Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценностный подход к определению количества информации






Сторонники этого подхода придерживается следующего определения информации: «Информация - это запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных». Это определение является развитием подхода, предложенного Г. Кастлером.

Комментарий. Определение Кастлера начинается словами

«случайный и запомненный выбор». Однако, как отмечает Д.С. Чернавский, выбор может быть сделан и неслучайным образом.

Кроме этого, выбор должен быть обязательно запомнен. Запоминание означает, что сделанный выбор сохраняется в течение времени, которое больше, чем характерное время использования информации. Равноправие вариантов означает, что априорные различия между ними невелики. Равноправие выборов не означает их равновероятности, но означает, что вероятности вариантов это величины одного порядка.

Если выбор сделан случайным образом - говорят о генерации информации, если выбор неслучаен, продиктован «сверху» – это рецепция информации. Рецепция – выбор навязанный системе. Это означает перевод системы из одного состояния в другое, определённое состояние. Рецепция часто встречается в технике, когда некоторую динамическую систему переводят в нужное состояние путём воздействия на неё электрическим или световым импульсом. В этом случае говорят о силовом переключении. Существует параметрическое переключение, когда перевод системы в нужное состояние осуществляется путём изменения её параметров. Такой способ переключения чаще встречается в биологических системах. Процесс обучения «учитель – ученик» основан на рецепции информации: обучаемый воспринимает некоторую информацию, которую передаёт ему учитель. Генерация информации более «творческий» процесс – его результат заранее непредсказуем.

Результат рецепции или генерации зависит от информации, которая уже воспринята и содержится в генераторе или рецепторе, т.е. новые выборы можно сделать только на основе выборов, сделанных ранее. В связи с этим можно ввести понятие тезауруса. Тезаурус - информация, содержащаяся в системе на данном уровне, необходимая для рецепции или генерации информации на следующем уровне. Без тезауруса нет множества, из которого нужно сделать выбор. Каждый раз, когда мы воспринимаем или генерируем информацию, нам необходимы некоторые

знания (язык, математика, история, биология и т.п.), которые и составляют наш тезаурус. Поэтому студенты, слушающие лекцию в одной аудитории, воспринимают разную информацию, а кто-то вообще её не воспринимает, в силу разного тезауруса, которым они обладают на данный момент времени.

Запоминание сделанного выбора играет важную роль. Запомненный выбор называют макроинформацией. Если выбор не запоминается, то фиксации информации не происходит – такой выбор называется микроинформацией.

Микроинформация встречается в физических системах с большим числом состояний; при этом спонтанный переход большого числа частиц из одного состояния в другое совершается в течение малого отрезка времени t = 10-13 с. Именно поэтому, термодинамическая трактовка информации для таких систем некорректна – термодинамическая система не запоминает «сделанный выбор». Здесь мы имеем дело с микроинформацией. Свойство запоминания присуще лишь макросистемам, которые могут сохранять выбранное состояние достаточно долгий период времени. Таким простейшим запоминающим устройством является триггер – система с двумя устойчивыми состояниями. Переход из одного состояния в другое происходит не спонтанно, а в результате внешнего воздействия – происходит рецепция информации. Вывод: нельзя путать Больцмановскую энтропию с информационной энтропией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.