Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гетероциклы и нуклеиновые кислоты.






Пятичленные гетероциклы (фуран, тиофен, пиррол): их электронное строе­ние. Мягкие нитрующие, ацилирующие и сульфирующие средства. При­родные соединения, содержащие ядро пиррола, их биологическое значение.

Шестичленные гетероциклы (пиридин, пиримидин, пурин). Электрон­ное строение пиридина; реакции электрофильного и нуклеофильного замещения в его молекуле. Пиримидиновые и пуриновые основания, встречающиеся в нуклеиновых кислотах. Нуклеозиды и нуклеотиды. АТФ и ее роль в обмене веществ. Строение и физико-химические свойства нуклеиновых кислот. Виды нуклеиновых кислот (ДНК, т-, и-, р-РНК), их строение и функции. Метаболизм нуклеиновых кислот в организме: пути распада нуклеиновых кислот до свободных нуклеотидов; обмен нуклеозидфосфатов; пути их деструкции; конечные продукты распада пуриновых и пиримидиновых оснований; образование пиримидинового цикла; исходные вещества для синтеза пуриновых нуклеотидов. Матричный биосинтез ДНК на матрице ДНК: условия синтеза и его этапы (инициация; элонгация; терминация).

Аминокислоты и белки.

Аминокислоты. Классификация. α -аминокислоты, их строение, химичес­кие свойства, биохимическая роль. Заменимые и незаменимые аминокис­лоты. Применение незаменимых аминокислот в животно­водстве для повышения продуктивности.

Ди- и полипептиды. Пептидная связь, ее строение. Природные пептиды (глутатион, пептидные гормоны и их биологическая роль).

Белки, аминокислотный состав. Структурная организация белков и фермен­тов. Физические и химические свойства белков. Строение и механизм действия ферментов. Иммобилизация ферментов и ее практическое значение. Метабо­лизм белков в организме: пути распада белков; метаболизм аминокислот; пути связывания аммиака; механизм реакций с участием аминотрансферазы – АЛТ. Молекулярный механизм передачи генетической информации в организме. Этапы биосинтеза белка: инициация, элонгация, терминация.

Взаимосвязь обмена белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов.

Пути использования углеродного скелета аланина в синтезе углеводов (глюкозы). Пути образования и использования в клетке пировиноградной кислоты. Биологическое окисление и окислительное фосфорилирование, тканевое дыхание.

Содержание программы по методике обучения химии

Основные компетенции учителя химии современной школы. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в области педагогического образования. Современные требова­ния к профессиональной подготовке учителя химии. Профессиональные компетенции учителя химии. Трудовые функции учителя химии в соответствие с профессиональным стандартом педагога.

Система, уровни и содержание химического образования. Инновации в химическом образовании.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) и Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО). Фундаментальное ядро содержания. Современное среднее химическое образование. Требования ГОС и ФГОС к результатам химического образования.Основные дидактические единицы школьного курса химии. Место химии как учебного предмета в основной образовательной программе школы. Универсальные учебные действия, формируемые при изучении химии в общеобразовательной школе. Базовый, интегративный и профильный уровни изучения естественно-научных предметов в полной средней школе. Элективные курсы. Внеурочная деятельность по химии. Инновационные направления развития химического образования.

Общая характеристика образовательного, воспитывающего и развивающего потенциала курса химии. Идея единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения химии. Усвоение основ химической науки. Системно-деятельностный подход и его реализация в химическом образовании. Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в процессе обучения химии. Система ценностей и ориентаций в содержании химического образования. Деятельность современного учителя по организации нравственно-патриотического, экологического, экономического, эстетического, воспитания.

Формирование естественнонаучной картины мира в сознании обучающихся, возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества для решения проблем устойчивого развития человечества.

Содержание и построение курса химии средней школы. Общие и дидактические требования к содержанию курса химии средней школы. Важнейшие принципы отбора химических теорий, законов, фактических знаний об элементах, веществах и химических реакциях, химических производствах, системы специальных умений и навыков для включения в содержание школьной программы. Важнейшие принципы построения школьного курса химии. Внутрикурсовые и межпредметные связи в курсе химии.

Анализ учебных программ и учебников химии общеобразовательной школы. Классификация школьных курсов химии (пропедевтические, базовые, интегративные, профильные курсы, с ориентацией на понятия о веществе, с ориентацией на понятия о химической реакции, линейные, концентрические). Примерная программа по химии. Современные авторские учебные программы и школьные учебники по химии. Рабочая программа учителя химии и требования к ней.

Общие основы процесса обучения химии. Обучение и учение как особые виды человеческой деятельности. Принципы процессов преподаванияи учения. Этапы перехода от незнания к знанию. Закономерности процесса познания. репродуктивное, активное и интерактивное обучение. Индукция, дедукция, трансдукция как способы формирования новых суждений. Проблемное обучение как важное средство развития мышления учащихся.

Методы обучения химии. Понятие о методе обучения. Классификация методов обучения. Словесные, словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические методы обучения. Устная и письменная речь, требования к речи учителя и ученика. Развитие коммуникативных УУД при обучении химии. Особенности работы на доске, интерактивной доске и фиксирование материала в тетради учащихся. Работа с учебником. Особенности работы с электронными учебниками, ЭОР и книгами по химии.

Словесно-наглядные методы. Требования к наглядности и ее демонст­рированию. Сочетание слова и действий учителя. Техника и Технологии и методика учебного химического эксперимента, его виды. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД) в процессе обучения химии. Использование обобщенных планов деятельности по организации наблюдений и проведения эксперимента. Формирование регулятивных УУД в обучении химии.

Словесно-наглядно практические методы обучения, их классификация и требования к их применению. Формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представ­ления обоснованных аргументов действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач. Кино, телевидение и современные ИКТ в обучении химии. Самостоятельная работа. Технологии и методика использования и решения расчетных и экспериментальных задач. Ситуационные и контекстные задачи как формы реализации системно-деятельностного подхода в обучении химии. Организация практических и лабораторных работ по химии. Практические работы по химии; виды, технологии и методика проведения и организации, оформление, этапы выполнения. Инструкции к работам. Решение экспериментальных задач. Оценка и контроль экспериментальных умений. Практикумы по химии. Лабораторные опыты в процессе изучения химии. Домашний химический эксперимент и требования к нему. Интерактивные методы обучения химии. Взаимосвязь и совершенствование методов обучения.

Развитие обучающихся в изучении химии. Развитие обучающихся в процессе изучения химии. Психолого-педагогические основы развивающего обучения, средства развивающего обучения. Системно-деятельностный и дифференци­рованный подходы в обучении химии. Проблемное обучение как условие развития мышления учащихся, и мотивации школьников на уроке. Проблемный химический эксперимент, Технологии и методика его использования и проведения, его роль в формировании метапредметных УУД.

Развитие самостоятельности, творческой активности, формирование мотивации, интереса и активизация учебно-познавательной деятельности при обучении химии.

Современные технологии в обучении химии. Личностно- ориентиро­ванные технологии обучения химии: технология творческих педагогических мастерских; технология консультирования; технология обучения химии на основе системно-деятельностного подхода; кейс-технологии, ворк-шоп. Технологии критического мышления в обучении химии: приемы инсерт, кластеры, синквейн, шесть шляп мышления и т.п. Предметно-ориентированные технологии обучения химии: технология модульного обучения; технология проблемного обучения; технология обучения химии на основе поэтапного формирования умственных действий, адаптивная технология обучения и т.п. Особенности реализации различных технологий при изучении отдельных разделов школьного курса химии.

Информационно-коммуникационные технологии в обучении химии. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Краткая характеристика. Цифровые лаборатории по химии и их использование в учебно-воспитательном процессе. Современная информа­ционно-коммуникационная среда обучения химии в средней школе. Ее роль в формировании УУД при обучении химии.

Средства обучения химии. Система средств обучения химии (химические реактивы, технические средства обучения, информационные и программные средства обучения, наглядность, дидактические материалы, учебник, рабочая тетрадь и т.д.).

Проектирование и планирование учебной работы учителя химии. Виды программ по химии (примерная, авторская рабочая).Рабочие программы по химии, требования к их составлению. Виды планирования, этапы его составления. Требования к уроку химии в соответствие с ГОС и ФГОС среднего образования. Требования к конспекту урока, развёрнутый и краткий план и конспекты уроков химии. Технологическая карта как модель урока химии в соответствие с требованиями ФГОС, особенности ее проектирования и роль в реализация задач современного урока химии.

Организационные формы обучения химии в школе. Формы обучения химии в школе. Урок – основная форма организации учебной работы в школе. Требования к современному уроку в соответствие с ФГОС ООО, ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Классификации уроков. Деятельность учителя и обучающихся на уроке в соответствие с ФГОС ООО. Система уроков по химии. Структура уроков различных типов. Требования к урокам различных типов. Анализ урока химии.

Другие формы занятий по химии: интегративные уроки, экскурсии, конференции, дискуссии, дебаты, организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной работе по химии. Элективные курсы в предпрофильном и профильном обучении. Факультативы.

Дидактические игры и занимательность в обучении химии. Дидакти­ческие игры. Технологии и методика составления и применения дидактических игр в обучении химии. Классификация дидактических игр по различным критериям. Опыт применения дидактических игр и его резуль­таты. Место и значение различных форм занимательности в учебном процессе. Технологии и методика составления различных форм заниматель­ности (анаграммы, логогрифы, метаграммы, шарады, загадки, ребусы, головоломки, кроссворды, чайнворды, рассказы-загадки, занимательные опыты и т.д.). Технологии и методика применения различных форм дидактических игр в обучении химии.


Технологии и методика организации внеурочной и внеклассной деятельности по химии. Роль, задачи и принципы организации внеурочной работы по химии. Реализация системно-деятельностного подхода и индиви­дуализации во внеурочной работе по химии. Требования к программам внеурочной работы по химии. Развитие универсальных видов учебных действий и ориентация на личностные и метапредметные результаты при реализации внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности. Химический кружок. Химические /тематические/ вечера. Тематические классные часы, диспуты, вечера вопросов и ответов. Тематические стенды, выставки. Неделя (декада) химии в школе.

Проектная работа школьников по химии. Требования к проектиро­ванию и оценке ее результатов с учетов формирования УУД. Место организации проектов в учебном процессе. Алгоритм выполнения работы над проектом: овладение умениями видеть проблемы, формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперимент, оценивать полученные результаты, овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни, формирование проектного мышления и портфолио проекта. Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Основные требования к использованию метода проектов в учебном процессе. Презентация и защита учебных проектов. Формы проектной деятельности учащихся. Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся. Обзор проектных работ обучающихся по химии и дисциплинам естественнонаучного цикла.Проектные дневники школьников. Оценка метапредметных результатов проектной деятельности по химической тематике. Исследовательская работа обучающихся по химии.

Внеклассная работа на предприятиях, пришкольных участках и по организации работы школьного кабинета химии. Домашняя химическая лаборатория школьника. Профессиональная ориентация обучающихся на профессии, связанные с химией.

Выездные химические и многопрофильные школы как формы работы с учащимися, проявляющими выдающиеся способности в области химии. Индивидуальная работа с учениками по химии. Подготовка и проведение химических олимпиад, конференций конкурсов. Организация НИР школьников по химии.

Профессиональная ориентация обучающихся при изучение химии. Предпрофильная подготовка на завершающем этапе основной школы.

Современные средства оценки результатов обучения химии. Методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса по химии. Мониторинг резуль­татов. Оценка эффективности обучения химии. Контроль и оценивание результатов обучения.Цели, задачи и значение оценки и контроля результатов обучения. Формы, виды и методы контроля. Методы устного контроля. Индивидуальный и фронтальный устный опрос. Методы письменного контроля результатов обучения. Самостоятельная проверочная работа. Химический диктант. Контрольная работа, содержание, технологии и методика проведения, анализ результатов. Тестовый контроль. Эксперимен­тальная проверка знаний и умений, учёт и контроль экспериментальных умений. Зачёт. Комплексные работы, направленные на проверку метапред­метных результатов обучения по естественнонаучным предметам.

Государственная итоговая аттестация по химии. Организация государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена по химии (ГИА и ЕГЭ). Критерии оценки результатов обучения. Контрольно-измерительные материалы по химии; спецификация, кодификатор. Единый государственный экзамен по химии: структура особенности оценивания результатов. Подготовка обучающихся к поступлению в вузы по химии. Методические рекомендации по организации повторения и обобщения знаний обучающихся по химии. Роль ИКТ в организации контроля и оценки знаний по химии.

Основы научно-исследовательской работы (НИР) в области методики преподавания химии в школе. Основные направления НИР по методике обучения химии в школе. Актуальность, объект, предмет, цель и методы исследования. Разработка рабочей гипотезы. Педагогический эксперимент. Методы обработки результатов педагогического эксперимента. Планирование и реализация НИР учителя химии. Результаты научно-исследовательской работы в школе. Развитие творческого потенциала учителя химии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.