Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации №1 для классных руководителей с целью предупреждения подростковой агрессивности.






1) Спокойное отношение в случае небольшой агрессии: в тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

 полное игнорирование реакций ребенка или подростка – весьма

мощный способ прекращения нежелательного поведения;

 выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);

 переключение внимания, предложение какого–либо задания («Помоги

мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше

меня»);

 позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты

устал»).

 

2) Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности: проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел

себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды,

и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение.

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком

обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

 констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

 констатирующий вопрос («ты злишься?»);

 раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня

обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

 обнаружение своих собственных чувств по отношению к

нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят

в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто–то громко кричит»);

 апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

 

3) Контроль над собственными негативными эмоциями: родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролироватьсвои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, этовызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность иестественность этих негативных переживаний, понять характер, силу идлительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то онне подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошиеотношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивнымчеловеком.

 

4) Снижение напряжения ситуации: основная задача взрослого, сталкивающегося с детской –подростковойагрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильнымидействиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

 повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

 демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я

скажу»);

 крик, негодование;

 агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или

сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

 сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

 негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

 использование физической силы;

 втягивание в конфликт посторонних людей;

 непреклонное настаивание на своей правоте;

 нотации, проповеди, «чтение морали»,

 наказания или угрозы наказания;

 обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты

никогда не…»;

 сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;

 команды, жесткие требования, давление;

 оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но

возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит

куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

 

5) Обсуждение проступка: анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этимстоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и всеуспокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести какможно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затемобсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важносохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудитьнегативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность нетолько для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6) Сохранение положительной репутации ребенка:

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком или подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

 публично минимизировать вину подростка («Ты не важно себя

чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз

показать истину;

 не требовать полного подчинения, позволить подростку или ребенку

выполнить ваше требование по–своему;

 предложить ребенку или подростку компромисс, договор с взаимными

уступками.

7) Демонстрация модели неагрессивного поведения:

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного

поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

 нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание

без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику

высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны

оба слова. Молчать –так как собеседнику хочется, чтобы его услышали,

и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе

человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт.

Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника,

стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

 пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

 внушение спокойствия невербальными средствами;

 прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

 использование юмора;

 признание чувств ребенка. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных

реакций словам.

При проявлении агрессии ребенком, действуйте по следующей схеме:

1. Признайте злость ребенка «Я вижу, что ты злишься».

2. Используйте описание поведения «Ты порвал чужую тетрадь».

3. Выразите уверенность в том, что ребенок возьмет себя в руки и справится

«Ты скоро успокоишься, подумаешь о том, чего не стоило делать и как

исправить ситуацию».

4. Вернитесь к обсуждению агрессивных действий ребенка, предложив ему

иной способ для удовлетворения его потребностей. «Я вижу, что ты

разозлился на Сашу, но драться в школе запрещено. Я верю, что ты скоро

научишься спокойно договариваться».

 

№ 2 Рекомендации классному руководителю в работе с данными подростками (см. выше «№ 1 Рекомендации для педагогов, классных руководителей с целью предупреждения детской и подростковой агрессивности»)+

Профилактика враждебности у подростков проводится незаметно, с помощью отвлекающих маневров: походы в театр и филармонию, посещение выставок и культурных центров, вовлечение учащихся в жизнь школы путем организации концертов и праздников, туризм и походы на природу и др.

Также мы выяснили, что враждебность учащихся больше выражается в обидчивости и подозрительности на окружающих, поэтому следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1. По возможности избегайте оценок и сравнений. Это необходимо для того, чтобы преодолеть свойственное обидчивым людям восприятие других людей не как равных партнеров, а как конкурентов, соперников и потенциальных обидчиков.

2. Демонстрируйте уважение и доброжелательность вне зависимости от успехов и достижений. Тогда ребенок (подросток) будет избавлен от необходимости постоянно самоутверждаться и доказывать свое превосходство.

3. Важно также показать ребенку, что оценка и отношение к нему других людей не могут являться единственной основой его самооценки. Ведь на самом деле окружающие люди вовсе не сосредоточены на его персоне и не имеют основной целью задеть его самолюбие. Другие люди существуют в мире своих интересов, желаний и дел. Надо постараться отвлечь ребенка от мыслей о себе и об отношении к нему окружающих, переключать его на другие занятия, учить получать удовольствие не только от результата и оценки его деятельности, но и от самого процесса игры, творчества, обучения – особенно совместного.Такие занятия дают возможность обидчивому ребенку видеть в сверстниках друзей и партнеров, помогают научиться не только обижаться, но и сочувствовать, сопереживать, умение радоваться чужим успехам, быть внимательным к другим людям – их настроению и поведению.

4. Обидчивому подростку (или даже взрослому) можно рекомендовать завести «Журнал обид». Там следует описывать ситуации, которые приводят к переживанию обиды (например, Маша забыла принести мне обещанный интересный фильм). Далее предлагается определить, какие несбывшиеся ожидания привели к переживанию обиды (если бы Маша ко мне хорошо относилась, она никогда не забыла бы свое обещание). Третий шаг – поиск ошибки в ожиданиях (Маша ко мне хорошо относится, однако что-то помешало ей выполнить обещание). Четвертый шаг – поиск решения (Я позвоню Маше вечером и напомню ей про фильм). Важно не мстить обидчику и не пытаться с помощью манипуляций заставить его изменить свое отношение и поведение. В первую очередь следует менять собственные реакции. Если же действия обидчика действительно являются оскорбительными, лучше прямо сообщить о своих чувствах и попробовать конструктивно разрешить назревающий конфликт.Целенаправленная работа над собой по преодолению обидчивости может принести хорошие результаты: повысится настроение и самооценка, улучшатся отношения с другими людьми, появится возможность получать удовольствие от общения и разнообразных интересных занятий.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.