Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потенциал искусства в преодолении агрессивности






Применение различных видов искусства в оздоровительных и коррекционно – развивающих целях представляет большой интерес. Результаты современных исследований убедительно доказывают, что лечение искусством или арт-терапия имеет огромный потенциал, который может быть успешно использован в психологической коррекции и реабилитации. Арт-терапия является методом, позволяющим сочетать возможности искусства с лечебными факторами, что, в свою очередь, улучшает социальное функционирование человека, развивает самосознание, творческие способности и навыки, оказывает позитивное эмоциональное воздействие, позволяя отреагировать чувства и переживания. Отношение к творческой деятельности как акту свободного самовыражения личности созвучно концепции целостного коррекционно-развивающего воздействия и на психику ребенка.

Качество исполнения в арт-терапии не имеет значения. Суть исцеления – в способе участия в творческом процессе. Пренебрегая мастерством, не ставя себе утилитарных целей, не споря об эстетических критериях, клиенты – взрослые и дети в момент творчества снимают социальные зажимы и, погружаясь на ранние стадии своего онтогенеза, разрушают доминирующие в их сознании неадаптивные рациональные модели «образа мира», мешающие им воспринимать истинную действительность, жить в согласии с миром и самими собой.

Искусство позволяет разбудить бессознательное, почувствовать архетипические «вечные» общечеловеческие ценности и восстановить в их обретении, в «расширении» своего сознания и получении нового опыта переживаний нарушенный жизненный баланс, гармонизируя и реинтегрируя свою личность.

Таким образом, арт-терапия актуализирует гигантский «молчащий» ресурс психики – подсознание. С помощью языка символических образов и метафор становятся возможными самопознание и саморазвитие. Осознанные темы искусства, архетипические смыслы бытия избавляют от одиночества и дают чувство безопасности и покоя.

Показания к арт-терапии значительно шире других техник психотерапии, что во многом определено не только многообразием возможностей применения искусства, но и отсутствием серьезных ограничений и противопоказаний. Арт-терапия с успехом может быть применена как при тяжелых эндогенных психических расстройствах, «пограничных» состояниях, так и при такой патологии психики как неврозы, расстройства личности, различные психосоматические нарушения, внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, экзистенциальные и возрастные кризисы, острые и хронические психические травмы, потери, постстрессовые расстройства.

Арт-терапия эффективна также при оказании помощи жертвам кризисов и катастроф (военных, стихийных, техногенных), в случаях алкогольной и наркотической зависимости, при нарушениях поведения и успеваемости у детей и подростков.

Арт-техники – инструментарий, позволяющий пробудить бессознательное, высвободить его из плена психологических защит. Инструментарий этот является наименее травматичным, и поэтому принимается легче, с большим доверием, чем пришедшее из внешнего, пусть даже авторитетного источника.

Видов арт-терапии много: изотерапия, музыкальная, танцевальная терапия, игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия и т.д. Учитывая возрастные особенности нуждающихся в помощи и коррекции детей и подростков, исследователю зачастую бывает сложно разобраться в причинах его психологических конфликтов. С помощью методов арт-терапии можно получить доступ к бессознательному подростка, к самой сути той или иной проблемы. С помощью карандашей, красок, игрушек, музыки, танцев, песка исследователь имеет возможность, не нарушая психологических границ ребенка, помочь ему вывести проблему на уровень осознания и справиться с конфликтами.

Арт-терапевтическая работа с агрессивными детьми и подростками зачастую не ограничиваются традиционным набором изобразительных средств и способов их применения, поскольку у ребенка часто отмечается устойчиво негативное отношение к привычным способам изобразительной деятельности, предлагаемым взрослым. Выбирая приемы и техники арт-деятельности, психологи руководствуются тем, что ребенок не должен испытывать значительного затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники, а всей работе должны сопутствовать интерес и позитивный настрой.

Использование непривычных техник рисования позволяет актуализироваться неосознаваемой информации, а картинки в виде неструктурированных изображений, абстрактных форм и цветовых пятен, исполненные мелками, гуашью, подкрашенной водой, листьями или акварелью, способны разбудить детскую фантазию и воображение. Рисование ладонями и пальцами «приближает» ребенка-художника к его произведению, устанавливая между ними тесную эмоциональную связь, имеющую большой терапевтический потенциал.

Эффективными при коррекции агрессивности у детей и подростков оказываются такие арт-терапевтические техники как изготовление оттисков (в зеркальном отражении) с гуашевых рисунков и симметричных клякс, напоминающих методику «Пятна Роршаха». Эти техники создания изображений особенно показаны детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, высоким уровнем внутреннего напряжения и сниженной самооценкой.

Опыт показывает, что арт-терапия является одним из самых интересных и перспективных методов психологической работы, использующих возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.