Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период жизни в Санкт-Петербурге.






Становление святителя, деятельность, епископство.

«Рó дъ премý дрости стрá хъ Госпó день, и богá тство и слá ва и живó тъ.»

(Притч.22.4)

В начале января 1809 г. Филарет по прибытии в Петербург, был представлен архимандритом Евграфом митрополиту Новгородскому и Петербургскому Амвросию. Скромный, худощавый инок сразу приглянулся владыке. Он увидел в нём ученика митрополита Платона, почувствовав родственную душу, он ведь тоже был учеником московского митрополита. Владыка сам был добродушен, при всей своей опытности в политике, устал от нее и потому рад был видеть рядом иноков, не отягощенных суетными интересами, не втянутых в хитросплетения столичных интриг, которые опутали все общество. Он решил сделать своей опорой в создаваемой Санкт-Петербургской духовной академии Евграфа и Филарета.

Начинается стремительный рост молодого Филарета - 1 марта он был определен Комиссией духовных училищ на должность инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии, с занятием в ней кафедры философских наук, в звании бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии. 28 марта посвящен митрополитом Амвросием в иеромонаха. 9 авг. того же 1809 г., назначается на должность ректора Александро-Невского духовного училища, с оставлением в прежних должностях. Никогда ранее не занимая административных должностей, он вдруг оказался руководителем двухсот молодых людей, сильно различавшихся как по степени нравственности, так и по успехам в науках. Душа его лежала к богословию, а оказалось нужно было погрузиться в холодные воды философии, которую знал меньше и особо не любил. «Вы знаете, думаю», — писал он 14 февраля 1809 г. своему родителю, — что я люблю богословию, ибо нахожу в ней утешение: но теперь должен заниматься холодною философиею)»10 Поэтому можно понять его радость, когда он 8 февраля 1810 г. был перемещен в самую академию не с титулярным лишь, как было доселе, званием, а на действительную должность бакалавра богословских наук. Он преподавал св. писание (герменевтику), библейскую и церковную историю с древностями церковными, церковное право и часть догматического богословия. С особенною силою и яркостью раскрываются его дарования и энергия. Филарет в высшей степени добросовестно исполнял преподавательство и обязанности администратора, и до сущих мелочей входил в любое дело. Но в полной мере его горячая и тонкая натура, раскрывается в его проповедей - в них за привычными оборотами на церковнославянском языке стояли подлинные чувства Филарета.

Однажды митрополит Амвросий как-то вспомнил слова московского владыки Платона в одном из писем, что Дроздов славился в лавре своими поучениями, и посоветовал ему подготовить проповедь. Первое же слово Филарета, произнесенное в 1810 году в день Благовещения, произвело сильное впечатление.

Владыка Амвросий с радостью поздравил вошедшего в алтарь иеромонаха и благословил ему выступать с проповедями почаще. О своём новом проповеднике, он рассказал обер-прокурору князю Голицыну и пригласил послушать Филарета. Голицын приехал, раз другой и стал ездить на все проповеди Филарета, да еще привозить с собою друзей, родственников и знакомых, перед, которыми, в свою очередь, гордился красноречивым глашатаем слова Божия.

Столица заговорила о новом проповеднике в лавре. Голицын рассказал о Филарете в Зимнем дворце, и рассказ произвел впечатление. Напечатанные проповеди Филарета вызвали восхищение государя. Тогда, из добрых побуждений Голицын решил, что следует поддержать Филарета. И вскоре за отличие в проповедовании Слова Божия иеромонах Филарет был всемилостивейше пожалован наперсным крестом с драгоценными камнями. Для простого монаха то было отличие небывалое. А чуть позже Филарет был возведен в сан архимандрита. Его стали приглашать на службы в Большую церковь Зимнего дворца. В своём письме от 20 декабря 1810 г., к родителем он писал: «Напрасно говорите Вы о моих заслугах: я чувствую в глубине моего сердца, что счастлив не по заслугам. Вашим добродетелям и молитвам приписываю я и то, что Бог соделал меня отчасти орудием Вам по достоинству принадлежащего воздаяния. Не оставьте просить Бога, чтобы я не был неблагодарен к Его Промыслу, которого следы вижу и осязаю в моей жизни!»11

Если в Троицкой лавре покровителем и благодетелем его был митрополит Платон, то в Санкт-Петербурге главными покровителями его явились такие властные лица, как первенствующий член Священного Синода митрополит Амвросий и обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын. С князем Александром Николаевичем, архимандрит Филарет за последние время сильно сблизились, несмотря на очевидную разницу в положении и возрасте. Филарет часто бывал в доме князя, и вечера напролёт шли разговоры обо всем, и обоим было интересно друг с другом. Святителя привлекало в обер-прокуроре очевидное стремление к углублению духовной жизни, которое ставило человека в личное общение с Богом. Князь в свою очередь, нашел в проповедях Филарета отражение мистики, правда, то была православная мистика, тесно связанная с православной догматикой. Познания Филарета были действительно велики, а ум живой и свободный от мирской суеты. Доверие князя росло быстро, он нередко пускался в откровенности пред двадцативосьмилетнем монахом.

Слава святителя Филарета росла и он понимал, что его проповеди должны пробудить в людях истинную любовь к Богу, вернуть их на истинный путь своего спасения. «Путí е же прá ведныхъ подó бнѣ свѣ ́ ту свѣ ́ тятся: предхó дятъ и просвѣ щá ютъ, дó ндеже испрá вится дé нь.» (Прит.4.18)

Его проповеди 1812—1814 гг. выражали постоянную сосредоточенность на Священном Писании. Сформировавшийся в то время у святителя Филарета подход, точнее метод богословствования, вернее всего определил священник П. Хондзинский: «.слово Писания есть не внешняя опора мысли, но закваска, дающая жизнь ее (мысли) вербальному выражению»12

В 1812 г., 11 марта, святителя Филарета назначают на пост ректора Санкт-Петербургской духовной академии, со званием ординарного профессора богословских наук. Став во главе академии, митрополит Филарет установил в ней порядки, послужившие образцом для всех академий, в 1814 г. он переделывает академический устав (1808 года) и возвел вверенную ему академию на высокую степень, подобающую высшему духовно-учебному заведению. Почти одновременно с назначением на должность ректора Филарет получил звание настоятеля первоклассного новгородского Юрьева монастыря и сделан присутствующим членом Санкт-Петербургской духовной консистории. В 1820 г. он назначается архиепископом Ярославским, а следующим указом 2 июля 1821 г. — архиепископом Московской епархии, которой он управлял до своей блаженной кончины.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.