Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие правила» региональной политики стран-членов ЕС и их значение для России.






Во многих странах региональная политика все больше обнаруживает у себя так называемые «общие правила» (тенденции и закономерности), самой общей из которых является структура вопросов, к которым приковано внимание (законодательство, институты и т.д.). Но при этом необходимо учитывать некоторые факторы:

1.исторический (опыт других стран);

2.вопрос сопоставимости национально законодательно – институционных сред (в Западной Европе эти среды действуют десятилетия, и общество в них действует стабильно, а Россия не полностью закончила переходные процессы).

В странах западной Европы идут процессы децентрализации, более того есть страны, унитарные по своей Конституции, и у них усиливаются элементы, присущие федеративному государству. Но в то же время роль государства в экономике все усиливается.

Доля суммарных государственных расходов в ВВП, %

Государство        
Германия Испания Италия Франция Россия 32, 8 36, 1 - 42, 8 28, 9 38, 1 45, 1 - 42, 3 37, 9 47, 9 46, 1 34, 9 45, 6 43, 5 49, 1 47, 6 40, 7

Децентрализация в целом и процессы, связанные с ней носят долгосрочный характер (десятилетиями длились планы и программы). Оказывается, что у процессов децентрализации в ГУ, существует несколько условий – политическая стабильность, стабильность институтов, но главное – в долгу у государства должен быть высокий уровень экономического развития (ВВП на душу населения).

Касаясь пространственной организации России, то в ее совершенствовании идет дискуссия по поводу субъектов региональной политики и их укрепления. Этот решается путем создания федеральных округов. Выделение объектов регулирования не всегда может совпадать с административными границами. На базе этих зон могут выделяться проблемные зоны.

В государствах членах ЕЭС институциональной среде и самим институтам уделяется большое влияние. В России решением вопросов государственной и региональной политики занимаются различные министерства и ведомства в какой – то части, а единых институтов по региональному развитию нет.

Законодательной базы в странах ЕЭС тоже достаточно, а у нас законодательная база слабая, она существует фрагментально. Законодательства о территориальном устройстве нет. Была попытка – генеральная схема расселения, которая осуществилась без среды к ее реализации, т.е. если нет структуры, которая этим занимается, то и исполнять эту схему некому. Отчасти федеральные проблемы регионального развития выполняют функции, но они слишком узкие, не комплексные. Отсутствие таких программ на государственном уровне приводит к их отсутствию в регионах.

Политика финансово – экономического выравнивания существует везде и основывается на конституционных положениях. В этом выравнивании задействовано несколько механизмов, в том числе бюджетное выравнивание.

Финансовая помощь бюджетам субнационального уровня (до середины 90-х гг.)

Страны В % ВВП В % к доходам субнациональных бюджетов
Германия Испания Италия Франция Россия 1, 5 4, 9 7, 6 3, 1 1, 8 8, 4 43, 2 57, 8 30, 6 12, 4

Важным механизмом регионального развития является его стимулирование. Во всех странах имеется тот или иной механизм стимулирования. У нас в последнее время появилась только стимулирующая функция – в трансфертах есть стимулирующая часть.

 

Основное содержание (направление) современной региональной политики.

В настоящее время в региональной политике страна должна столкнуться с рядом новых явлений, последствия которых для региональной политики оценить однозначно тяжело. Особенности:

  1. дальнейшей экономический рост в стране должен происходить на качественно новой основе (1-я лекция);
  2. у российских регионов будет расти зависимость от мирового хозяйства;
  3. переход к постиндустрии и информационному обществу с особыми функциями различных регионов;
  4. изменения образа жизни населения, и соответственно связанные с этим требованием развитие социальной сферы;
  5. ужесточение экологических требований;

Сама стратегия региональной политики во временном аспекте содержит 3 этапа:

1.завершение переходного периода;

2.осуществление крупных программ, которые приведут к качественному изменению производства, природопользования, охраны окружающей среды, развития средств связи и транспорта и т.д.

3.выход подавляющего большинства регионов в режим устойчивого поступательного развития.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.