. Киривского (1806-1856), А.С. Хомякова (1804-1860).

Западничество не признавало ценности национальности, стремилось преодолеть русский провинцианализм, замкнутость, выйти за пределы России в мировую ширь. Это идеи европеизации России. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники не видели достоинств православия, мало интересовались религией, одни были сторонниками социализма, другие более всего ценили политическую свободу. Западничество связывают с именами Н.В. Станкевича (1813-1840), П.Я. Чаадаева (1794-1856), В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870).

Особенно ярко обеспокоенность судьбой России была выражена в " Философских письмах" П.Я. Чаадаева. Его мысли и суровые суждения о России, пессимизм в оценке ее исторической судьбы поразил всех: одни воодушевлялись его смелостью, другие - выразили негодование. Россия, по мнению Чаадаева, " заблудилась на Земле". Чаадаев писал: " Мы принадлежим к числу тех наций, которые существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок, мы - пробел в нравственном миропорядке." Обида Чаадаева связана с его любовью к России, с пониманием Великой миссии России: " всечеловеческого дела." Он видел колоссальный потенциал России, и очень сожалел, что этот потенциал не востребован. Любовь к России двигала его критическое перо, " как ни прекрасна любовь к Отечеству, но есть нечто более прекрасное - любовь к истине, " - писал П.Я.Чаадаев.

Философское мировоззрение П.Чаадаева носит и ярко выраженный религиозный характер. Чаадаев говорит, что желающие сочетать идеи добра и истины должны " стремиться проникнуть истинами откровения". Опираясь на христианство, он строит богословие культуры. Его основная богословская идея - есть идея Царства Божия не в отрыве от земной жизни, а в таком ее историческом воплощении как церковь.

Русский космизм. Философские идеи Н. Федорова.

Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающей не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Идея космизма - идея вступления в единение с мировыми целями, с мировыми энергиями. Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей путь в космос, уже, начиная с середины прошлого столетия, вызревает уникальное космическое направление XX века. В его ряду стоят такие философы и ученые как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, Н.Ф.Федоров. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением болезни и смерти, достижением бессмертия. Гуманизм космистов основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природы, космической эволюции.

Родоначальником всей активно-эволюционной, космической мысли в России был " искатель истины" Н.Ф.Федоров (1828-1903 гг), с его учением " общего дела". В своей работе " Философия общего дела" Н.Федоров выход в космос рассматривает с разных сторон: природных, социально-экономических, нравственных. Центральным пунктом, вершиной его философии является идея преодоления главного врага - смерти, причем идея радикальная: чтобы все, ушедшие из жизни, были возвращены, преображены, идея воскрешения из мертвых. У Н.Федорова воскрешение мыслится как реальное дело.

Первая сторона философии Н.Федорова - идея регуляции природы. В это понятие он вкладывал идею овладения природой и идею переустройства самого организма человека. В процессе регуляции должен измениться сам организм человека, произойдет преображение телесного состава человека, его связей с окружающей средой и как вершина регуляции - победа над смертью, воскрешение предков.

Н.Федоров продумывает и нравственную сторону бессмертия, воскрешения. Главное для него - пробудить любовь к отцам, осознать долг сынов перед ними. Идея воскрешения рождается из непреодолимого сердечного требования, чувства долга.

Восстановление чувства родства и братства приведет к особому общественному устройству, которые Н. Федоров назвал психократной, т.е. властью психики, чувства и разума, а не внешнего принудительного закона. Такова социально-экономическая сторона его учения.

4 Русский религиозный Ренессанс. Философия В.Соловьева.

Несмотря на многообразие философских школ и направлений, одно из ведущих мест в духовной жизни русского общества начала XX века занимают различные религиозно-идеалистические течения. Наиболее значительным из них представляется толстовство и движение " нового религиозного сознания". Проблемы религии и веры становятся предметом не только богословских споров, но и обсуждений в среде светской интеллигенции.

Религиозные искания проходили под знаком своеобразной модернизации традиционного исторического христианства, поисков новых откровений, дополняющих привычное понимание христианских истин. В Петербурге проводятся религиозно-философские собрания, возникает журнал " Новый путь", на страницах которого обосновывается необходимость модернизации и изменения практического и идейного облика православия. Вопросы религии, церкви, их места в обществе становятся предметом пристального внимания.

Другим, еще более значительным течением философской мысли России рубежа веков стало движение русского религиозного Ренессанса.

Русский религиозный Ренессанс был связан с тем периодом, который позднее был назван " Серебряным веком" отечественной культуры. Поэзия символизма (А. Блок, Вл. Иванов, А. Белый, Д. Мережковский, К. Балмонт), музыка А. Скрябина, И. Стравинского перекликались и взаимодействовали с философским творчеством Н. Бердяева (1856-1919), С. Франка (1877-1950), П. Флоренского (1882-1937), С. Булгакова (1871-1944).

В области философии это яркое духовное явление было подготовлено творчеством двух гигантов русской культуры В. Соловьева и Ф. Достоевского.

Философия В.С.Соловьева (1853-1900) принадлежит к высшим достижениям человеческого духа и является достижением не только отечественной, но и мировой культуры. Влияние его идей на последующее развитие общественной мысли в России было колоссальным.

Философия В. Соловьева - это христианская философия. " Наука не может быть последнею целью жизни, - пишет он, - Высшая истинная цель жизни - другая - нравственная или религиозная". Главным в философии В. Соловьева является любовь и соборность. Для него любовь - высший духовный потенциал. Любовь - это преодоление эгоизма, ее смысл - создание нового человека, преображение человека. Любовь впитала в себя все библейские заповеди как само собой разумеющееся.

Соборность - ключевое понятие В. Соловьева. Идея соборности - типично русское понятие. В собор ходят все вместе, но каждый остается самим собой, каждый общается с Всевышним со своей собственной молитвой. Соборность - это то общее, которое включает все богатство особенного и единичного.

Философия В. Соловьева - антропоцентрична. Человек - вершина творения. Возрождение мира совершено Богом совместно с человеком, который выразил божественную идею гуманности. Такой идеально совершенный человек является высшим проявлением Софии, божественной мудрости. Но совершенный человек явился во Христе. Поэтому богочеловек Иисус Христос является единением Логоса и Софии. София - есть душа мира, а в отношении к Логосу - она тело Христова. Но тело Христова в своем всеобщем выражении является церковью. Поэтому София есть - церковь, невеста божественного Логоса. Мир содержит божественный элемент (всеединство) в потенции как идею, но он содержит и небожественное - естественный, материальный элемент. Поэтому мир в своем развитии прошел 2 этапа:

Первый этап (до человека) можно назвать эволюцией природы, а второй (человеческая деятельность) - эволюцией истории. Конечным результатом развития мира является утверждение царства Бога. Но эта эволюция от природы до Бога, не только простой процесс развития и совершенствования, на и процесс собирания, единения вселенной, это процесс творения.

Всеединство в понимании В. Соловьева - это стремление " оправдать" и в какой-то мере возвысить мир, космос, человека. Бог - творец, создавая мир, переходит сам в творение, делает его одно-качественным себе. В конечном счете мир, утверждает философ, - это определенная ступень бытия Бога, и потому существует единство Творца и творения. Мир един в силу наличия " божественной искры" во всех предметах и организмах. Единение Бога с миром возможно лишь на основе любви, свободного и сознательного принятия Бога, вхождения в совет с Богом. Идеалом общественных отношений является теократия, власть церкви.

5. Философия Н.А. Бердяева.

Проблемы философской антропологии, т.е. проблема назначения, оправдания и творчества человека находилась в центре интересов Н.А. Бердяева. Бердяев обращается к личности, а не к абстрактному человеку как представителю рода. Личность он воспринимает как категорию духовно-религиозную. Личность не является частью чего бы то ни было: она есть единое целое, она соотносительна Богу, обществу и природе. Но духовная основа личности не зависит от природы и общества и не определяется ими. Главная характеристика личности – это ее свобода. Способность к свободе имманентна человеку, ибо он – образ и подобие творца. Эта свобода есть творчество. Только творчество может выступать мерой богоподобия человека.

«Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт это значит признать его неизъяснимость и безосновательность». Творческая сущность человека, объединяющая его с Богом, заставляющая двигаться к свободе, связана с соборным качеством. Соборность есть единство любви к Богу и друг другу.

Н.А. Бердяев первым представил в Европе XX в. версию христианского экзистенциализма. Он был уверен, что христианство антропоцентрично, так как «только христианство учит, что Бог стал человеком. Пропасть между Богом и человеком была преодолена. Воссоединение человека с Богом разрешает конфликты человека. Как существо творческое человек может реализовать свою экзистенциальную свободу – принять духовные ценности и жить ими.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.