Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ рентабельности активов ОАО «Газпром» как показателя эффективности хозяйственной деятельности






Для начала проведем факторный анализ динамики рентабельности продукции в целом по предприятию, используя используя вышеуказанные данные таблиц, за период с 2013 по 2014 год (будем рассчитывать исходя из величины валовой прибыли).

;

;

; ;

.

Изменение рентабельности общее:

В том числе за счет:

Таким образом, можно сделать вывод, что рентабельность продукции за 2014 год снизилась на 98, 81 процентов по сравнению с этим же показателем в 2013 году. Причем, изменение объема производства не изменили рентабельности, ее росту способствовали изменение структуры производства и рост цены (на 15, 47 и 26, 81 процентов соответственно), увеличение же себестоимости привело к значительному сокращению рентабельности продукции (на 141, 09 процентов). Стоит отметить, что для ОАО «Газпром» характерны колоссальные показатели рентабельности (порядка 400 – 500 процентов), то есть каждый вложенный в производство продукции рубль приносит прибыль в 4-5 рублей.

Теперь проведем аналогичные расчеты для 2014-2015 года.

;

;

; ;

.

Изменение рентабельности общее:

В том числе за счет:

Итак, за 2014-2015 год рентабельность продукции возросла на 73, 33 процентов в целом, причем, как и за предыдущий период, изменение объемов реализации не сказалось на показателе рентабельности. Изменение структуры товарной продукции увеличило рентабельность на 29, 42 процентов, в то время как рост реализационных цен привел к увеличению показателя рентабельности продукции на 211, 16 процентов. И наконец, значительный рост себестоимости привел к тому, что рентабельность снизилось на 167, 25 процентов. Так же важно подчеркнуть, что несмотря на то, что уровень рентабельности продукции за 2015 год вырос, по сравнению с величиной 2014 года, однако он все еще не достиг показателей 2013 года (разница составляет 25, 48 процентов).

Теперь проведем факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции за исследуемые периоды. Сведем расчеты в таблицу 2.5.

 

Таблица 2.5 - Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции ОАО «Газпром» за 2013-2015 гг.

Вид про­дук­ции Цена, руб. Себестои­мость, руб. Рентабельность, % Изменение рентабельности, %
t0 t1 t0 t1 t0 Усл. t1 общее В том числе за счет
цены себестоимости
2013-2014 год
газ 3023, 95 3203, 89 522, 85 671, 56 478, 36 512, 77 377, 08 -101, 28 34, 41 -135, 69
конденсат 6275, 76 7263, 78 436, 49 472, 41 1337, 78 1564, 13 1437, 59 99, 82 226, 36 -126, 54
2014-2015 год
Газ 3203, 89 4760, 10 671, 56 874, 50 377, 08 608, 81 444, 32 67, 24 231, 73 -164, 49
Конденсат 7263, 78 8471, 70 472, 41 426, 92 1437, 60 1693, 29 1884, 40 446, 80 255, 69 191, 10
                         

 

Из расчетов таблицы 2.5 видно, что за период 2013-2014 года рентабельность газа сократилась на 101, 28 процентов, причем этому в большей степени способствовал рост себестоимости продукции (привело к снижению рентабельности на 135, 69 процентов), рост цены, в свою очередь увеличил уровень рентабельности на 34, 41 процентов. Что касается конденсата, то его рентабельность за исследуемый диапазон возросла в целом на 99, 82 процентов, этому способствовал рост цен (изменение рентабельности оставило +226, 36 процентов), однако увеличение себестоимости снизило уровень рентабельности на 126, 54 процентов.

За 2015 год рентабельность и газа и конденсата возросли по сравнению с 2014 годом. Для газа увеличение составило в целом 67, 24 процентов. Положительная динамика (231, 73 процентов) наблюдается в основном за счет значительного увеличения цены на газ. Рост себестоимости снизил общее увеличение рентабельности на 164, 49 процентов. За исследуемый период рентабельность конденсата значительно выросла (на 446, 8 процентов). Этому способствовало одновременный рост цены и снижение себестоимости (изменение по каждому фактору – 255, 69 и 191, 1 процентов). Таким образом, наиболее рентабельной оказывается реализация конденсата, нежели газа, однако доля конденсата в общей структуре продаж во много раз меньше объемов природного газа, что значительно снижает общий показатель продукции всего ОАО «Газпром».

По аналогичной схеме проанализируем рентабельность продаж отдельных видов продукции. Расчеты представим в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 - Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции ОАО «Газпром» за 2013-2015 гг.

Вид про­дук­ции Цена, руб. Себестои­мость, руб. Рентабельность, % Изменение рентабельности, %
t0 t1 t0 t1 t0 Усл. t1 общее В том числе за счет
цены себе­стои­мости
2013-2014 год
газ 3023, 95 3203, 89 522, 85 671, 56 82, 71 83, 68 79, 04 -3, 67 0, 97 -4, 64
конденсат 6275, 76 7263, 78 436, 49 472, 41 93, 04 93, 99 93, 50 0, 45 0, 95 -0, 49
2014-2015 год
Газ 3203, 89 4760, 10 671, 56 874, 50 79, 04 85, 89 81, 63 2, 59 6, 85 -4, 26
Конденсат 7263, 78 8471, 70 472, 41 426, 92 93, 50 94, 42 94, 96 1, 46 0, 93 0, 54
                       

 

Исходя из результатов, представленных в таблице 2.6 можно сделать вывод, что рентабельность продаж газа за 2013-2014год снизилась на 3, 67 процентов, причем с учетом того, что изменение цены повысило себестоимость на 0, 97 процентов, однако рост себестоимости снизил этот показатель на 4, 64 процентов, что в сумме и дало указанный выше результат. Кроме того, рост себестоимости так же продолжился и в 2015 году, что способствовало снижению рентабельности газа на 4, 26 процентов. Однако за этот период эффект изменения цены оказался более «сильным», вызвав прирост рентабельности на 6, 85 процентов. В итоге общее изменение рентабельности было в сторону увеличения (на 2, 59 процентов).

Реализация конденсата на протяжении всего исследуемого периода отличалась положительной динамикой показателя рентабельности (+0, 45 процентов для 2013 и +1, 46 процентов для 2015 года). Изменение цены за каждый из рассматриваемых периодов вызвало увеличение рентабельности продажи конденсата на 0, 95 и 0, 93 процентов соответственно. Стоит подчеркнуть, что в 2013 году себестоимость конденсата возросла, что снизило рентабельность на 0, 49 процентов, но уже 2015 году затраты на производство конденсата снизились, что и привело к росту рентабельности на 0, 54 процентов.

И, наконец, проведем факторный анализ рентабельности капитала за период с 2013 по 2015 годы. На основании данных, представленных в таблицах рассчитаем влияние факторов на показатель рентабельности капитала (при этом величину прибыли от реализации мы считаем исходя из допущения, что предприятие реализует лишь два вида продукции, остальные данные взяты в целом по предприятию).

 

Таблица 2.7 - Исходные данные для факторного анализа ОАО «Газпром» за 2014-2015 гг.

Показатель Значение показателя
   
Прибыль от реализации, млрд. руб. 1632, 14 2482, 67
Прочие финансовые результаты, млрд. руб. 33, 8 -601, 04
Сумма брутто-прибыли, млрд. руб. 1665, 94 1881, 63
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, млрд. руб. 4887, 22 6055, 45
Выручка от реализации продукции, млрд. руб. 2031, 22 2997, 42
Коэффициент оборачиваемости капитала 0, 42 0, 49

 

Анализ таблицы 2.7 позволяет сделать следующие расчеты

Общее изменение уровня рентабельности капитала составляет:

В том числе:

За счет изменения удельного веса:

За счет изменения цены

За счет изменения себестоимости

За счет изменения прочих финансовых результатов:

За счет изменения коэффициента оборачиваемости капитала

Таким образом, расчеты показывают, что в целом в 2015 году рентабельность совокупного капитала снизилась на 3, 02 процентов по сравнению с показателем 2013 года. Причем, наиболее существенным образом повлияло изменение прочих финансовых результатов фирмы (снизило уровень рентабельности совокупного капитала на 8, 89 процентов), которые в 2015 году дали отрицательный результат. В свою очередь, рост оборачиваемости капитала способствовал росту этого показателя рентабельности на 4, 7 процентов. Динамика других факторов: удельного веса реализуемой продукции, цены и себестоимости отразилась незначительно на общем показателе рентабельности совокупного капитала (+0, 77 процентов, +2, 01 процентов и – 1, 61 процентов соответственно).


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.