Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская философия как национальный тип. Общая характеристика.






Интерес к русской философии наблюдается в нашей стране повсеместно. Импульс к познанию прошлого коренится в стремлении понять настоящее, но это не только чисто познавательный интерес. В какой-то мере этот интерес обусловлен также состоянием современного общественного сознания, в некоторых отношениях сходно с его состоянием в начале века. Нестабильность обстановки, непредсказуемость будущего вызывает повышенный интерес к экзистенциальным проблемам, к проблемам, которые разрабатывались в русской религиозно-идеалистической философии на рубеже веков.

Каково было в самых общих чертах проблемное поле русской философии?

Одной из ее характерных и может быть родовых особенностей является сфокусированность на человеке. Но в России проблема человека решалась в социально-политическом, психологическом, нравственном ключе. Особый интерес проявлялся к внутренней жизни человека, его душе, совестливости, состраданию.

Русскую философию всегда отличало исключительное внимание к нравственной проблематике, своего рода эстетический максимализм. Нравственный суд всегда был отличительной чертой русской философии. Чувство стыда - вот важнейший первоэлемент морали, человечности вообще. " Я стыжусь, следовательно, существую", - говорит В.Соловьев, перефразируя Декарта. " Долой стыд" - значит долой человечность. Стыд удерживает в человеке порядочность, ограждает от безнравственных поступков.

Наряду с материалистическими идеями Белинского и Герцена, Чернышевского и Добролюбова в этот период большое распространение получила религиозно-идеалистическая философия.

Проблемы синтеза науки, философии и богословия стояли перед Вл.Соловьевым, П.Флоренским. Возникает целая плеяда русских философов-идеалистов: В.Розанов, С.Трубецкой, Н.Бердяев, С.Булгаков, С.Франк, Н.Лосский.

Человеческая направленность русской мысли объясняет еще одну ее особенность - связь с художественной литературой, с отечественной культурой. Русская философия, будучи многим обязана науке, вырастала прежде всего из литературы. Особое положение художественной литературы в русском обществе связано с тем, что в условиях абсолютного бесправия она являлась важнейшей общественной трибуной, творческим катализатором национального сознания. Крупнейшие русские писатели были и глубокими мыслителями. Такое взаимодействие философии и художественной культуры привело у их взаимообогащению, " спасло" философию от абсолютного рационализма, самоподавляющего сциентизма, позволило выдвинуть на первый план проблемы человеческого духа.

Если западноевропейской философии присуща была преимущественно логико-гносеологическая устремлен-ность, то для русской мысли в большей мере характерен этицизм, сочетающийся с социальной философией. Нравственный критерий явился тем " магическим кристаллом", через который просматривались все другие проблемы, все стороны жизни.

Одной из особенностей русской философии является тема Отечества. Личность и народ, свобода и нравственность рассматривались в связи с понятием Отечества. Но любовь к Отечеству исключала духовную изоляцию, проповедь национальной исключительности. Любовь к своей стране проявляется в органическом сочетании с уважением к другим народам, со всемирной отзывчивостью. Вспомним знаменитую речь Ф.М.Достоевского о Пушкине: " Что такое сила русской народности, как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности? Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только... стать братом всех людей, всечеловеком".

Одной из характерных черт русской мысли является восприятие мира как целостной системы, некоего всеединства - не заранее данного и законченного, а всегда динамичного, становящегося. Начиная с Достоевского и Соловьева, русская мысль была проникнута глубокой тревогой в связи с осознанием несовершенства бытия, ростом деструктивных стихий. Отсюда вывод о необходимости радикального переосмысления отношения человека к природе, признание того, что он должен быть не рабом и покорителем-узурпатором, а союзником, другом, созидательной силой. В этом направлении двигалась мысль Герцена и Чернышевского, Достоевского и Толстого, Соловьева, Федорова, Флоренского, не говоря уже о космической философии Циолковского и о ноосферных замыслах Вернадского. Все они были озабочены повсеместным превращением хаоса в космос, внесением в этот мир согласия, лада.

Многие религиозные философы занимаются главным образом космологическими вопросами, и их христианство как дело приобретает космологический характер. Это особенно ясно видно на примере софиологии - учения, чрезвычайно характерного для русской религиозной философии. Интерес к софиологии сочетается с интересом к сверхчеловеческим духовным существам. Первым представителями софиологии был В.Соловьев. Свое дальнейшее развитие софиология получила в работах отца П.Флоренского, отца Сергея Булгакова.

Принцип соборности, выраженный В.Соловьевым, имеет большое значение для русской философии.

Русская философия неуклонно шла по линии слияния антропологической и космической тенденций, к соединению истории природы и общества, их трансформации в единую, всеохватывающую историю Человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.